На крыльях стрекозы
Екатеринбургский бренд Dragonfly стал лидером на российском рынке экипировки для экстремального отдыха
На первый взгляд кажется, что в шоуруме екатеринбургского производителя одежды Dragonfly можно купить амуницию для полета на Луну. В небольшом помещении при фабрике на севере Екатеринбурга развешены нейлоновые комбинезоны со светоотражающими элементами, подшлемники, цветные герметичные мешки для хранения ценных вещей. Совладелец Dragonfly Виктор Уткин продает «космическую» одежду дилерам мотоэкипировки и техники для экстремальных видов спорта, а также командам квадроциклистов и сноубордистов.
Еще четыре года назад о бренде Dragonfly мало кто знал, в его ассортименте были только термобелье, куртки-дождевики и примитивные снегоходные костюмы. Тогда Уткин и стал владельцем Dragonfly и сразу начал развивать бренд: пригласил дизайнером одежды разработчика автомобильных интерьеров Ferrari Данила Кузвесова, договорился с будущим победителем международного ралли «Дакар» (класс квадроциклов), гонщиком Сергеем Карякиным о выступлении в одежде от Dragonfly, нашел крупных оптовых клиентов в Москве и Санкт-Петербурге. С 2015 года выручка Dragonfly выросла в шесть раз и в 2018 году достигла 65 млн рублей.
Стартап вместо долгостроя
Уткин родился и вырос в Екатеринбурге в семье потомственных инженеров-механиков. По примеру родителей выучился на инженера, но работать по специальности не стал: устроился менеджером по продажам в уральский оператор связи «Форатек» (в 2010 году его купил «Билайн»). «Я всегда хотел свой бизнес, но отец порекомендовал мне сначала набраться опыта в большой компании», — объясняет Уткин. Через год он перешел на должность проектного директора в строительную компанию «Атомстройкомплекс», где проработал почти 10 лет до кризисного 2014-го. После скачка курса доллара «Атомстройкомплекс» заморозил крупный проект — небоскреб Opera Tower в центре Екатеринбурга (здание до сих пор не достроено). И Уткин целый год безуспешно перебирал идеи для собственного бизнеса, пока через друзей не познакомился с Максимом Соболевым, основателем небольшого екатеринбургского бренда одежды для экстремального отдыха Dragonfly с собственным производством и оптовым магазином.
Соболев тогда переехал жить за город, познакомился с местным фермером-сыроваром и хотел открыть собственную сыроварню. Уткин предложил новому знакомому инвестировать в производство сыра несколько миллионов рублей, но Соболев отказался. «Я варил сыр в 20-литровой кастрюле у себя дома, поэтому ничего гарантировать Виктору не мог. Между делом рассказал ему о том, что продаю свой Dragonfly. Идея покупки его очень заинтересовала», — рассказывал Forbes Максим Соболев.
Спортивный проект Dragonfly Соболев запустил в 2011 году. Идея пришла случайно: вместе с будущей женой он купил мотоцикл, а найти яркие подшлемники в магазинах мотоэкипировки не смог. «Мы купили цветные ткани и сшили балаклавы дома сами. Знакомые мотоциклисты спрашивали, где мы их взяли. Когда мы рассказывали, что смастерили их своими руками, нас просили сделать такие же», — вспоминал Соболев. Он шил одежду в собственном цеху на 100 кв. м — там работали три швеи и один раскройщик. Ткани закупал у китайских поставщиков, дизайн разрабатывал самостоятельно вместе с женой. К 2014 году розничные и оптовые продажи приносили ему порядка 200 000–300 000 рублей прибыли в месяц.