Русский травник
Предприниматель, сколотивший состояние на промышленной конопле в Голландии, создает крупнейшее агропредприятие под Пензой.
Серебристая «Нива» с выцветшими номерами тормозит у бескрайнего поля, заросшего густой травой. С подножки внедорожника спрыгивает рослый мужчина и сразу теряется в ярко-зеленых зарослях. Слышен только его голос: «В Голландии конопля вырастает по три-четыре метра, а здесь пока только два с половиной». Три года назад сооснователь «Коноплекса» Евгений Скигин впервые засеял земли в Пензенской области промышленной коноплей. Сегодня в его владении — 12 500 га, Скигин — крупнейший коноплевод в стране.
Письмо продюсеру
Предприниматель Евгений Скигин еще в дошкольном возрасте переехал в ФРГ вместе с матерью и старшим братом Михаилом. Переезд организовал его отец — ленинградский бизнесмен Дмитрий Скигин, который в 1980-х занимался экспортом лесопродуктов, а позже вошел в совет директоров «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ). После эмиграции родители развелись, а в 2003 году Скигин-старший скончался за границей. В наследство братьям достались бизнес-активы и недвижимость, которую они вскоре продали. «Брат решил вернуться в Петербург и заняться делами отца. Моя помощь ему не потребовалась», — объясняет Евгений. Сам он в 2005 году уехал учиться в Австралию, а к концу университета задумался о бизнесе.
Пока старший брат управлял в Петербурге нефтяными потоками, младший проникся идеями «экологичного» бизнеса, озвученными на конференции ООН по изменению климата в Копенгагене. «Меня вдохновила идея развития рынка возобновляемых ресурсов: экотоплива, переработки пластика, возделывания агрокультур, способных улучшить экономическую ситуацию», — говорит Евгений Скигин, который даже построил на австралийском побережье собственный «экодом мечты» за $14 млн. Наблюдая за делами ПНТ, особенно после колебаний цен на нефть в 2008 году, Евгений искал более стабильную нишу.
После короткого анализа рынка возобновляемых ресурсов его заинтересовала конопля — неприхотливая и многофункциональная культура. «Промышленная конопля идет и в пищу в виде семян и масла, и на производство волокна для нетканых материалов, веревок и канатов (пенька), текстиля, а также в качестве материала для строительства и подстилки животным (костра)», — перечисляет Скигин. Культура не требует много воды и химии и подходит в отличие от других лубяных (льна, джута) для выращивания как в Финляндии, так и в Таиланде.
Скигин занялся поиском партнеров. По запросу «hemp in Australia» (промышленная конопля в Австралии) в Google нашел только одну компанию — EcoFibre, в которую и написал письмо на общий электронный ящик с предложением войти в бизнес. Письмо попало напрямую к основателю, австралийцу Филу Ворнеру, который, 20 лет проработав кинопродюсером, в 1994-м оставил киноиндустрию и возглавил семейный фермерский бизнес.
К началу 2009-го, когда Скигин познакомился с Ворнером, у EcoFibre было 280 га земли на востоке Австралии, 230 сортов, несколько комбайнов и одна лицензия. Оказалось, что компания нуждалась в инвестициях. Тогда Скигин купил 50% компании и одновременно обрел опытного партнера, о котором мечтал. Сумму своих вложений он не раскрывает, но говорит, что за несколько лет небольшой австралийский бизнес вырос втрое. Спустя семь лет он продал свою долю в EcoFibre инвесторам из США по оценке $25 млн.
Русская экзотика
На ежегодном автосалоне в Лондоне летом 2008-го внимание посетителей было приковано к «автомобилю из конопли». Британский Lotus представил спорткар, кузовные панели которого выполнены из материала с добавлением лубяных волокон, используемых в производстве канатов. По словам Скигина, рынок нетканых материалов уже тогда был хорошо развит в Европе, а идея экологичного производства крайне популярна. В 2009 году на одной из промышленных выставок, куда Евгений ездил каждый год, он познакомился с голландским фермером, владельцем компании по производству промышленной конопли в Нидерландах Dun Agro, и стал ее акционером. Сегодня у предприятия около 1000 га посевных площадей, завод мощностью 6 т тресты в час, из которой получают волокно. До 95% голландской промышленной конопли идет на нетканые материалы, в том числе для внутренней отделки автомобилей BMW и Mercedes из соседней Германии.