Философские устройства Бенджамина Каудена
В 1997 году американец Бенджамин Кауден принимал участие в работе антропологической экспедиции в Камеруне. Он заинтересовался одним фактом: аборигены выпрашивали у иностранцев сломанные мачете и превращали их в работоспособные ножи. Так началось увлечение Каудена работой с металлом.
Исследователь и путешественник, Кауден многому научился в антропологических экспедициях и поездках. Например, искусством тонкой обработки металлических изделий он овладел в Коста-Рике, некоторое время обучаясь у ювелиров, создающих национальные украшения. Лишь в 2001 году он пошел по «формальному» пути и поступил на обучение в кузнечные мастерские при школе искусств имени Джона Кэмпбелла в Северной Каролине. Позже он учился в Теннесси, причем не искусствам, а именно кузнечному делу; Кауден создавал абсолютно все - от посуды до кованой мебели. И лишь недавно, в 2004 году, он попытался сделать что-то необычное. То есть свою первую кинетическую скульптуру.
Машины и механизмы
Несмотря на то что под каждую свою работу Бен подкладывает некую философскую основу (которую без подробных пояснений понять можно далеко не всегда), настоящий смысл его увлечения виден невооруженным глазом. Это сложные игры с зубчатыми передачами. Зацепление двух шестерен уже давно перестало быть для Каудена интересным. В каждой работе он стремится создать совершенно невиданный принцип взаимодействия деталей механизма. От стандартного вращательного движения Бен строит сложные переходы к различным составным движениям — неравномерным, возвратно-поступательным, сферическим и их комбинациям. Сайт Бена Каудена и его мастерская носят название «Двадцать семь шестеренок», что очень точно характеризует направленность мастера.
Почти во всех работах Каудена присутствуют миниатюрные фигурки людей. Они выполнены нарочито грубо, порой детали не проработаны вовсе — просто белые пластиковые манекены. Фигурки чаще всего укреплены на подвижных частях механизмов, и при работе устройства они сближаются, отдаляются, вращаются, пересекаются. Бен вкладывает в их «броуновское» движение определенный смысл. Например, о работе Some People I Don’t Know («Несколько человек, которых я не знаю») он говорит следующее: «Это механическая модель взаимоотношений в человеческом обществе. Люди сходятся и расходятся, они хотят быть вместе или предпочитают одиночество. С одной стороны, они никогда не могут по-настоящему полноценно узнать своего партнера, но очень стараются это сделать, и в этих попытках есть внутренняя красота». Сама работа представляет собой сложную систему шестерен, на подвижных частях которых стоят полиуретановые фигурки человечков. При вращении рукоятки они начинают двигаться друг относительно друга.