Людмила Норсоян — о том, как психотерапия и цифровизация изменили моду

ForbesРепортаж

«Это больше не мужская профессия»: фэшн-аналитик — о трендах на подиумах и фабриках

Мария Михантьева

Людмила Норсоян Фото DR

На «ЛитРесе» вышла книга «Суперпозиция индустрии моды» Людмилы Норсоян — тренд-аналитика, руководителя школы Fashion Factory School, в прошлом основательницы собственного модного бренда. В интервью Forbes Woman она рассказала о том, как психотерапия и цифровизация изменили моду и какую роль в развитии индустрии играют женщины.

Людмила Норсоян — теоретик моды, тренд-аналитик. Свою карьеру с моде она начинала еще в конце 1980-х со связанных вручную вещей. Работала в Burda Moden, основала собственную марку трикотажа, консультировала бренды, разрабатывала экспериментальный текстиль, провела 20 показов на Moscow Fashion Week. В 2013 году основала образовательную платформу Fashion Factory School с фокусом на производство и бизнес. Forbes Woman поговорил с Людмилой Норсоян о трендах в модной промышленности и дизайне, карьерных и бизнесовых возможностях, — а еще о борьбе с раком и о том, почему женщины в ней часто оказываются одиноки.

— Ваша книга называется «Суперпозиция индустрии моды». Почему именно так? «Суперпозиция» — это же термин из физики, обозначающий как бы наложение состояний. Что он означает применительно к индустрии моды?

— Во-первых, мне просто нравится этот термин. Во-вторых, индустрия моды как раз находится во множестве состояний: она может следовать глобальным трендам и интегрироваться в международный рынок, — а может развиваться на базе локальной идентичности (не зря ведь наши бренды сейчас успешно выходят на мировой рынок). Все потому, что ее не тянет груз былых достижений: она непрерывно формируется заново и может быть любой. Может даже открывать новые сегменты — я сейчас говорю о цифровой моде.

— Что это?

— Мы с вами живем в эпоху, когда огромное количество явлений — технологических, социальных, культурных — в индустрии моды возникают впервые. Например, мы впервые существуем не только в физическом мире, но и в цифровом. Поколение «альфа», на которое сейчас обращено внимание всех маркетологов, рождается «с айфоном в руках», и цифровой мир для них — естественная среда обитания. Эти люди будут строить дома в «Симс», учиться в университетах в «Майнкрафте» и там же посещать концерты. При этом нашим цифровым ипостасям необходимо как-то выглядеть. Пока что мы используем привычные нам фото и видео. Но технологии развиваются, и не исключено, что через годик-другой вместо наших физических тел встречаться и беседовать будут наши голограммы. Этот тренд создает заказ для индустрии моды — на цифровые образы.

Цифровая мода как таковая существует уже не первый год. Но только в 2020 году, который проявил, усилил и до бешеной скорости разогнал многие накопившиеся тенденции, она из развлечения, фокуса превратилась в технологически развитый и коммерчески целесообразный вид существования.

Она не только создает новый продукт, но и меняет уже существующие. Например, 3D-визуализация позволяет делать цифровые лукбуки. Это значит, что условный владелец модного бренда прежде, чем начать «портить» материалы, тратить электроэнергию, воду и химикаты на реальном производстве, тестирует коллекцию в «цифре». Другой пример — так называемая массовая уникальность (тоже, если вдуматься, в чем-то суперпозиция), когда благодаря роботизированным линиям мы по цифровым лукбукам можем производить массовый продукт крохотными кастомизированными партиями.

Это экологично: не нужно производить тонны барахла, которые, если их все не продать, придется отправлять в переработку. Ведь сам процесс переработки тоже затрачивает ресурсы планеты. Тут, конечно, возникает встречный вопрос: а каких ресурсов требует производство цифрового продукта? Считается, что электроэнергии тратится на 90-95% меньше, чем при производстве реальных вещей. Я сама эти цифры пока не проверила, но считаю, что ценность уже в том, что мы не тратим ресурсы реального мира.

— Когда вы начали говорить про цифровую моду, я подумала, что сейчас будет про маски в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Но получается, что понятие шире и включает цифровизацию технологических процессов.

— С нее все и началось! Есть такая международная промышленная выставка ITMA, почти не известная обывателю и потребителю (да даже профессионалы о ней знают не все). На нее летают крупные чиновники, инвесторы, производители оборудования, сырья, софта. Именно там задаются тренды развития индустрии на ближайшие годы. Например, на этой выставке впервые было показано оборудование, которое позволяло производить кружевную перфорацию кожи и меха. И когда через четыре года в каждом московском подземном переходе можно было купить за 300 рублей юбочку из искусственной замши с кружевной перфорацией, это было последствием появления и развития этой технологии. Именно на ITMA впервые появилось оборудование для производства бесшовного трикотажа. Некоторое время после этого закупщики еще не верили: «Где швы? Это, наверное, обман покупателя», но сейчас к нему все привыкли, а мы наблюдаем бум развития трикотажа у модных брендов.

— Мне это напоминает монолог Миранды Пристли из «Дьявол носит Prada», где она объясняет своей ассистентке, что ее якобы не имеющий отношения к моде свитер был выбран для нее людьми «в этой самой комнате из горы тряпок». Точно так же промышленники могли бы сказать Миранде Пристли: «вы смогли выбрать из горы тряпок эту вещь, потому что мы создали для вас этот небесно-голубой краситель», или «эту пряжу», или «этот софт для вязального станка». Но есть ли обратный запрос? Говорит ли мода промышленникам: «придумайте нам такую-то машину, мы хотим делать перфорацию и трикотаж без швов»?

— В моде (как и много где еще) прорыв возможен при встрече трех обстоятельств. Во-первых, должен быть запрос времени. Мода, говоря словами Теодора Драйзера (хотя он говорил это о театре), — это эолова арфа, которая откликается на нерв времени. Во-вторых, у индустрии должны быть технологии, которые позволяют произвести продукт массово и недорого. В-третьих, продукт должен оказаться востребован аудиторией.

Не все идеи получают развитие и признание. Бывает, что-то в этой формуле не складывается. Либо идея не соответствует духу времени. Либо не нашлось талантливого дизайнера, который сумел проявить ее для рынка. Либо технологии еще не развиты и надо набраться терпения и ждать. Это, например, происходит в цифровой моде с видео. Некоторые бренды выпускают периодически какие-то приложения — например, недавно Gucci выпустили цифровые кроссовки, — но пока это все на уровне фокусов. Хотя запрос уже есть, и мы ждем технологии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Шеннен Доэрти, Марина Хлебникова и другие: трагедии в судьбах красавиц 90-х Шеннен Доэрти, Марина Хлебникова и другие: трагедии в судьбах красавиц 90-х

Судьба приготовила культовым красавицам не только звездный час

Cosmopolitan
«Воображение нельзя разрушить»: художник Борис Кочейшвили — о башнях, кризисах и пространстве «Воображение нельзя разрушить»: художник Борис Кочейшвили — о башнях, кризисах и пространстве

Художник Борис Кочейшвили о детстве и первых художественных опытах

Правила жизни
Зачем смотреть «Землю кочевников» Хлои Чжао — фильм об американском мифе Зачем смотреть «Землю кочевников» Хлои Чжао — фильм об американском мифе

«Земля кочевников» Хлои Чжао — лучший фильм любого года

РБК
Лайфхак, как быстро вернуть вещь, которую вы потеряли Лайфхак, как быстро вернуть вещь, которую вы потеряли

Чек-лист для быстрых и успешных поисков потерянной вещи

Maxim
Неожиданный дуэт Неожиданный дуэт

Интервью Мари Краймбрери с Константином Хабенским

OK!
Переменные величины Переменные величины

Как заработали состояние богатейшие селфмейдмены мира?

РБК
МСОП признал африканских слонов двумя разными видами. Оба они быстро вымирают МСОП признал африканских слонов двумя разными видами. Оба они быстро вымирают

Саванный и лесной слоны получили новые статусы в списках МСОП

N+1
«Трудности перевода»: чешские лыжи, страшные волки и мой неудавшийся роман «Трудности перевода»: чешские лыжи, страшные волки и мой неудавшийся роман

Одна из таких трагикомичных историй про разницу менталитетов

Psychologies
«Не знаю, чего хочу»: можно ли жить без мечты «Не знаю, чего хочу»: можно ли жить без мечты

Что делать, если у вас нет мечты?

Psychologies
Правила жизни Глеба Павловского Правила жизни Глеба Павловского

Правила жизни политтехнолога Глеба Павловского

Esquire
Как защититься от собаки Как защититься от собаки

Инструкция от нападения собаки

Maxim
Русский чех: как строил бизнес самый богатый человек Чехии Петр Келлнер и при чем тут российская приватизация Русский чех: как строил бизнес самый богатый человек Чехии Петр Келлнер и при чем тут российская приватизация

Как Петр Келлнер строил свой бизнес и сотрудничал с российскими бизнесменами?

Forbes
Могла ли женщина быть вождем в Бронзовом веке: новое исследование древних захоронений Могла ли женщина быть вождем в Бронзовом веке: новое исследование древних захоронений

В некоторых древних общинах статус вождя и военначальника могла играть женщина

Популярная механика
Планета, на которой не выдерживает даже электроника. Что мы ищем на Венере? Планета, на которой не выдерживает даже электроника. Что мы ищем на Венере?

Почему на Венеру так редко летают и что вызвало интерес к этой планете?

Esquire
10 животных с самыми мощными укусами 10 животных с самыми мощными укусами

Тем, кто использует челюсти для убийства добычи, лучше не класть палец в рот

Популярная механика
Пьер Лутрель. Смерть — это красиво Пьер Лутрель. Смерть — это красиво

Как жил, убивал и был убит один из самых ярких и жестоких авантюристов Франции

4x4 Club
Красный директор: почему экономическая модель Лукашенко перестает работать Красный директор: почему экономическая модель Лукашенко перестает работать

Белорусской экономике мешает сам Александр Лукашенко

Forbes
Физики МФТИ приблизили создание квантового компьютера в России Физики МФТИ приблизили создание квантового компьютера в России

Создана квантовая интегральная схема на основе пяти сверхпроводниковых кубитов

Популярная механика
«Для меня ты всегда будешь ребенком»: как справиться с манипуляциями родителей «Для меня ты всегда будешь ребенком»: как справиться с манипуляциями родителей

Эмоциональный интеллект поможет вам прекратить манипуляции родителей

Psychologies
10 реликтовых животных, сохранившихся до наших дней 10 реликтовых животных, сохранившихся до наших дней

Как реликтовые виды, или живые ископаемые, выживают в наши дни?

Популярная механика
Идеальный праздник: как организовать торжество без лишних волнений Идеальный праздник: как организовать торжество без лишних волнений

Как организовать праздник, который запомнится надолго?

Psychologies
Белоснежную улыбку можно сохранить! Белоснежную улыбку можно сохранить!

Курящего человека даже на расстоянии можно узнать по характерной желтизне зубов

Здоровье
Внутренняя Америка Внутренняя Америка

Михаил Трофименков о «Земле кочевников», эпической драме о бездомных в США

Weekend
Бактерии на бумажной подложке выполнили логические операции Бактерии на бумажной подложке выполнили логические операции

Бактериальные вычислители в будущем могут стать биосенсорами

N+1
Антитела опознали раковые клетки с распространенной мутацией по замене одной аминокислоты Антитела опознали раковые клетки с распространенной мутацией по замене одной аминокислоты

Ученым удалось уничтожить раковые клетки с самой распространенной мутацией в p53

N+1
Одиночки против корпораций: фантастические книги о борьбе человека и системы Одиночки против корпораций: фантастические книги о борьбе человека и системы

Герои этих романов бросают вызов могущественным корпорациям и государствам

Популярная механика
Предупреждение для игроков: о чем говорит крах фонда Archegos Capital Предупреждение для игроков: о чем говорит крах фонда Archegos Capital

Триггером краха на рынке может стать любая плохая новость

Forbes
Нейронные герои Нейронные герои

Валерий Шарипов рассказал «Популярной механике» о своих синтетических героях

Популярная механика
Как отключить Яндекс Плюс на смартфоне и компьютере Как отключить Яндекс Плюс на смартфоне и компьютере

Как отключить подписку Яндекс Плюс и отказаться от ее продления

CHIP
Открыть в приложении