Ecwid: Как студент из Ульяновска создал глобальную IT-компанию (и привлек миллион пользователей)
Облачный виджет Ecwid позволяет бизнесу быстро и без помощи программистов встроить в свой сайт, блог или страницу в соцсети полноценный интернет-магазин — достаточно добавить несколько строчек java скрипт-кода. В большом материале Inc., который впервые был опубликован четыре года назад, основатель и СEO Ecwid Руслан Фазлыев рассказывал, как компания выдержала конкуренцию с Google и «поглотила» конкурента из Кремниевой долины. А в июне 2021 года Фазлыев продал Ecwid канадской платформе электронной коммерции Lightspeed. Сумма сделки составила $500 млн.
Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска «запилила» платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.
Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.
На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.
Ecwid в цифрах
- > 1 млн пользователей по всему миру.
- в 175 странах используют Ecwid.
- > 40 тысяч онлайн-магазинов в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) используют Ecwid.
- 4,5 тысячи рублей в месяц стоит безлимитный тарифный план Ecwid.
- 20 тысяч новых клиентов ежемесячно регистрируется на платформе.
Коммерция для масс
Ecwid возник не на пустом месте. Еще в начале 2000-х Фазлыев создал X-Cart — PHP-платформу, которая позволяла запускать интернет-магазины с помощью готового программного кода. Она, в отличие от Ecwid, требовала участия программиста, что не помешало компании добиться мирового успеха — меньше чем за год ее выручка перевалила за миллион долларов.
X-Cart Руслан Фазлыев создавал, будучи студентом ульяновского политеха. Ему помогали два друга-программиста — Юрий Зайцев и Андрей Служивой. Квартира Андрея была для них и офисом, и холостяцким гнездом. Сам Служивой не особо верил в успех начинания и вскоре уехал работать в Германию, получив за свою долю в проекте $500.
— Создание интернет-магазина тогда измерялось сотнями тысяч долларов. Мы же сделали готовую систему, которую могли использовать другие программисты, — поясняет Фазлыев. — В результате цена разработки интернет-магазина упала в сотни раз. По сути, мы демократизировали электронную коммерцию, сделав ее доступной для широких масс.
Лицензию X-Cart решили продавать по $100. Первых клиентов нашли с помощью сервиса контекстной рекламы в Google Adwords — пользователи переходили на сайт X-Cart по поисковому запросу «php platform shop». Клик тогда стоил всего 5 центов, а конверсия была высокой — 20% всех кликнувших становились клиентами. Со временем провели поисковую оптимизацию сайта и сразу же оказались на первой позиции в выдаче.
С самого начала X-Cart ориентировался на зарубежные рынки, и почти 100% его клиентов были именно оттуда.
Офис вместо наркопритона
В 2003 году компания Руслана Фазлыева начала строить свой офис. Купили недостроенное здание в Ульяновске. Городская власть без особых раздумий дала разрешение на строительство: «Делайте все, что угодно, только достройте, — на заброшенной стройке молодежь устроила наркопритон». Сегодня ульяновский офис представляет собой симпатичный трехэтажный коттедж со своим двориком и верандами.