Эти жуткие дырочки: что такое трипофобия и как ее лечить
Становится дурно от вида пчелиных сот? Все чешется при взгляде на надломленную пористую шоколадку? Вероятно, у вас трипофобия. Вместе с психиатром объясняем, почему мы боимся дырок и нужно ли из-за этого переживать
Трипофобия — это боязнь или отвращение при виде скоплений (кластеров) небольших отверстий, неровностей или узоров, например пчелиных сот, семенных коробочек растений или фотографии пор кожи крупным планом. Слово происходит от греческого «трипа» (τρύπα), что означает «сверление» или «отверстие». Врачи не признают трипофобию в качестве диагностируемого расстройства, так как она слабо исследована.
Материал прокомментировала Екатерина Харина, психолог-консультант Центра когнитивной терапии Якова Кочеткова, врач-психотерапевт, психиатр клиники психического здоровья PsyMedClinic
Что такое трипофобия
Трипофобия может проявляться по-разному. Главный ее триггер — поверхность с группой небольших контрастных отверстий, бугорков или узоров. Одни испытывают дискомфорт только при виде «натуралистических» кластеров, например, пчелиных сот, червивого мяса или жабы, которая носит мальков в дырочках на спине. Других может заставить почувствовать себя некомфортно даже фотография стоящих вплотную пластиковых стаканчиков, сыр с дырками или светодиоды лампы светофора.
Исследователи считают, что трипофобия восходит к очень древним инстинктам человека и сопровождает его всю историю. Однако «открыли» ее совсем недавно. Первый случай боязни кластерных отверстий был описан в 1998 году, а сам термин появился лишь в 2004-м. Поэтому сегодня это явление слабо исследовано и не является официальным диагнозом.
В 2009 году появился сайт Trypophobia.com, благодаря которому к 2012 году об этой болезни узнали миллионы людей, многие из которых с удивлением обнаружили ее у себя. В 2016 году американская модель Кендалл Дженнер призналась, что страдает от сильной трипофобии.
Ученые считают, что боязнь кластерных отверстий не является фобией в той же степени, что и, например, агорафобия, то есть боязнь открытого пространства, или арахнофобия — боязнь пауков. Трипофобия не попадает под большинство диагностических критериев фобии — и вот почему.
Во-первых, те или иные проявления трипофобии испытывает каждый шестой, хотя вполне возможно, что это явление распространено даже более широко. Это позволяет ученым считать дискомфорт при виде кластерных отверстий нормой. А фобия — это расстройство, при котором человек испытывает страх там, где его не испытывает большинство других людей.
Кроме того, при фобии страх мешает человеку жить, а с трипофобией такое происходит нечасто. «На практике мы очень редко сталкиваемся с такими жалобами, — отмечает Екатерина Харина. — По большей части люди просто избегают таких изображений, не смотрят на них и спокойно живут своей жизнью».
Во-вторых, симптомы трипофобии с клинической точки зрения довольно сильно отличаются от проявлений других фобий. В 2018 году ученые из американского Университета Эмори провели эксперимент, в котором доказали, что эмоция, которую вызывают кластерные отверстия, — это скорее не страх, а отвращение.
Группам студентов показывали сначала змей и пауков — животных, которые чаще всего становятся объектами фобий. Зрачки большинства сильно расширялись — ученые стали считать это признаком реакции страха. Однако изображения кластерных отверстий не привели к расширению зрачка, а у некоторых они даже сужались.
Исследователи констатировали, что страх вызывает возбуждение, и расширение зрачков — один из его признаков. Отвращение, напротив, подавляет человека, заставляет отказаться от действия.