Ты мое золото
Ежедневно YouTube-блогеры зарабатывают сотни тысяч. Но лидеры на этом рынке — вовсе не шоу Ивана Урганта и Big Russian Boss. Самые богатые и востребованные блогеры в России — малыши, которым нет и восьми. За год они получают несколько десятков миллионов рублей — совсем не детские гонорары.
Ночью 2 апреля полицейские небольшого городка Маунтин-Вью обнаружили на парковке местной забегаловки женщину, уснувшую в машине. Из 20‑минутного допроса следовало, что она поругалась с родителями и приехала в Северную Калифорнию искать работу. На следующее утро, преодолев 40 километров по шоссе, она вырулила в городок Сан-Бруно и припарковалась неподалеку от штаб-квартиры YouTube. Через пару часов в павильоне, где обычно обедали сотрудники видеохостинга, раздалось шесть выстрелов. Уже на следующий день CNN обнародовало данные обыска в машине 39‑летней Насим Агдам. В бардачке обнаружили следы пуль от 9‑миллиметрового пистолета Smith & Wesson. Сначала троих пострадавших назовут ее бывшими любовниками, но к вечеру они придут в себя и признаются, что видели эту женщину впервые. Родители Агдам — YouTube-блогера и фитнес-модели — скажут, что их дочь в жизни не обидела и муравья. А потом припомнят: пару месяцев назад ее психическое состояние вызывало вопросы. В то время YouTube перенес канал Агдам о веганстве и правах животных во взрослый раздел, чем лишил ее пары тысяч несовершеннолетних зрителей. Также платформа запретила ей размещать в роликах рекламу — главный способ заработка в сети. Теперь за каждые 300 тысяч просмотров она получала лишь по десять центов.
YouTube давно перестал быть помойкой. Вернее, так: YouTube стал главной помойкой в интернете, которая ежедневно приносит компании несколько сотен миллионов долларов. Только в прошлом году в России рекламодатели потратили на рекламу в YouTube ровно столько, сколько получают телеканалы с шоу Андрея Малахова или «Битвой экстрасенсов» — 116 миллиардов рублей. Американский Forbes составил уже третий по счету рейтинг самых влиятельных и высокооплачиваемых блогеров; его лидер, британский геймер Даниэль Миддлтон, заработал в 2017‑м больше $17 миллионов. Неизвестно, какой доход YouTube приносил Агдам до санкций, но, оставшись без него, она явно слетела с катушек.
За полгода до этого компания провела зачистку и на русском рынке. Из сети пропали каналы, «нарушающие правила сообщества» и «пропагандирующие нездоровое питание». Один из лидеров русского сегмента, блог Vlad Crazyshow, по данным WhatStat, потерял из-за этого ежедневный заработок в 976 тысяч рублей. Для сравнения, блог «вДудь» в среднем получает по 52 тысячи рублей в сутки. Но в отличие от Юрия Дудя, Vlad Crazyshow ведет не журналист или телеведущий. Это канал семилетнего мальчика из Москвы. И он просто обожает сладости.
В категорию «В тренде» ежедневно попадают самые разные видео: интервью того же Дудя с Дмитрием Нагиевым, расследование «Фонда борьбы с коррупцией» или новые клипы Филиппа Киркорова. Но монетизация этих каналов в разы уступает заработку самых популярных блогеров в российском интернете.