Оператор Ксения Середа — зачем снимать кино на пленку, сколько денег в индустрии

EsquireРепортаж

«Фотография берется, по сути, из ниоткуда»

  • ФИО: Ксения Середа
  • Профессия: Оператор
  • Работы: «Дылда» (2019), «Звоните ДиКаприо!» (2018), «Кислота» (2018)

20-летняя актриса или автор саундтрека — дело, в общем, обычное. Чего не скажешь о 26-летнем операторе, в 23 года снявшем «Дылду» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в программе «Особый взгляд»), а в 22 — один из самых популярных российских сериалов «Звоните ДиКаприо!». Тем более (мы вынуждены это признать), если речь идет об операторе-девушке. В рамках проекта «Кино Esquire» мы встретились с Ксенией Середой и поговорили о том, почему на операторский факультет ВГИКа так сложно поступить, зачем сейчас снимать кино на пленку и так ли много денег крутится в киноиндустрии, как может показаться со стороны.

Давай начнем с самого начала — расскажи свою историю своими словами?

Я родилась 24 августа 1994 года в Москве. Окончила ВГИК, операторский факультет, мастерскую Юрия Анатольевича Невского. На первом курсе познакомилась с режиссером Володей Беком, и почти сразу мы с ним сняли наш дебютный полный метр — фильм «Без кожи». Это была моя первая работа — большая, но еще неосознанная. У Володи было намного больше опыта, потому что он тогда был на третьем курсе, а это уже достаточно серьезно. Мы сняли историю про двух ребят, которые поступают в театральный вуз на актеров: главный герой приехал из другого города, он знакомится с девушкой, и они живут в Москве во время вступительных экзаменов.

Почему ты вообще решила поступать во ВГИК?

Если честно, в детстве я не мечтала стать оператором. Во мне это желание сформировалось, наверное, ближе к окончанию школы. Я занималась фотографией во Дворце пионеров и там познакомилась с одним парнем, который поступил во ВГИК на операторский факультет. Он рассказал: «Слушай, это намного лучше, чем просто фотография, потому что кино — это фотография в движении». Но для поступления нужно было портфолио со снимками. В общем, мне показалось занятным попробовать поступить.

Как твои родители отнеслись к выбору профессии тогда?

Для них это, конечно, было немножко неожиданно. Наверное, потому, что я учила много языков в школе и как будто бы было достаточно очевидно стать филологом или лингвистом. Кроме языков мне нравились точные науки, а сами языки мне не столько нравилось учить, сколько нравилось на них разговаривать — и нравится до сих пор. Но ощущения, что это профессия моей мечты, у меня не было. Так что как только меня увлекла идея поступления на операторский, я начала готовиться.

А на каких языках ты говоришь?

Кроме русского я учила английский, немецкий, арабский, итальянский и болгарский.

Почему такой необычный набор?

Я хотела, чтобы это были разные языковые группы. Сейчас я говорю только на английском и на немецком, в остальных языках у меня слишком мало практики. Какие-то вещи, конечно, я помню, но язык — это очень живая вещь, он требует постоянных упражнений.

И параллельно с иностранными языками ты начала фотографировать, верно?

Да. Наверное, классе в десятом. У мамы с папой были фотоаппараты — помню, мама все время ругалась: когда мы куда-то ездили, я тратила всю пленку на очень странные, по мнению родителей, кадры. Наверняка они и правда были очень странными — деревья, небо, еще что-то. Мне всегда очень нравилось снимать, а в девятом-десятом классе еще возраст такой, когда хочется иметь хобби. И я узнала про этот кружок во Дворце пионеров. Он считался очень крутым, потому что там учили не только съемке, но и фотографическим пленочным и другим аналоговым процессам, работе с кинофотоматериалами. Там меня научили проявлять пленку вручную — это очень пригодилось на вступительных во ВГИК. Сейчас этого тура на вступительных экзаменах уже нет.

Тур состоял из того, что нужно было проявить пленку?

Да. На операторском во ВГИКе, когда я поступала, было четыре тура. Первый тур — заочный: нужно было принести комплект фотографий, около 35 штук. Гипсы, портреты, натюрморты, репортажные кадры, из которых не меньше половины должны были быть выполнены на пленку. Следующий тур — практический. Тебе выдают две катушки черно-белой пленки, и ты должен снять за один день в павильоне гипс, портрет и натюрморт, потом на улице сделать несколько жанровых или репортажных фотографий, в тот же день вернуться во ВГИК, проявить эту пленку, выбрать кадры на печать и либо напечатать их вручную на фотоувеличителе, либо отдать в печать в лабораторию. Многие отваливались на этом этапе. Третий тур — теоретический: мы сдавали историю фотографии, кинофотопроцесс, теорию материалов и оптики, хотя творческие вопросы там тоже были. И там же тоже оценивали комплект снимков, который ты отфотографировал на втором туре, — уже с технической точки зрения. Чтобы проявлять снимки, нужно иметь навык: ты должен зарядить пленку в проявочный бочок вслепую в черной комнате, и сделать это правильно, чтобы потом, когда ты начинаешь заливать проявитель, фиксаж и так далее, там ничего не слиплось. Иначе получится брак и химические процессы не пройдут так, как должны. Если ты проходил все эти туры хотя бы с баллом не ниже 41, то уже непосредственно мастер обсуждал с тобой твои комплекты фотографий, задавал вопросы на творческий потенциал и знание истории искусств — по истории в целом, истории музыки, истории живописи, истории кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мотивация по-русски Мотивация по-русски

Российский рынок коучинга, менторства и бизнес-тренингов меньше американского

РБК
Зуб точат Зуб точат

Мода — это террариум единомышленников или все не так плохо?

Vogue
«Жену люблю, но Почо мне важнее»: история дружбы человека и крокодила «Жену люблю, но Почо мне важнее»: история дружбы человека и крокодила

Дружба костариканца Чито и крокодила Почо — уникальный случай

Psychologies
Как в Советском Союзе запустили первую в мире мобильную сеть Как в Советском Союзе запустили первую в мире мобильную сеть

Что-то в СССР появлялось первым, однако рассказать об этом было нельзя

Maxim
Андрей и Люся Андрей и Люся

С 1971 года жизненные пути Елены Боннэр и Андрея Сахарова «слились»

Дилетант
Шикарные гены! Как выглядят мамы Виктории Бекхэм, Дженнифер Лопес и других звезд Шикарные гены! Как выглядят мамы Виктории Бекхэм, Дженнифер Лопес и других звезд

Знаменитости признаются, что многому обязаны своим эффектным и успешным мамам

Cosmopolitan
За последние 25 лет пестициды стали более токсичными для беспозвоночных За последние 25 лет пестициды стали более токсичными для беспозвоночных

Пестициды стали менее токсичными для рыб, млекопитающих и птиц

N+1
Как потомки Грейс Келли из княжеской семьи Монако захватывают моду Как потомки Грейс Келли из княжеской семьи Монако захватывают моду

Что нужно знать об аристократках Монако, которые связаны с индустрией моды

РБК
Как высыпаться и всё успевать. 4 проблемы со сном и способы их преодоления Как высыпаться и всё успевать. 4 проблемы со сном и способы их преодоления

Качество сна серьезно влияет на эффективность работы

Inc.
Непременная облачность Непременная облачность

«Розовое облако» — фильм, предсказавший локдаун и его последствия

Weekend
12 самых необычных злодеев кино 12 самых необычных злодеев кино

Хорошо быть злодеем! Но еще лучше быть не таким злодеем, как все

Maxim
«Иуда и Черный мессия» о войне полиции и Черных пантер — самый спорный фильм этого «Оскара» «Иуда и Черный мессия» о войне полиции и Черных пантер — самый спорный фильм этого «Оскара»

Почему стоит смотреть «Иуда и Черный мессия» и ждать ли от него сюрпризов

Esquire
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Голая правда Голая правда

Как похудеть к лету и срочно подкачаться к сезону футболок и поло?

Men’s Health
Что не так с книгой об американских издателях Бродского и Булгакова Что не так с книгой об американских издателях Бродского и Булгакова

Почему основатели «Ардиса» Карл и Эллендея Профферы заслуживают большего

РБК
Операция «Дети»: как учительница Матрёна Вольская спасла от фашистов 3225 детей Операция «Дети»: как учительница Матрёна Вольская спасла от фашистов 3225 детей

Матрёна Вольская искренне считала, что просто исполнила свой гражданский долг

Cosmopolitan
Исследование: 42% женщин против феминизма, а 39% не поддерживают #MeToo Исследование: 42% женщин против феминизма, а 39% не поддерживают #MeToo

Что думают российские женщины о харассменте, чайлдфри и комплиментах

Forbes
Страх социальных сетей Страх социальных сетей

10 фобий, рожденных гаджетами и интернетом

Лиза
«Я плакал в 10 раз больше, чем за всю свою жизнь. Мачизм как-то поубавился»: Олег Тиньков рассказал о борьбе с лейкемией «Я плакал в 10 раз больше, чем за всю свою жизнь. Мачизм как-то поубавился»: Олег Тиньков рассказал о борьбе с лейкемией

Олег Тиньков — как едва не отказался от лечения, и о планах развивать донорство

Esquire
«У этой катастрофы человеческое лицо» «У этой катастрофы человеческое лицо»

Данила Козловский о «Чернобыле», детстве и природе героизма

Weekend
Иисус против Сатаны: как дизайнеры из Бруклина продают подделки за тысячи долларов и судятся с Nike Иисус против Сатаны: как дизайнеры из Бруклина продают подделки за тысячи долларов и судятся с Nike

Зачем стартап из Нью-Йорка выпускает очевидные подделки?

Forbes
Этого не отнять Этого не отнять

Сколько секса должно быть в хороших отношениях?

Cosmopolitan
Ожерелье из пуповины, смузи из плаценты: беременные тренды, от которых мы в шоке Ожерелье из пуповины, смузи из плаценты: беременные тренды, от которых мы в шоке

Самые безумные идеи, связанные с родами и беременностью

Cosmopolitan
Вдохновители и реализаторы Вдохновители и реализаторы

Как собрать сильную команду, используя знания о человеческих психотипах

Лиза
Старикам тут не местечко Старикам тут не местечко

Анна Толстова о «Блуждающих звездах» и новом подходе к еврейской теме

Weekend
Как перевести семью на правильное питание: 10 советов, которые работают Как перевести семью на правильное питание: 10 советов, которые работают

Что делать с домочадцами, которые не желают брать курс на здоровое питание

Cosmopolitan
Тим Кук намекнул, почему Apple занялась AR. И дал понять, что компания продолжает разрабатывать автомобиль Тим Кук намекнул, почему Apple занялась AR. И дал понять, что компания продолжает разрабатывать автомобиль

Тим Кук — о том, как компания использует технологии дополненной реальности

Inc.
Грузоперевозки будущего: что будет c ними в ближайшие 10 лет Грузоперевозки будущего: что будет c ними в ближайшие 10 лет

Что произойдет с грузоперевозками в ближайшие 10 лет.

Популярная механика
Сезон ЕГЭ. Как развить у ребенка желание учиться Сезон ЕГЭ. Как развить у ребенка желание учиться

Мотивация ребенка играет важную роль при его подготовке к экзаменам

СНОБ
Подземные жадины Подземные жадины

Как дразнили друг друга пассажиры метро

N+1
Открыть в приложении