Джентльмен, удачи!
Перед выходом в прокат супершпионского приквела «King’s Man: Начало» GQ попытался посчитать, сколько личностей в Рейфе Файнсе.
Вы не знаете Рейфа Файнса. Он никогда не остается тем, кем его привыкли считать: Волан-де‑Морт для целого поколения — и начальник Джеймса Бонда для другого. Заслуженный английский театральный актер — и голос из мультфильма про Уоллеса, Громита и кролика-оборотня. Лицо зла в «Списке Шиндлера» и «Красном драконе» — и чаплиновского масштаба комик в «Отеле «Гранд Будапешт». Грандиозная роль царя Эдипа в одноименной постановке лондонского Национального театра в 2008 году — и не менее грандиозная роль киллера-психопата в «Залечь на дно в Брюгге» в том же 2008 году. Архетипический англичанин — и почетный гражданин Сербии. Шекспировский Кориолан — и Евгений, в конце концов, Онегин. Иногда кажется, что в Рейфе Файнсе живет несколько десятков абсолютно разных, часто противоречащих друг другу Рейфов Файнсов.
Простым наличием таланта это ощущение не объяснить: заслуженных актеров много, а Рейф Файнс такой один. Возможно, дело в классическом образовании — он окончил Королевскую академию драматического искусства и провел много лет на театральных подмостках, в том числе в составе великой Королевской шекспировской труппы, — собственно, в театре он регулярно играет до сих пор. Может быть, это семейное: вы помните его брата Джозефа по «Влюбленному Шекспиру»; вы видели экранизацию «Онегина», снятую его сестрой Мартой; вы, скорее всего, не видели документальный фильм «Гид по кинематографу для извращенцев» его другой сестры, Софи, — а зря. Либо дело в том, что для Рейфа Файнса — актера не существует пропасти между высокой культурой и массовыми развлечениями. Точнее, даже так: одним своим присутствием в кадре (или на сцене) он делает высокое искусство ближе для неквалифицированного зрителя, а массовые зрелища поднимает на несколько ступенек выше положенного