Почему команда VTimes верит в пожертвования читателей вместо подписки

VC.RUБизнес

«Мы сделаем крутой проект, просто помогите нам»: издатель VTimes рассказывает о медиа бывших журналистов «Ведомостей»

Почему команда верит в пожертвования читателей вместо подписки и можно ли об экологии, здоровье и других темах говорить через призму бизнеса.

Альберт Хабибрахимов

1280
Александр Губский. Фото с личной страницы в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

20 октября официально начал работать VTimes — новый медиапроект бывших редакторов и журналистов «Ведомостей», которые уволились из газеты после смены собственников и руководства.

VTimes запустили за три месяца, издание планирует зарабатывать за счёт краудфандинга и рекламы. На сайте не будет пейволла, но будет закрытое приложение для участников клуба друзей VTimes, где они смогут общаться с журналистами, экспертами и даже героями публикаций.

К запуску издания vc.ru поговорил с бывшим заместителем главного редактора «Ведомостей» и одним из создателей VTimes Александром Губским о планах команды и состоянии медиа в России.

Вы работали в «Ведомостях» с момента основания, больше 20 лет. На сайте VTimes написано, что это стартап. Каково вернуться к проекту, который надо вырастить заново?

Волнительно, конечно. Это действительно самый настоящий стартап. Мы начали его вчетвером летом и с самого начала сделали всё «не так». Традиционно нужно было делать как: сначала написать концепцию издания, бизнес-план, найти инвесторов, сформировать коммерческую и творческую команды, зарегистрировать компанию, уйти в тень на полгода, подготовить и только потом выпустить продукт.

Но ещё весной мы не предполагали, что с «Ведомостями» всё закончится так. Мы пытались договориться [с новыми владельцами], объяснить, что такое «Ведомости», на каких принципах они создавались и 20 лет работали. Но нас не услышали. Разумеется, мы думали, что будем делать, если придётся уходить. И в процессе размышлений родился проект VTimes.

Гипотетически в нашем случае можно было подождать полгода, чтобы запустить готовый продукт. Но мы бы упустили момент и про нас бы многие забыли. Мы не хотели, чтобы про нас забыли, а наши читатели лишились площадки для экспертизы и неподцензурной журналистики, которой раньше были «Ведомости».

Поэтому ещё с конца июля мы начали публиковать новости и аналитику на временном сайте VTimes, в Telegram-канале и соцсетях. К сентябрю стало понятно, что продукт получается, нас читают и в нас верят. Тогда запустили краудфандинговую кампанию и ещё раз в этом убедились.

За полтора месяца мы собрали в клуб друзей 2500 человек, которые внесли в проект 3 млн рублей. Из них 800 тысяч рублей — ежемесячная сумма, то есть платежи будут повторяться.

Вот такие творческие и коммерческие успехи. Но мы только в самом начале и впереди ещё долгий путь.

Сколько подписчиков вы рассчитываете получить к октябрю следующего года? Какой результат будет для вас приемлемым?

Мы надеемся, что через год это число будет пятизначным. Вряд ли 90 тысяч, но больше 10 тысяч. Пока конечная цель не задана. Я буду рад, если мы сможем ежемесячно собирать минимум пару миллионов рублей от 10, 15, 20 тысяч человек.

Почему вы уверены, что количество платящих людей будет расти?

Потому что продукт будет улучшаться: будет больше материалов на большее количество тем. Мы будем охватывать разные сегменты, каналы дистрибуции и становиться более разнообразными. Например, мы уже придумали, как будем заходить в TikTok.

До сего момента я не был специалистом в краудфандинге, благотворительности и теории и практике сбора средств. Но теперь мне понятно, что у людей две мотивации помогать тем или иным проектам:

  1. Добрая воля, когда помогают просто потому, что нравится идея.
  2. Когда хотят получить что-то взамен, не важно что — значок, упоминание или что-то ещё.

Мы говорили: «Мы такие, у нас такие человеческие и профессиональные принципы. Если вы нас знаете, помните и хотите, чтобы такая журналистика, как в "Ведомостях", продолжалась, помогите нам».

Интересно, что иногда люди перечисляли суммы, даже не подписываясь на наше издание. У них могут быть другие интересы, их не интересуют деловая повестка и политика, но сама идея им близка. Но основная масса поддержавших это, конечно, наши читатели.

Если говорить про мотиваторы: вы обещаете «друзьям VTimes» привилегии. Например, эксклюзивное приложение. Что это за приложение и какие ещё будут привилегии?

Там не будет эксклюзивных статей, которых нет на сайте для других читателей. Мы представляем, что приложение даст больше возможностей взаимодействия, общения между членами клуба и журналистами, членами клубами и экспертами или даже героями новостей. Без контактов нет контрактов, так?

Мы точно будем проводить мероприятия для членов клуба. К сожалению, в пандемию возможности очного общения ограничены, но мы безусловно будем развивать это направление. Для членов клуба также будут спецпредложения от наших партнёров.

Когда выйдет приложение?

В этом году должно. Мы понимаем, что там будет и как оно должно выглядеть, но стоит вопрос разработки. По идее, это месяц, два. Мы обещали своим друзьям, что сделаем приложение в этом году, а обещания надо держать.

И туда попадут все, кто жертвовал на развитие VTimes? Неважно, какую сумму?

Сейчас — да: все, кто внёс любую сумму в рамках краудфандинговой кампании. В будущем, как мы полагаем, будет фиксированный членский взнос.

Какой будет членский взнос?

Мы сейчас обсуждаем сумму, но это незапредельные деньги. Мы же не закрытый английский клуб или гольф-клуб.

У вас есть представление, сколько люди готовы платить?

Мы знаем, сколько стоит подписка на «Ведомости» (590 рублей в месяц — vc.ru), на Republic (580 рублей в месяц — vc.ru), это будет сопоставимая сумма. Вряд ли мы установим членский взнос в десять раз больше. Всё-таки надо понимать и платёжеспособный спрос, и рыночную ситуацию.

Для «Ведомостей» была очень важна подписка. Почему вы не пошли проверенным путём, а решили делать VTimes на пожертвования?

Потому что мы стартап. Самонадеянно, глупо и безнадёжно просить покупать подписку, только потому что нас знают и мы крутые. Если мы хотим продавать подписку, мы точно должны были пройти через всё, о чём я говорил в начале: полгода готовиться, писать бизнес-план, искать серьёзные инвестиции. И только потом сказать: «Ребята, у нас крутой продукт, покупайте».

Поэтому мы пошли по другому пути и сказали: «Ребята, вы нас знаете, мы сделаем крутой продукт, просто помогите нам». В моём понимании это была единственная возможная модель, хотя, уйдя из «Ведомостей», мы как старшие редакторы сильно потеряли в зарплате. Но мы знали, на что идём.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рано похороненный рынок: кто до сих пор продаёт и покупает дискеты Рано похороненный рынок: кто до сих пор продаёт и покупает дискеты

Пересказ интервью из книги Floppy Disk Fever 2022 года

VC.RU
Жизнь взаймы: кто зарабатывает на прокате вещей миллионы и почему шеринг скоро захватит мир Жизнь взаймы: кто зарабатывает на прокате вещей миллионы и почему шеринг скоро захватит мир

У истоков шеринг-экономики стоял стартап по аренде одежды

Forbes
Типичная ошибка начинающих предпринимателей, и как ее предотвратить Типичная ошибка начинающих предпринимателей, и как ее предотвратить

Люди, которые начинают новый бизнес, часто совершают одну «фатальную ошибку»

Inc.
Бегство наследника Бегство наследника

Алексей Петрович так боялся отца, что в итоге сбежал за границу

Дилетант
Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом

Как реализуется федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом»

Forbes
6 лучших романов о последствиях глобальных катастроф 6 лучших романов о последствиях глобальных катастроф

Подборка научной фантастики от Лю Цысиня до Эмили Сент-Джон Мандел

Популярная механика
10 сложных и прекрасных микроорганизмов 10 сложных и прекрасных микроорганизмов

В природе существуют микроорганизмы, похожие, на героев фантастических романов

Популярная механика
5 признаков того, что у вас началась депрессия 5 признаков того, что у вас началась депрессия

Учимся отслеживать свое состояние и отличать сниженное настроение от депрессии

Популярная механика
Биоинженеры научились управлять стволовыми клетками РНК-интерференцией Биоинженеры научились управлять стволовыми клетками РНК-интерференцией

Для этого они создали липид-полимерные наночастицы, несущие siRNA

N+1
Марина Разбежкина: да, нет, не знаю Марина Разбежкина: да, нет, не знаю

«Нужно жить с любопытством ко всему, что нас окружает»

Glamour
Магическая уборка Магическая уборка

Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

kiozk originals
Как изменится Небесный град Как изменится Небесный град

Когда мы говорим, что интернет похож на город, мы что имеем в виду?

Weekend
Лигнин защитил древесину от статического электричества Лигнин защитил древесину от статического электричества

Древесина не электризуется благодаря лигнину

N+1
«Она меркантильная!»: почему женские амбиции всех раздражают «Она меркантильная!»: почему женские амбиции всех раздражают

Мы привыкаем заталкивать свои амбиции поглубже и оставаться "хорошими девочками"

Cosmopolitan
«Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом» «Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом»

Отрывок из книги генетика Дэвида Райха о том, кто же мы такие и откуда взялись

N+1
Как важно уметь говорить «нет» и делать это правильно Как важно уметь говорить «нет» и делать это правильно

Умение сказать «нет» много значит для психического здоровья и уверенности в себе

Psychologies
Homo Deus Homo Deus

Краткая история будущего

kiozk originals
В вечном поиске В вечном поиске

Почему долго не получается найти работу и что такое синдром безработного

Лиза
Радио против видео Радио против видео

Автоматическая посадка крылатого летательного аппарата давно уже не фантастика

Популярная механика
10 убойных фактов про MMA 10 убойных фактов про MMA

Поединок за звание самого лучшего бойца в мире продолжается

Maxim
Гордость и гордыня: в чем между ними разница? Гордость и гордыня: в чем между ними разница?

Как определить, что именно мы испытываем — гордость или гордыню?

Psychologies
Без вины виноватая Без вины виноватая

Чувство вины способно разрушить нашу жизнь

Лиза
Голод 1230 года: самый страшный голод на Руси Голод 1230 года: самый страшный голод на Руси

В ночь на 14 сентября от заморозков погиб урожай, это стало началом трагедии

Maxim
На северной стороне На северной стороне

Суровая кухня Норвегии — холодного края, под стать викингам и троллям

Лиза
Вошли в моду Вошли в моду

Можно ли начать карьеру в фешен-бизнесе с нуля?

Cosmopolitan
Другой Египет: средневековые мечети, живой Некрополь и марсианские пейзажи в стране фараонов Другой Египет: средневековые мечети, живой Некрополь и марсианские пейзажи в стране фараонов

Несколько веских причин вновь вернуться в Египет

Forbes
Зачем мы спим Зачем мы спим

Новая наука о сне и сновидениях

kiozk originals
Университет охраны детства Университет охраны детства

Инфантильная сторона советского авангарда и его главного учебного заведения

Weekend
Как привести дела в порядок Как привести дела в порядок

Искусство продуктивности без стресса

kiozk originals
Битва роялями: из-за чего поругались Apple и Epic Битва роялями: из-за чего поругались Apple и Epic

Есть ли что-то общее у Тима Кука и Джона Рокфеллера

Maxim
Открыть в приложении