Финансовое поведение и стресс: почему позитивное мышление — плохой помощник
В условиях неопределенности, когда рушатся долгосрочные планы, все по-разному реагируют на стресс. Включается защитная реакция, которая в психологии называется регрессией — незрелой формой поведения. В таком состоянии неизбежны ошибки в финансовом поведении. Доктор психологических наук Андрей Россохин рассказал Forbes Life, как правильно выходить из кризисных ситуаций.
Взрослое и детское «я» в периоды стресса
Сложные психические процессы лучше всего объяснять в виде метафор. Представьте театральную сцену. На ней постоянно действует рациональное взрослое «я». Когда происходят стрессовые события, все рушится, и на сцене появляется незрелое детское «я», которое прежде пряталось за кулисами. В отличие от взрослого «я», которое последовательно справлялось с текущими проблемами, детское «я» непредсказуемо и бессильно. Психологи называют переход от взрослого к детскому «я» регрессией. Этот процесс у всех индивидуален и зависит от личной истории, особенно от событий, пережитых в детские годы.
Деньги — один из важнейших элементов, который гарантирует стабильность жизни. Некоторые люди выстраивают самооценку через деньги. В русском языке немало устойчивых оборотов, связанных со «стоимостью» человека (чего ты стоишь на самом деле, не стоит и мизинца и т.д.). Ассоциативно люди могут связывать ценность личностных качеств с деньгами, заработком. То есть финансовая стабильность часто является залогом психического комфорта и уверенности в завтрашнем дне. Когда такой уклад нарушается, человек начинает действовать инфантильно. Это может проявляться в крайнем пессимизме или крайнем оптимизме.
Две крайности инфантильного поведения
Если на кризисную ситуацию человек реагирует крайне позитивно и делает вид, будто ничего не произошло, он убегает от реальности. Подобное поведение базируется на инфантильной уверенности, что мир тебя любит, не позволит дать тебя в обиду, позаботится о тебе. Такое бывает, когда родители решали за ребенка все вопросы, оберегая от реальности, и он рос в изолированной от конфликтов тепличной среде. У такого человека не сформируется внутренняя сила, способность брать на себя ответственность за решение конфликтных ситуаций, он будет избегать проблем и не сможет развиваться, обретая новые смыслы. Его детское, а вместе с ним и взрослое «я» будут продолжать верить в помощь вселенной, которая сама все решит за него, как когда-то это делали родители. То есть такой человек делегирует ответственность за свои поступки вселенной, высшим силам.
Инфантильный пессимизм — другая крайность. Он может базироваться на детской истории, где мир в лице родителей был недоброжелателен. Если ребенком, что бы он ни делал, были постоянно недовольны, его детское «я» в кризисных ситуациях может побуждать взрослое «я» отказываться отрешения любых проблем, так как все это не имеет смысла. Что ни делай, дальше будет только хуже. Пессимист не делегирует свою ответственность вселенной и высшим силам, он избегает активности, погружаясь в состояние абсолютной беспомощности и уязвимости.
Попасть в одну или вторую крайность означает потерять взрослую способность принимать вызовы, решать возникающие проблемы, встречаться лицом к лицу со стрессовой ситуацией и преодолевать ее. В обоих случаях избегается ситуация конфликта. Во время кризиса редко кто сохраняет свое зрелое, четкое, ясное понимание проблемы, поскольку стресс выключает в человеке взрослое «я».
Стресс как водоворот: рекомендации по спасению
Стрессовые состояния вынуждают нас действовать так, будто мы попали в сильный водоворот. Тревога заставляет человека погружаться в него все глубже: накручивать себя, запускать дела, терять деньги. В панике легко совершать иррациональные поступки, в том числе по части финансов. В итоге из-за потери сил в борьбе с водоворотом есть риск пойти на дно и упустить все шансы вынырнуть на поверхность. Люди с излишне позитивным мышлением, в свою очередь, не понимают грозящей опасности. Они расслабляются, надеясь, что мир о них позаботится, что помощь извне обязательно появится. Беспечность может погубить их еще быстрее, чем паникеров.