Только для своих: как и почему изменилось восприятие дома
Стиль джапанди, осознанное потребление и экологичность при выборе вещей — что на самом деле говорят о нас тенденции в обустройстве дома? И почему многим так и хочется купить миленькую Алису — бестелесную голосовую помощницу? Разбираемся вместе с психологами.
Похоже, приходит время забыть знакомые с детства фразы «мой дом — моя крепость», «где родился, там и пригодился»: образ современного жилища уходит все дальше от представления о помещении, ограниченном стенами, или участке с забором. С личным пространством у нас ассоциируется все, что мы любим: ноутбук, смартфон, звуки мегаполиса или родной язык, машина (даже если мы взяли ее в каршеринге).
«Думали ли вы раньше, что ваш дом может быть электронным? — задает провокационный вопрос экзистенциально-аналитический психолог Дмитрий Лайус. — Или что для вас это ощущение будет связано лишь с одним привычным звуком, например с шумом проспекта за окном?» У нас стало больше выбора, и мы сами решаем, что назвать своим домом.
Выбираем круг вещей для общения
Ощущение дома есть у всех, даже у кочевников по призванию. Называя своим домом съемную квартиру или айпад в розовом чехле, мы начинаем заниматься его обустройством, чтобы все нужное было под рукой. Развешиваем одежду, расставляем книги на полках и приводим в порядок ярлычки на рабочем столе. Но время идет, и потребности меняются.
«Мы с женой минималисты, считаем своим кредо осознанное потребление и раз в три месяца избавляемся от ненужного, — делится опытом 32-летний Максим. — Делаем это так: садимся в гостиной и вслух перечисляем все наши вещи. А потом все, о чем не вспомнили, раздаем знакомым».
Значит ли это, что хранить следует лишь остро необходимые предметы? «Не совсем так, — уточняет психоаналитик Екатерина Штейнберг, — не забывайте, что кроме утилитарного вещи имеют еще и эмоциональное значение. Но переизбыток информации действительно привел к тому, что мы начали ограничивать другие стимулы. Мы можем поддерживать отношения лишь с небольшим количеством вещей, поэтому в зоне видимости остаются самые нужные или самые любимые».