Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив

ForbesАвто

Роскошь передвижения

Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив.

Григорий Бальцер. Антиквар, основатель агентства Baltzer Auction Agency and Services, член правления международной конфедерации антикваров и арт-дилеров
/ forbes.ru/grigoriy-balcer

Cadillac Series 62 1959 года выпуска на предаукционной выставке Bonhams в Париже. Февраль 2014 года

Век автомобилестроения не так уж и долог — чуть более 100 лет, но, будучи вундеркиндом прогресса, автомобиль завоевал свою аудиторию за рекордный срок: люди, захотевшие коллекционировать машины, появились почти сразу. Это занятие, разумеется, было прерогативой аристократии и сильных мира сего: одним из страстных автоколлекционеров был, к примеру, последний российский император Николай II (с чем, кстати, связано интенсивное развитие отечественного автопрома в начале XX века, породившего такие шедевры, как «Руссо-Балт»). Сегодня ситуация примерно та же: несмотря на сравнительно невысокий порог входа в ряды коллекционеров (приличный олдтаймер на аукционе можно найти всего за несколько тысяч долларов или евро), значительную финансовую нагрузку дают затраты на логистику, хранение, поддержание авто в коллекционном состоянии и, конечно, реставрацию. Стоимость последней, к слову, может в разы превосходить цену покупки. Но без реставрации не обойтись: именно она превращает старую машину в великолепный инвестиционный актив с доходностью до 258% за 10 лет, по оценкам аналитиков Knight Frank.

Коллекционные автомобили принято делить на три основные категории: олдтаймеры, или классические автомобили (к ним относят машины, созданные 30 и более лет назад), янгтаймеры (созданы в последние десятилетия) и спецтехника. Приобрести статус коллекционной имеет шанс лишь редкая и малосерийная модель с определенной степенью сохранности (в случае с олдтаймерами сохранность подтверждают альбомом с фотографиями, в которых пошагово зафиксирован процесс реставрации и показаны детали, которые в процессе использовались). Особая группа — это специализированные машины. Сюда попадает широкий спектр техники, от гоночных авто до спецмашин различных служб.

$70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года (июнь 2018 года, частная продажа) — абсолютный рекорд рынка

Драйвером цены на автомобиль, наряду с уникальностью и сохранностью, может стать провенанс: факты «биографии», выделяющие конкретную машину даже из ряда редких экземпляров, например громкое имя предыдущего владельца или причастность к известному событию (диапазон широк, от исторических встреч до киносъемок). В этом случае автомобиль становится меморабилией, что расширяет круг интересантов: чтобы загореться идеей покупки машины Джеймса Бонда, необязательно быть коллекционером британского автопрома. Коллекционирование автомобилей во многом локальная, имеющая привязку к географии история. В Азии популярностью пользуются азиатские машины, в США — «американцы», в Англии, Индии и других бывших британских колониях — праворульные «британцы».

Связано это в первую очередь с наличием развитой сервисной инфраструктуры, заточенной под обслуживание местных марок. Негласное деление европейских классических машин на немецкие и «все остальные» обусловлено также наличием в Австрии, Германии, Швейцарии профильных автомастерских и развитой сети продаж оригинальных деталей, а также специализированных аукционных домов, торговых площадок, гаражей. Да и автомобилей в хорошем состоянии там сохранилось больше.

В Европе на заре автостроения, помимо больших автоконцернов, было много маленьких производств, создававших шедевры. Но в немецкоязычных странах сложилась особая культура владения автомобилями и их хранения, да и автопромышленность во время войны в разных странах развивалась по-разному: в Австрии, Германии и Швейцарии ей повезло больше, чем, например, во Франции и Великобритании.

Именно поэтому эти три страны считаются лучшим местом для приобретения европейского (особенно немецкого) олдтаймера: выбор больше, лучше соотношение цены и качества. В Швейцарии, кстати, в марте 2019 года был продан и самый дорогой янгтаймер в истории: цена покупки новой модели Bugatti La Voiture Noire на Geneva Motor Show составила около $19 млн, включая налоги. Для сравнения: рекордная цена для олдтаймера на сегодняшний день — $70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года, выигравшую Тур де Франс 1964 года.

$22 млн за самый дорогой в мире довоенный автомобиль— Duesenberg Model J 1935 года (август 2018 года, аукционный дом Gooding & Company, Пеббл-Бич)

Основные сделки в мире коллекционных авто проходят в Великобритании и США, именно в этих странах живут крупнейшие мировые автоколлекционеры, здесь же расположены самые передовые сервисные центры (ведь каждый серьезный коллекционер рано или поздно обзаводится своей мастерской) и множество аукционных домов — «аукционных гаражей» и «аукционных парковок» (именно так это выглядит).

И если Великобритания славится в основном топовыми аукционами машин, то Америка известна множеством локальных торгов, на которых можно приобрести буквально все, что связано с упомянутой тематикой. На американских аукционах в торгах может участвовать до нескольких тысяч лотов, и идти они могут по нескольку дней. Интерес коллекционеров не ограничивается только машинами: каталог любых торгов редко обходится без «вступительной части», включающей автомобильную атрибутику (от плакатов и брендированных сувениров до фигурок-маскотов, украшавших капот или радиатор) и специальные каталоги оригинальных деталей. В компанию двух стран-лидеров в последние годы стремятся разные государства Азии, в частности Индия, — в аналитических отчетах об этих растущих рынках говорится все чаще. Коллекционирование машин там на европейский и американский уровень еще не вышло, но уверенно растет.

$48,4 млн за Ferrari 250 GTO 1962 года (август 2018 года, Sotheby’s) — аукционный рекорд 2018 года

Помимо локальных аукционных домов, которых много в странах с развитым автопромом, автомобилями торгуют и международные дома-гиганты. Громкими результатами не перестает удивлять автодепартамент дома Bonhams, недавно отметившийся продажей Bugatti Type 57 Atalante Faux Cabriolet 1935 года почти за $2 млн (он же в сентябре 2019-го продавал знаменитый трак, расписанный Бэнкси). В 2015 году одной из главных сенсаций в автомире стала покупка домом Sotheby’s 25% акций лидирующего на тот момент автомобильного аукционного дома RM Auctions. Согласно официальным источникам, сделка обошлась международному гиганту в $30,7 млн. Это стратегическое партнерство позволило Sotheby’s укрепить свои позиции на авторынке (ежегодный оборот RM Auctions на тот момент оценивался в $2 млрд), а RM Auctions в результате сменил название на RM Sotheby’s и сегодня стабильно занимает лидирующее положение на мировой аукционной автоарене (представительства в семи странах мира, 8–10 аукционов в год). Покупатели коллекционных машин достаточно однородны. Автомобиль преимущественно остается мужской игрушкой. В Европе и Америке все больше покупок совершают миллениалы: в 2019 году, согласно имеющимся данным, покупатель значительно помолодел, теперь это чаще всего мужчина в возрасте от 30 до 40 лет. В Азии пока основными покупателями являются люди постарше: представители поколения 50–60-летних. Россия в этом смысле пока ближе к Азии, чем к Европе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Как не потерять кота, себя и смысл жизни: GPS-трекеры для животных Как не потерять кота, себя и смысл жизни: GPS-трекеры для животных

Законный способ шпионить без регистрации и смс

CHIP
Драма рубля Драма рубля

В последние полтора года российской экономике везло с нефтяными ценами

Forbes
Revolut собирается привлечь от инвесторов $1,5 млрд Revolut собирается привлечь от инвесторов $1,5 млрд

Revolut может стать самым дорогим финтех-стартапом Европы

Forbes
Дорогая улыбка Дорогая улыбка

Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Forbes
Крестовоздвижение Крестовоздвижение

Сама икона «Воздвижение креста» трактовалась как победа над язычниками

Дилетант
Кризис управления Кризис управления

Государство не может потратить триллионы рублей, но продолжает отъем денег

Forbes
Обзор и тест жесткого диска Toshiba Surveillance S300: для видеонаблюдения и не только Обзор и тест жесткого диска Toshiba Surveillance S300: для видеонаблюдения и не только

Наш сегодняшний герой принадлежит к линейке жестких дисков Surveillance S300

CHIP
Объемный шоутех Объемный шоутех

Как новые технологии меняют индустрию развлечений

Forbes
«Удерживаю вес 9 лет, потому что худела медленно» «Удерживаю вес 9 лет, потому что худела медленно»

Для нашей героини лишние 10 кг были причиной дискомфорта

Худеем правильно
Искусная отмычка Искусная отмычка

Как экспорт культурных ценностей помогает российским бизнесменам вести бизнес

Forbes
Вышли в прайм-тайм Вышли в прайм-тайм

Эксперт: как координировать жизнь, руководствуясь фазами менструального цикла?

Cosmopolitan
Игры патриота Игры патриота

Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook

Forbes
Элис Макдермот: Девятый час. Отрывок из книги Элис Макдермот: Девятый час. Отрывок из книги

Первая глава романа Элис Макдермот «Девятый час»

СНОБ
Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
Снимите воспаление немедленно Снимите воспаление немедленно

Чтобы похудеть без диет, нужно снизить уровень системного воспаления в организме

Худеем правильно
«Восточного» коварство «Восточного» коварство

Как американский бизнесмен Майкл Калви оказался за решеткой

Forbes
Екатерина Гордон: «В моей деятельности приоритет я отдаю победе» Екатерина Гордон: «В моей деятельности приоритет я отдаю победе»

Екатерина Гордон рассказала о собственной юридической компании

Cosmopolitan
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Народное платье: как российских дизайнеров вдохновляет Север Народное платье: как российских дизайнеров вдохновляет Север

Дизайнеры, которые вдохновляются традиционными костюмами русского севера

Forbes
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
Лица «Народной воли». Лев Тихомиров: отрекшийся, но не предавший Лица «Народной воли». Лев Тихомиров: отрекшийся, но не предавший

Драматичная история народовольца Льва Тихомирова

СНОБ
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Что-то страшное грядет: самые жуткие происшествия на Хеллоуин Что-то страшное грядет: самые жуткие происшествия на Хеллоуин

Рассказываем о самых леденящих кровь происшествиях, которые произошли в Хеллоуин

Cosmopolitan
Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
Как повысить уровень жизни: техника маленьких шагов Как повысить уровень жизни: техника маленьких шагов

Что мы можем сделать, чтобы перейти на новую ступень в финансовой сфере

Psychologies
Финтех от физтеха Финтех от физтеха

Николай Сторонский построил компанию-единорог и попал в список Forbes

Forbes
Тест планшета Apple iPad Air 2019 LTE: для тех, кто хочет премиум Тест планшета Apple iPad Air 2019 LTE: для тех, кто хочет премиум

Новый планшет iPad Air 3 256 GB LTE

CHIP
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Железная леди Железная леди

На большие экраны выходит очередная часть саги о Терминаторе «Темные судьбы»

Grazia
Открыть в приложении