Народные ремесла
Основатели сайта о рекламе Adme создали крупнейшую фабрику контента для YouTube и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
Канал 5-Minute Crafts появился на YouTube 15 ноября 2016 года, на следующий день на нем был размещен первый видеоролик, специализация канала — необычные советы (как из вилок сделать вешалку, прищепкой зачистить провода резинкой выкрутить шуруп, ниткой разрезать торт и т. п.). За три года канал набрал 15 млрд просмотров и 60 млн подписчиков и занял 3-е место по числу подписчиков всего YouTube. В 2017–2018 годах у 5-Minute Crafts появилось еще 10 каналов-«родственников»: 5-Minute для детей, 5-Minute для семьи, 5-Minute для девушек и пр.
Таким образом за пару лет два приятеля из Казани Павел Радаев и Марат Мухаметов соорудили в интернете «вечный двигатель», приносящий им десятки миллионов долларов в год. Общее число подписчиков на их контент в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — 230 млн, на YouTube — более 300 млн человек. На этих платформах ежемесячно размещается 1500 роликов более чем на 17 языках. Радаев и Мухаметов живут и работают на Кипре, с прессой не общаются. Что скрывают?
Казанские тролли
Бывшая тележурналистка Ксения Лукичева устроилась на работу к Павлу Радаеву и Марату Мухаметову, успешно выполнив три тестовых задания. С 2004 года они выпускали сайт о рекламе Adme.ru, в 2007-м Лукичева появилась в редакции, которая размещалась на окраине Казани в здании бывшего завода. «В Adme.ru мы работали не поднимая головы с восьми утра. Нам объясняли: рекламщики придут на работу, и у нас должно быть что им почитать», — вспоминает Лукичева. Сначала она была автором, а в 2013 году стала главным редактором сайта и публичным лицом компании. Радаев и Мухаметов предпочитали оставаться в тени, тусовок избегали, в Москву приезжали редко.
В 2002 году Павел Радаев вместе с владельцем местного оператора связи «Сити Ком» Андреем Красных и его женой учредил веб-студию «Ликсил Графикс», которая делала сайты на заказ. «В год выходило до двадцати проектов, и оборот был небольшой, — вспоминает Красных. — Интернет-рынок в Казани был тогда еще сырой, что не позволяло развиться». Через несколько лет Красных с женой вышли из бизнеса, который оказался им неинтересен.
У Радаева было больше энтузиазма. «Интернет в Казани скоро вырастет, и появятся новые лидеры, — писал он в 2003-м в своем блоге. — Появится культура читать авторские проекты, а не анекдоты». В соавторстве с Мухаметовым он писал дерзкие посты для портала creatiff.kazan.ru с критикой рекламных кампаний «Мегафона», сигарет «Ява» и водки «Абсолют». Троллинг рекламодателей и привел к идее сайта о рекламе Adme.ru.
Конкурентов было не так много, основной — информационный портал о рекламе и маркетинге Sostav. ru, созданный в 1998 году брендинговым агентством Depot. «Adme создавался маргинально, — вспоминает основатель и владелец Depot Алексей Андреев. — Могли бессовестно скопипастить у нас интервью и выдать за свое и не упускали возможности задеть слоганом типа: «На Sostav.ru вы заснете от скуки». Первое время Андреев возмущался, а потом ему стало безразлично. В казанской редакции тогда работало всего пять человек: три журналиста и два основателя, Радаев отвечал за техническую часть и финансы, Мухаметов курировал наполнение сайта. Лишь когда Лукичева стала главным редактором, она уговорила владельцев нанять фоторедактора и специалиста по работе в социальных сетях. «Мы просто знали свое дело и любили свою работу, — рассказывает Лукичева. — Было видно, как наш авторитет растет, с нами начали считаться такие гиганты, как BBDO». Вскоре Adme обогнал Sostav.ru по посещаемости. В 2013-м на сайт про рекламу заходило уже по 6–7 млн пользователей в месяц. Перед главным редактором поставили задачу: рост аудитории на 10% каждый месяц. «Где я столько людей в интернете возьму, думала я», — вспоминает Ксения Лукичева. Тем не менее за год посещаемость ресурса выросла более чем вдвое, до 15 млн. Летом 2015 года Ксения Лукичева из Adme уволилась.
Несмотря на внушительный рост аудитории, Adme как бизнес не устраивал Радаева и Мухаметова. За несколько лет два приятеля из Казани соорудили в интернете «вечный двигатель», приносящий десятки миллионов долларов в год «В сегменте сайтов о рекламе нет независимых медиа. Тот же Sostav принадлежит рекламному агентству, и деньги зарабатываются на другом», — объяснял Мухаметов в одном из интервью проблему ресурса. Бывший технический директор Adme Евгений Степанищев подтверждает: доход был крайне нерегулярным, и периодически приходилось «закрывать дырки» в Adme деньгами, заработанными на заказах «Ликсил Графикс» и наоборот.