Бить или не бить?
Объясняем, как не доводить дело до потасовки и что предпринять, если она неизбежна.
После драки кулаками не машут. Хотя лучше не махать ими и до, и во время, и вообще никогда, а ограничиться вербальным побоищем. Если насилие и присутствует в жизни джентльмена, то лишь в виде крайнего способа противления злу.
«Gentleman would walk but never run», — пел старина Стинг. И был прав: лучше самоустраниться из горячей точки разгорающегося конфликта, мерно постукивая тростью, нежели ввязываться в драку, едва вам что-то не понравилось. Для горячечных джентльменов маркиз Куинсберри однажды написал правила бокса, просто чтобы аристократический мордобой перетекал в кровопролитие хотя бы через раз. С другой стороны, слово gentleman в оригинале слишком обтекаемо, почти как форма боксерской перчатки: тот же Куинсберри затаскал по судам и усадил в тюрьму Оскара Уайльда, когда ему надоело то, чем писатель занимался на досуге с его сыном Альфредом. Может, более джентльменским решением было бы просто разобраться на кулаках? Оскар-то был здоровенным детиной и тоже умел давать сдачи.
Кстати, именно боксерский способ мужских разборок предпочитал Хемингуэй. Когда они с Джойсом как-то нарвались в баре, тощий ирландец спрятался за могучей спиной американца и начал умолять: «Разберись с ним, Хемингуэй! Ну же!» Этот почти хармсовский анекдот подвел нас к важной теме: как вести себя, если участвовать в кулачном