Говорят, мы бяки-буки: самые нестандартные бандиты в кино
С момента возникновения кино режиссеры и сценаристы в числе прочего исследуют на экране образы бандитов, то романтизируя их, то делая максимально отталкивающими. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о самых нестандартных экранных преступниках, разрушающих привычный шаблон.
«Джентльмены» / The Gentlemen (2024)
Режиссер: Дэвид Кэффри, Эрен Криви, Нима Нуризаде
В ролях: Тео Джеймс, Кая Скоделарио, Дэниэл Ингс, Джоэли Ричардсон
В своем недавнем сериале англичанин Гай Ричи разрешает себе любимое guilty pleasure многих британцев — развенчивает стерильный образ местной аристократии. Режиссер создает мир, в котором современная знать оказывается частью опасного и неприглядного мира большого криминала. Герои оказываются втянуты в незаконный бизнес наркокартелей, расположивших свои теплицы по выращиванию марихуаны прямо под роскошными особняками богачей с титулами. Персонаж Тео Джеймса Эдди Хорнимен после смерти отца унаследовал не только крупное состояние, но и нелегальный наркобизнес усопшего. Герой с высокими моральными принципами сперва пытается держаться в стороне, но чем сильнее он сопротивляется, тем глубже его затягивает криминальный мир. Ричи создает амбивалентного героя, который не строит из себя рыцаря и даже смущается, когда к нему обращаются «ваше сиятельство». Но он тут же забывает про хорошие манеры и светский этикет, когда дело касается больших денег и опасных людей, покусившихся на его собственность. Эдди Хорнимен — преступник с безупречным стилем, тактом и твердой убежденностью, что добро должно быть с кулаками.
«Залечь на дно в Брюгге» / In Bruges (2017)
Режиссер: Мартин Макдона
В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Рэйф Файнс, Клеманс Поэзи
Совершенно иными своих героев вне закона представляет ирландец Мартин Макдона. Персонажи Колина Фаррелла и Брендана Глисона — наемники, которые после провала на очередном задании решают затихариться в небольшом городке в Бельгии. Но проблема героев не только в невыполненной работе и разочаровании заказчика, но и в личной разобщенности. Причем не только друг с другом, но и с самими собой. Макдона деконструирует привычный образ киллера — человека, чья рука никогда не дрогнет. Его герои, напротив, кажутся очень хрупкими, слабыми и абсолютно потерянными. Эти преступники попали в ловушку личного кризиса и депрессии, которую Макдона редким примером для жанра вписывает в подчеркнуто криминальный сюжет. Это все еще спорные протагонисты, но у них обнаруживается расшатанная нервная система и способность к саморефлексии.
«Драка в блоке 99» / Brawl in Cell Block 99 (2017)
Режиссер: С. Крэйг Залер
В ролях: Винс Вон, Дженнифер Карпентер, Дон Джонсон, Удо Кир
Недооцененный инди-режиссер С. Крэйг Зеллер в своем втором фильме предлагает свежий взгляд на привычный образ бандита и Винса Вона. Актер работал с постановщиком дважды: в «Драке в блоке 99» и в «Закатать в асфальт» — и оба раза сыграл преступников с большим «но». Во-первых, герои Вона, часто ассоциирующегося с комедиями, подчеркнуто серьезны. Во-вторых, это преступники, которые сами оказываются в уязвимом положении и сталкиваются с еще большим злом. Самым интересным оказывается его герой Брэдли из «Драки». Кажется, что он недостоин сочувствия: бывший боксер, любящий помахать кулаками за пределами ринга, наркодилер и грабитель. Но однажды он попадет в тюрьму, а мафия достает его даже там. От Брэдли требуют почти невозможного: для загадочной цели он должен добиться перевода в тюрьму строгого режима для