Главные подкастеры страны
Как Лика Кремер и Катя Кронгауз зарабатывают на подкастах с помощью секса и пассивной агрессии
Лика Кремер и Катя Кронгауз занялись подкастами, когда этот формат только начал набирать популярность в России. Именно подкасты «Медузы», где они тогда работали, стали точкой входа для многих современных слушателей формата. Запустив собственный бизнес, они в реальном времени делятся со слушателями всеми трудностями, наблюдениями и находками. За первые полгода существования студия подкастов «Либо/Либо» заработала около 6,5 млн рублей и выпустила 20 подкастов, среди которых «Истории русского секса», «Деньги пришли» и «Либо выйдет, либо нет». Основательницы «Либо/Либо» рассказали Inc., как руководят компанией вдвоем, кто из команды балансирует пассивную агрессию активной и что помогает зарабатывать на подкастах в период карантина.
Встреча в подворотне
Лика Кремер и Катя Кронгауз познакомились, когда обе работали на телеканале «Россия» в начале 2000-х. Лика вела программу «Частная жизнь», а Екатерина была одним из редакторов. Однажды, во время съёмки в кафе на Тверской Лике нужно было переодеться и за отсутствием нормальной раздевалки пришлось делать это в ближайшей подворотне. Катя держала её вещи. Так и состоялось знакомство.
— С тех пор примерно ничего не изменилось: то я стою заваливаюсь, а Катя рядом поддерживает, то Катя заваливается, а я помогаю, — смеется Лика.
Вторая их встреча состоялась через 6 лет — Лика, которая к этому моменту была главредом «Сноба», впала в творческий кризис и неожиданно заявила друзьям, что хочет на стажировку в «Медузу», — ей нравилось новое интернет-издание, и она хотела посмотреть, как там всё устроено. Общая знакомая написала Кате Кронгауз, которая работала в «Медузе», и попросила позвать Лику на стажировку.
Приглашения в Ригу не пришлось долго ждать. Генеральный директор «Медузы» Галина Тимченко и издатель Илья Красильщик предложили Лике написать концепцию развития видеодепартамента. По результатам этого тестового задания Лику взяли на работу, летом 2016 года она уволилась из «Сноба», собрала семью и переехала в Ригу.
Подкастеры-каннибалы
С первых дней работы между Ликой и Катей возникали конфликты. Первая была хаотична, работала много и быстро, вторая была сторонницей порядка в работе и более вдумчивых решений. «Мы не совпадали, шли разными темпами — не в ногу. Из-за этого несовпадения мы друг друга и раздражали, хотя в жизни у нас были хорошие отношения», — объясняет Лика.
Через некоторое время в «Медузе» сформировалась группа желающих делать подкасты. Лика стала центром этой компании: она слушала англоязычные подкасты с конца нулевых и верила, что это станет трендом и в России. Сначала руководители издания отнеслись к этой затее как к не очень понятной причуде, но в рамках эксперимента дали добро. Через три недели вспыхнул пожар. «Я помню, как на меня кричали, что я каннибализировала редакцию и все, вместо того чтобы писать тексты, только и делают, что занимаются подкастами», — вспоминает Лика. Но в итоге идея выстрелила: аудитория подкастов начала расти, и Лика стала руководителем нового отдела в «Медузе».
К компании подкастеров-каннибалов примкнула и Катя. Вместе с Андреем Бабицким они начали вести подкаст «Дело случая» — о том, как меняется этика в современном мире. Продюсировала его Лика. Судьба следующего подкаста — «Как жить», — в котором Катя Кронгауз и Галина Тимченко (женщины из разных поколений) должны были рассуждать о жизни, не складывалась, пока Лика не вписалась в качестве третьей ведущей. «Мы втроём бегали голенькими», — так она описывает уровень открытости их бесед.
С нашей первой встречи примерно ничего не изменилось: то я стою заваливаюсь, а Катя рядом поддерживает, то Катя заваливается, а я помогаю
Несмотря на рост аудитории, настоящее понимание того, что новый формат полетел, появилось у создательниц после открытой записи подкаста «Как жить» в октябре 2018 года, на которую пришли 300 зрителей. Так они увидели, что за цифрами стоят живые люди.
— Мы не понимали, откуда этот успех. Мы ничего особого не делали: просто разговаривали друг с другом на запись, и нам это приносило большую радость, — признается Лика. — Тот факт, что у нашего подкаста появилась такая вовлечённая аудитория, удесятерил наше удовольствие.
В конце 2018 года в «Медузе» произошёл скандал. Многие, кто делал подкасты, включая Катю Кронгауз, ушли из издания. Перед Ликой встал вопрос: оставаться и руководить своим отделом или уходить и начинать что-то другое. Она осталась.
Чтобы как-то сохранить общее дело, Лика, Катя и Андрей Бабицкий за несколько дней до Нового года записали первый выпуск уже независимого подкаста «Так вышло». В новогоднюю ночь, сидя под ёлкой, друзья загрузили первый выпуск на SoundCloud.
Как год встретишь, так его и проведёшь
Лика руководила отделом в «Медузе» и параллельно записывала подкасты с друзьями. К тому времени она успела завоевать репутацию главного в России специалиста по подкастам, и в этом качестве её регулярно приглашали на разные мероприятия. Стала формироваться идея, что пора делать что-то своё, но у Лики не было чёткого плана. И вдруг в феврале 2019 года Илья Красильщик познакомил её с инвестором Львом Левиевым, который интересовался подкастами.
Лев думал об инвестировании в платформы для подкастов, а Лика хотела заниматься их производством. В своём спонтанном питче она ориентировалась на американскую компанию Gimlet Media, которая за три года в сумме привлекла $27 млн инвестиций. Левиев согласился обдумать её предложение и отправил писать бизнес-план. Лика, которая не представляла, как это делается, начала с того, что набрала в Google «how to make business plan». Дальше помогали друзья.
Катя посоветовала Лике обратиться к их приятелю Александру Мансилья-Крузу, который раньше работал в McKinsey. Он провёл с ней интервью, задав все самые важные вопросы: кто твоя команда, сколько ты хочешь произвести подкастов в первый год, сколько собираешься зарабатывать на одном выпуске, кто твои рекламодатели, и т. д. На удивление, Лика смогла ответить на все вопросы (годы на руководящих должностях в медиа не прошли бесследно). Александр, в свою очередь, объяснил ей азы: например, что каждый выпуск каждого подкаста должен быть в среднем прибыльным или что у компании должно быть проектное финансирование.