Ценные кадры
Обсудить вечные ценности Grazia решила с теми, кого смело можно назвать их носителями. Шесть культовых итальянских дизайнеров объяснили, почему женственность, семья, желание помогать и кое-что еще никогда не выйдут из моды.
Уже третий год итальянка Мария Грация Кьюри работает во французской столице. Перед самым стартом Недели моды в Париже Grazia поговорила с креативным директором Dior о национальных особенностях моды, феминизме и женственности.
Музами вашей весенне-летней коллекции стали Пина Бауш и Айседора Дункан. Почему именно они?
Они настоящие героини – артистки, которые во всех смыслах раздвинули границы. Как, кстати, и танцовщицы Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Марта Грэм. Их эксперименты освободили танец от целого ряда стереотипов и выдвинули на первый план творчество. Они обладали не только талантом, но и смелостью, чтобы придумать новый язык тела, доказывающий, что, объединив дисциплину, женственность и силу духа, можно получить грандиозный эффект. Поэтому я решила уделить им особое внимание в коллекции.
А какие женщины вдохновляют вас вне зависимости от сезона?
Те, кто не воспринимает успехи как должное и усердно трудится. В них есть достоинство, и они способны получить то, к чему стремятся. Такая страсть может нарушить любые правила – и в делах, и в обычной жизни. Меня привлекают женщины, которые могут работать сообща, помогать друг другу и двигаться вместе. Те, кто преподносит женственность так, как считает нужным, не пытаясь скрыть ее или, что еще хуже, сыграть какую-то роль, чтобы оправдать чужие ожидания.
Думаете, женственность как-то связана с феминизмом? Многие уверены, что эти понятия взаимоисключают друг друга.
Они должны быть взаимодополняющими! Мы слишком зациклены на том, чтобы казаться идеальными и независимыми, и забыли о своих истинных желаниях. Нам необходимо научиться без стеснения принимать свою женственность и, может быть, даже изменить значение этого понятия. Я вижу его как форму активизма, главная цель которого – не только стремление к равноправию, но защита нашего права на индивидуальность.
И все же, какие проявления феминизма кажутся вам чрезмерными?
Я не вижу ничего плохого в феминистских демонстрациях – важно и полезно доносить новую информацию, мотивируя другое отношение к женщинам. Мне не нравится дешевая эксплуатация этого термина, злоупотребление им и упрощение до «бесплотного выражения гнева», который не предлагает никаких решений. На мой взгляд, это негативные тенденции, особенно потому, что они противодействуют и нейтрализуют разрушительную, в хорошем смысле слова, силу феминизма.
Жизнь свела вас со многими великими людьми из мира моды, у которых можно многому научиться. Кто произвел наибольшее впечатление и почему?
Думаю, что сотрудничество с сестрами Фенди в начале моей карьеры оказало огромное влияние на мою профессиональную подготовку и интеллектуальную базу. Настоящее сестринство, семья, объединение женщин, которые умеют распоряжаться властью и способны работать вместе для достижения общей цели. Каждая из них защищала свои особенности и таланты, отображая в работе свой взгляд на женственность. Я не сразу это поняла, но теперь чем больше об этом думаю, тем сильнее убеждаюсь, что именно этот опыт помог мне стать той личностью и тем дизайнером, которым я являюсь сейчас.
Удалось ли вам открыть в себе новые качества за время работы в Dior? Как дизайнеру, личности, женщине?
Каждое событие – это внешнее и внутреннее путешествие. Потому что наш личный прогресс заставляет учиться и узнавать больше о самих себе. Здесь, в Dior, каждый раз, когда я запускаю очередную коллекцию, посещаю архив, просто общаюсь с людьми, с которыми работаю или нахожусь на совещаниях, то чувствую, что занимаюсь настоящим исследованием со всеми переживаниями и ожиданиями, присущими новому проекту. Должность креативного директора дома позволила мне войти в тот мир, о котором я знала только с чужих слов, и погрузиться в него, чтобы понять всю его сложность. Кроме того, это помогло мне увидеть свои новые грани: я стала более вдумчивой, осознала ценность моего женского начала. Я счастлива, что могу передать эти чувства через моду, и горжусь той ролью, которую женщины не только могут, но и должны играть в этой индустрии сегодня.
До этого вы много лет работали в знаменитых итальянских домах моды. В чем разница между французским подходом к моде и итальянским?
Думаю, что речь идет не о разных подходах, а о традициях. У них разные корни и история, поэтому у нас два непохожих, но одинаково оправданных пути. В Dior, например, я смогла войти в сложную, но чрезвычайно цельную среду с очень четким центром – своего рода институтом, из которого все проистекает, а затем движется к внешней стороне. А у итальянских брендов в силу истории более запутанное и сложное устройство. Кроме того, во Франции мода больше воспринимается как культурное явление.
Наш специальный выпуск посвящен будущему. Что вы о нем думаете?
Для меня это синоним возможностей. Я оптимист, поэтому проблемы, которые могут возникнуть, меня не пугают. Работа и размышления, которыми я занята, дают мне шанс уверенно смотреть в завтрашний день и сделать его максимально похожим на наши мечты и представления о прогрессе.
Может быть, вам хочется изменить что-то конкретное в фэшн-индустрии?
Я надеюсь на появление большего количества людей, осознающих роль моды в решении социальных вопросов, ведь это язык, который понятен абсолютно всем. И наша аудитория настолько велика, что мы несем огромную ответственность перед обществом, особенно перед молодежью. Позитивный месседж о возможности расти и становиться лучше, продвижение инклюзивных образов, понятных самым разным людям, – это то, что я пытаюсь сделать с помощью своей работы, и то, что может стать одной из центральных целей мировой фэшн-индустрии.
А как будет меняться стиль Dior? Ведь у бренда уже есть невероятное наследие, огромное количество хорошо знакомых нам символов…
Важно понимать, что у такого дома, как Dior, есть сильные коды, которые остаются в основе, даже когда меняются с появлением новых креативных директоров. Моя деятельность заключается в том, чтобы придать нужную форму новым направлениям, которые в то же время будут сохранять наследие дома, продолжая при этом его традиции.
Вы неоднократно признавались в любви к современным технологиям и социальным сетям. Тем не менее какие, по-вашему, недостатки можно выделить в повальном увлечении цифровыми ресурсами?
Социальные сети позволяют нам направлять позитивные сигналы, а новые технологии прекрасно подходят для экспериментов, общения и преодоления расстояний. Вот почему я просто очарована всем этим. Однако именно это повсеместное присутствие скрывает массу опасностей. Думаю, единственный способ избежать неприятностей – постараться привить людям, и особенно молодому поколению, верное отношение к технологиям как к возможности изучения мира и источнику вдохновения. И если критически воспринимать все, что мы получаем из виртуального пространства, можно научиться правильно двигаться между ним и реальностью, которая нас окружает.
Сильвия Вентурини-Фенди точно знает, как в золотой век капитализма сохранить семейные ценности не только в собственном доме, но и в штаб-квартире Fendi в Риме. В интервью Grazia представительница легендарной модной династии рассказала, чему научилась у мамы, ее сестер и Карла Лагерфельда.
Для начала расскажите, откуда взялась идея выпустить обновленную сумку Fendi Baguette?
Мне хотелось, чтобы в этом сезоне Baguette стала манифестом индивидуальности. Она, в общем, и была им на протяжении долгих лет как раз потому, что мы придумывали бессчетное количество вариаций. В коллекции этого сезона модель полностью выполнена из кожи наппы – настолько мягкая и невесомая, что я бы сравнила ее с подушкой. А представлена сумка в трех размерах: мини, стандартный и макси. Mamma, figlia e nipote. (Мама, дочь и внучка. – Примеч. Grazia.)
Как по-вашему, Baguette стала культовой благодаря дизайну? Или главное в ней удобство?
Признаюсь, мне хотелось устроить революцию вроде той, что совершили в меховой отрасли моя мама и тетушки много лет назад. Я мечтала воскресить дух времени, когда аксессуары были многофункциональными, – и если честно, это было несложно. На тот момент так раздражал повсеместный минимализм 90-х (который, кстати, серьезно ограничивает творческий процесс), что появилось желание создать что-то совершенно непохожее на популярные модели. Baguette и сейчас революционна в своей философии: лаконичный стиль в ней не спорит с максимальным комфортом.
Кстати, о вашей знаменитой маме и тетушках. Fendi до сих пор позиционируют себя как семейный модный дом. Расскажите о его фамильных ценностях.
Наш бренд – это многолетние традиции, на которых строится будущее. Это признанные мастера своего дела – и для них нет ничего невозможного. Наконец, это материалы высочайшего качества. Мы постоянно развиваемся, экспериментируем, но всегда верны нашему наследию. Процесс изучения чего-то неизведанного меня так захватывает, что я нередко ощущаю настоящий полет фантазии, а потом рождается и новый дизайн.