В императорском стиле
Восстановление коллекций Петергофа, любимой загородной резиденции Романовых, сегодня зависит от щедрости российских бизнесменов.
Ущерб, нанесенный войной, мародерами и распродажей коллекции Петергофа, исчисляется десятками тысяч потерянных предметов. Каждый найденный стул, фарфоровая статуэтка или тарелка из императорского сервиза считается чудом. Впрочем, чудеса случаются довольно часто. Их оплачивает российский бизнес.
Дело за вазой. Дар Вадима Бордюга Весной 2015 года предприниматель Вадим Бордюг, владелец сети кафе-пироговых и ресторана «Линдфорс », вместе с сыном Сергеем разбирал семейный архив. К 70-летнему юбилею Победы ученик Первой московской гимназии Сергей Бордюг писал реферат на тему «История войны в жизни моей семьи». Отец с сыном рассматривали фотографии, письма с фронта, наградные листы, ордена и медали старшего лейтенанта Балтийского флота Леонида Николаевича Бордюга. «Дед — гидрограф по профессии, прокладывал Дорогу жизни, — рассказывает Вадим Бордюг. — Служил на минном тральщике, был дважды ранен в боях под Петергофом. Он дважды совершал подвиг: выводил из акватории Финского залива подводные лодки. Выплывал в залив на катере и под огнем береговой артиллерии фашистов пульсирующим лучом прожектора прокладывал путь для подлодок».
На майские праздники Вадим Бордюг поехал в Петергоф, парки, дворцы и фонтаны которого любил с детства, что называется, по наследству. «Петергоф отмечал 300-летие Большого дворца. В Обществе друзей Петергофа, где я состою, недоуменно-обиженно заметили: «Юбилей, а дворец остался без подарка». — «Не вопрос. Что вам подарить?» Оказалось, в антикварном в «Пассаже» нашлась ваза из Банкетного сервиза Николая I. Минкульт не дал музею разрешения на покупку фарфоровой вазы за 9 млн рублей».
Вадим Бордюг не медлил и уже на следующий день отправился на Невский на переговоры. Ваза стояла в торговом зале на полу среди множества других предметов. «По сути, покупка антикварной вазы ничем не отличается от покупки недвижимости и любой другой собственности. Схема та же, — рассказал предприниматель Forbes. — Нужно принять во внимание мировую конъюнктуру, российскую, отраслевую. Так я изучил результаты торгов Christie’s и Sotheby’s за несколько последних лет, увидел падение и обвал рынка русского искусства. К тому же эксперты Петергофа, которые проводили атрибуцию вазы, предупредили меня: документов, подтверждающих провенанс, у антикваров нет». В общем, в магазин Бордюг пришел, уверенный, что цена вазы завышена вдвое и ему по силам ее сбить. И уже 16 мая 2015 года в Танцевальном зале Большого петергофского дворца прошла торжественная церемония передачи вазы в дар музею. «Я считаю, что моя помощь Петергофу — это и есть та преемственность поколений, которая позволяет нам развивать нашу культуру и традиции», — сказал Вадим Бордюг. Новая традиция, похоже, уже заложена: в декабре 2019 года на парижском аукционе Druot бизнесмен выкупил часть архива Александра III и планирует передать ее в Царское Село.
«Здесь практически нечего сохранять»
В январе 1944 года перед освободившими Петергоф советскими войсками предстали руины. Большой дворец сожжен, крыша и перекрытия выгорели, исчезли купола дворцовой церкви, фонтанные комплексы уничтожены, скульптуры «Нептун» и «Самсон» украдены, павильоны разрушены и разграблены, парки изрыты траншеями. «Общий материальный ущерб, нанесенный предметному убранству петергофских дворцов-музеев, оценивался тогда в 980 млн рублей (по другим данным — 1,3 млрд рублей), в том числе по Большому дворцу — в 418 млн рублей», — дает цифры сборник «Петергоф в Великой Отечественной войне 1941– 1945», изданный сотрудниками Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф» в 2019 году. Восстановление Петергофа, начавшееся сразу после его освобождения, не закончено до сих пор. Общие потери музея оцениваются в 46 914 музейных предметов, из них 4967 перечислены в Сводном каталоге утраченных культурных ценностей, составленном Министерством культуры РФ. «Перед войной в описи коллекции значилось 59 846 предметов, — рассказывает Павел Петров, заведующий отделом музейных исследований ГМЗ «Петергоф». — С июня 1941-го за шесть очередей эвакуации вывезли 12 932 предмета, то есть 22% музейных экспонатов: мемориальные петровские предметы, петровскую коллекцию живописи, архивные документы».
Петергоф был захвачен 23 сентября 1941 года после тяжелых боев. «Большой дворец горел несколько дней, — рассказывает Павел Петров. — Когда 28 сентября в Петергоф вошла группа «Гамбург», отвечавшая за вывоз культурных ценностей в Третий рейх, в ее планах была бронзовая композиция 1650-х годов работы немецких скульпторов из фонтана «Нептун» и картины немецкого романтика Якоба Хаккерта. Поживиться она смогла только «Нептуном», остальное пропало».
Уполномоченный по охране культурных ценностей ротмистр граф Зольмс-Лаубах, до войны возглавлявший Исторический музей во Франкфурте-на-Майне, прибыл в Петергоф в начале октября из Царского Села, где руководил демонтажем Янтарной комнаты, и обнаружил в гроте под Большим каскадом несколько ящиков с фарфором. Он их запер в помещении и поехал дальше. Вскоре, как следует из донесений, сохранившихся в немецких архивах, ящики были вскрыты, фарфор исчез. Еще один уполномоченный по охране культурных ценностей писал: «Здесь практически нечего сохранять, особенно тщательно «поработали» всевозможные третьи лица, которые не имеют совершенно никаких полномочий (например, военные корреспонденты), бог знает кому на пользу».