Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив

ForbesАвто

Роскошь передвижения

Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив.

Григорий Бальцер. Антиквар, основатель агентства Baltzer Auction Agency and Services, член правления международной конфедерации антикваров и арт-дилеров
/ forbes.ru/grigoriy-balcer

Cadillac Series 62 1959 года выпуска на предаукционной выставке Bonhams в Париже. Февраль 2014 года

Век автомобилестроения не так уж и долог — чуть более 100 лет, но, будучи вундеркиндом прогресса, автомобиль завоевал свою аудиторию за рекордный срок: люди, захотевшие коллекционировать машины, появились почти сразу. Это занятие, разумеется, было прерогативой аристократии и сильных мира сего: одним из страстных автоколлекционеров был, к примеру, последний российский император Николай II (с чем, кстати, связано интенсивное развитие отечественного автопрома в начале XX века, породившего такие шедевры, как «Руссо-Балт»). Сегодня ситуация примерно та же: несмотря на сравнительно невысокий порог входа в ряды коллекционеров (приличный олдтаймер на аукционе можно найти всего за несколько тысяч долларов или евро), значительную финансовую нагрузку дают затраты на логистику, хранение, поддержание авто в коллекционном состоянии и, конечно, реставрацию. Стоимость последней, к слову, может в разы превосходить цену покупки. Но без реставрации не обойтись: именно она превращает старую машину в великолепный инвестиционный актив с доходностью до 258% за 10 лет, по оценкам аналитиков Knight Frank.

Коллекционные автомобили принято делить на три основные категории: олдтаймеры, или классические автомобили (к ним относят машины, созданные 30 и более лет назад), янгтаймеры (созданы в последние десятилетия) и спецтехника. Приобрести статус коллекционной имеет шанс лишь редкая и малосерийная модель с определенной степенью сохранности (в случае с олдтаймерами сохранность подтверждают альбомом с фотографиями, в которых пошагово зафиксирован процесс реставрации и показаны детали, которые в процессе использовались). Особая группа — это специализированные машины. Сюда попадает широкий спектр техники, от гоночных авто до спецмашин различных служб.

$70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года (июнь 2018 года, частная продажа) — абсолютный рекорд рынка

Драйвером цены на автомобиль, наряду с уникальностью и сохранностью, может стать провенанс: факты «биографии», выделяющие конкретную машину даже из ряда редких экземпляров, например громкое имя предыдущего владельца или причастность к известному событию (диапазон широк, от исторических встреч до киносъемок). В этом случае автомобиль становится меморабилией, что расширяет круг интересантов: чтобы загореться идеей покупки машины Джеймса Бонда, необязательно быть коллекционером британского автопрома. Коллекционирование автомобилей во многом локальная, имеющая привязку к географии история. В Азии популярностью пользуются азиатские машины, в США — «американцы», в Англии, Индии и других бывших британских колониях — праворульные «британцы».

Связано это в первую очередь с наличием развитой сервисной инфраструктуры, заточенной под обслуживание местных марок. Негласное деление европейских классических машин на немецкие и «все остальные» обусловлено также наличием в Австрии, Германии, Швейцарии профильных автомастерских и развитой сети продаж оригинальных деталей, а также специализированных аукционных домов, торговых площадок, гаражей. Да и автомобилей в хорошем состоянии там сохранилось больше.

В Европе на заре автостроения, помимо больших автоконцернов, было много маленьких производств, создававших шедевры. Но в немецкоязычных странах сложилась особая культура владения автомобилями и их хранения, да и автопромышленность во время войны в разных странах развивалась по-разному: в Австрии, Германии и Швейцарии ей повезло больше, чем, например, во Франции и Великобритании.

Именно поэтому эти три страны считаются лучшим местом для приобретения европейского (особенно немецкого) олдтаймера: выбор больше, лучше соотношение цены и качества. В Швейцарии, кстати, в марте 2019 года был продан и самый дорогой янгтаймер в истории: цена покупки новой модели Bugatti La Voiture Noire на Geneva Motor Show составила около $19 млн, включая налоги. Для сравнения: рекордная цена для олдтаймера на сегодняшний день — $70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года, выигравшую Тур де Франс 1964 года.

$22 млн за самый дорогой в мире довоенный автомобиль— Duesenberg Model J 1935 года (август 2018 года, аукционный дом Gooding & Company, Пеббл-Бич)

Основные сделки в мире коллекционных авто проходят в Великобритании и США, именно в этих странах живут крупнейшие мировые автоколлекционеры, здесь же расположены самые передовые сервисные центры (ведь каждый серьезный коллекционер рано или поздно обзаводится своей мастерской) и множество аукционных домов — «аукционных гаражей» и «аукционных парковок» (именно так это выглядит).

И если Великобритания славится в основном топовыми аукционами машин, то Америка известна множеством локальных торгов, на которых можно приобрести буквально все, что связано с упомянутой тематикой. На американских аукционах в торгах может участвовать до нескольких тысяч лотов, и идти они могут по нескольку дней. Интерес коллекционеров не ограничивается только машинами: каталог любых торгов редко обходится без «вступительной части», включающей автомобильную атрибутику (от плакатов и брендированных сувениров до фигурок-маскотов, украшавших капот или радиатор) и специальные каталоги оригинальных деталей. В компанию двух стран-лидеров в последние годы стремятся разные государства Азии, в частности Индия, — в аналитических отчетах об этих растущих рынках говорится все чаще. Коллекционирование машин там на европейский и американский уровень еще не вышло, но уверенно растет.

$48,4 млн за Ferrari 250 GTO 1962 года (август 2018 года, Sotheby’s) — аукционный рекорд 2018 года

Помимо локальных аукционных домов, которых много в странах с развитым автопромом, автомобилями торгуют и международные дома-гиганты. Громкими результатами не перестает удивлять автодепартамент дома Bonhams, недавно отметившийся продажей Bugatti Type 57 Atalante Faux Cabriolet 1935 года почти за $2 млн (он же в сентябре 2019-го продавал знаменитый трак, расписанный Бэнкси). В 2015 году одной из главных сенсаций в автомире стала покупка домом Sotheby’s 25% акций лидирующего на тот момент автомобильного аукционного дома RM Auctions. Согласно официальным источникам, сделка обошлась международному гиганту в $30,7 млн. Это стратегическое партнерство позволило Sotheby’s укрепить свои позиции на авторынке (ежегодный оборот RM Auctions на тот момент оценивался в $2 млрд), а RM Auctions в результате сменил название на RM Sotheby’s и сегодня стабильно занимает лидирующее положение на мировой аукционной автоарене (представительства в семи странах мира, 8–10 аукционов в год). Покупатели коллекционных машин достаточно однородны. Автомобиль преимущественно остается мужской игрушкой. В Европе и Америке все больше покупок совершают миллениалы: в 2019 году, согласно имеющимся данным, покупатель значительно помолодел, теперь это чаще всего мужчина в возрасте от 30 до 40 лет. В Азии пока основными покупателями являются люди постарше: представители поколения 50–60-летних. Россия в этом смысле пока ближе к Азии, чем к Европе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Убедительные люди Убедительные люди

Как малоизвестная компания стала владельцем первоклассных бизнес-центров

Forbes
Идеальная разница между мужчиной и женщиной в возрасте: существует ли она? Идеальная разница между мужчиной и женщиной в возрасте: существует ли она?

Говорят, что возраст — это всего лишь число, но насколько это верно?

Playboy
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Обзор компактной камеры Panasonic Lumix TZ96 Обзор компактной камеры Panasonic Lumix TZ96

Тестируем Panasonic Lumix TZ96

CHIP
Агенты вливания Агенты вливания

Санкции ужесточаются, но бизнес иностранных компаний в России растет

Forbes
Алёна Хмельницкая: «Моя диета - это мой образ жизни» Алёна Хмельницкая: «Моя диета - это мой образ жизни»

Алёна рассказала, почему не стала балериной, в чём сила и красота русских актрис

Здоровье
Игры патриота Игры патриота

Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook

Forbes
Одна вокруг света. Как выглядит арабское гостеприимство Одна вокруг света. Как выглядит арабское гостеприимство

Встреча с австрийскими мотопутешественниками, разбитые дороги и сезон дождей

Forbes
Generation T Generation T

Зачем группа «Тинькофф» инвестирует миллионы в обучение школьников

Forbes
Транзит на потоке Транзит на потоке

Рост международных авиаперевозок открывает перед Россией новые возможности

РБК
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes
Как вести бизнес вместе с женой, чтобы все остались живы: личный опыт Как вести бизнес вместе с женой, чтобы все остались живы: личный опыт

Главное правило при ведении семейного бизнеса — договориться обо всем на берегу

Playboy
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Новые правила и маршруты: как изменится экзамен на права в ГИБДД Новые правила и маршруты: как изменится экзамен на права в ГИБДД

В Госавтоинспекции раскрыли все подробности

РБК
В хорошей форме В хорошей форме

Совокупное состояние участниц рейтинга богатейших женщин страны — $9,9 млрд

Forbes
Сумки, камни и вино: правила нестандартных инвестиций Сумки, камни и вино: правила нестандартных инвестиций

Нестандартные активы дорожают, но вклад в них требует серьезных компетенций

Forbes
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Чекист на рейве: как бывший сотрудник ФСБ и геодезист зарабатывают миллионы на вечеринках для BMW и Porsche Чекист на рейве: как бывший сотрудник ФСБ и геодезист зарабатывают миллионы на вечеринках для BMW и Porsche

Они познакомились на почве любви к рейвам, а позднее создали ивент-агентство

Forbes
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
GTA San Andreas - 15 лет: вспоминаем самые крутые машины из игры GTA San Andreas - 15 лет: вспоминаем самые крутые машины из игры

Знаковые автомобили лучшей части игры Grand Theft Auto

РБК
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Технологии для поколения Греты Технологии для поколения Греты

Где искать источники энергии для перегретого мира

Русский репортер
«Восточного» коварство «Восточного» коварство

Как американский бизнесмен Майкл Калви оказался за решеткой

Forbes
Развратный препод: как организовать ролевую игру на студенческую тему Развратный препод: как организовать ролевую игру на студенческую тему

Тебе когда-нибудь снилось, что ты возвращаешься в университет?

Cosmopolitan
Аграрный связной Аграрный связной

Как немец Штефан Дюрр использует 630 000 га российской земли

Forbes
Такие простые непростые анализы Такие простые непростые анализы

Как сделать так, чтобы анализы были максимально точными

Здоровье
Платить лицом Платить лицом

Кто и зачем решил собирать цифровые слепки личности россиян?

Forbes
Не беси меня! Не беси меня!

Рассказываем, что мужчин раздражает в женщинах

StarHit
Увидеть возможности Увидеть возможности

Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Forbes
Точно продюсер Точно продюсер

Рассказываем обо всем самом главном, что есть в жизни Риз Уизерспун

Glamour
Открыть в приложении