Марина Разбежкина: да, нет, не знаю
«Нужно жить с любопытством ко всему, что нас окружает»
Сегодня режиссеру Марине Разбежкиной 72 года. В ее портфолио три десятка документальных фильмов (самые известные — «Каникулы» и «Подземка») и два игровых («Время жатвы» и «Яр»). Она преподает в собственной Школе документального кино (среди ее учениц — Валерия Гай Германика и Наталия Мещанинова) и недавно стала академиком кинопремии «Оскар». Марина поняла, что хочет снимать кино, в 15 лет, когда посмотрела фильм японца Канэто Синдо «Голый остров». Теперь его помнят разве что киноманы, а в 1961‑м картина получила главный приз Московского кинофестиваля и произвела сильное впечатление на девочку из Казани: «Это игровой фильм, но снят как документальный. В нем я увидела, как жизнь вроде бы ничем не примечательных людей может стать поводом для серьезного разговора». Правда, две попытки поступить во ВГИК она провалила — а без диплома работать режиссером в СССР было невозможно. Поэтому, прежде чем стать известным документалистом, Разбежкина отучилась на филологическом факультете Казанского университета, поработала администратором на киностудии, журналистом. А потом, когда ей исполнилось сорок, началась перестройка и все стало можно, в том числе и снимать документальное кино без бумажки. Тридцать лет спустя она продолжает снимать и преподавать — но уверяет, что учит не режиссуре. Она учит видеть мир.
ДА
В 16 лет я в первый раз ушла из дома, но это не был поступок недовольной девочки. Дело в том, что я росла в библиотеке: в нашей однокомнатной квартире было несколько тысяч книг. Я все познавала из книг, но в 16 решила проверить, похожа ли реальная жизнь на книжную. В тот момент я прочитала книжку, которую практически никто сейчас не знает, — «В лесах» и «На горах» Мельникова-Печерского (Павел Иванович Мельников-Печерский — русский беллетрист XIX века. — Прим. ред.). Не помню, как называлась его должность, но он надзирал за старообрядцами в Нижегородской губернии. Книга