Надежный фундамент
Почему шато стали символом элитарного виноделия?
Впервые у российского виноделия появилось архитектурное воплощение, достойное высшего уровня в любой мировой классификации. Винодельня проекта Winepark, вписанная итальянским архитектором Марко Казамонти в скалистый пейзаж Южного берега Крыма, неизбежно попадет в мировые каталоги, и существование элитарного виноделия в России игнорировать будет уже невозможно.
В психологии точкой невозврата называют момент, когда по отношению к какому-то явлению начинает преобладать критическая совокупность новых тенденций, которые до этого можно было рассматривать лишь как скрытый потенциал. После официального открытия «Винного парка» Россия пройдет точку невозврата на пути к статусу винной страны. Архитектуру не зря называют застывшей музыкой — она облекает фантазии, надежды и настроения, которые будоражат просвещенную часть человечества, в монументальные формы. И нет более осязаемого повода для национальной гордости, чем архитектурный шедевр. Наконец такой осязаемый повод появился и у российского виноделия.
Архитектура с давних времен сопутствовала статусному виноделию. Изображения винных замков неслучайно украшают едва ли не большую часть традиционных винных этикеток. Хотя в исторической перспективе и статус, и красивые замки, и сами этикетки в распоряжении виноделов появились сравнительно недавно — лишь в XIX веке. Трудно поверить, что на момент публикации первой классификации винных хозяйств Бордо в 1855 году только пять из 88 классифицированных крю использовали в своем названии слово château. Но концепция винного замка оказалась настолько успешной, что уже 10 лет спустя в монографии Альфреда Данфлу, посвященной винам Бордо, это слово встречается в обозначении всех крю первого класса, 75% второго, около 60% третьего и почти 50% четвертого класса. После этого экспансия «шатостроения» в Бордо, а затем и в других винных районах Франции и за ее пределами приобрела лавинообразный характер. После Первой мировой в Бордо насчитывалось