Электроусилитель руля. Как он работает и чем отличается от гидроусилителя
Электроусилитель не только снижает усилие на руле при маневрировании, что особенно актуально на автомобилях с большим размером колес, но и выполняет ряд других важных функций. Как работает это устройство?
Что такое электроусилитель руля (ЭУР)
Электроусилитель руля (ЭУР) — это устройство, использующее электродвигатель (ЭД) для уменьшения усилия на руле при выполнении маневра, а после его завершения помогающее вернуть руль в нулевое положение. Электромотор монтируется на рулевом валу или рейке, а электронный модуль управления — либо в одном блоке с ЭД, либо в защищенном от воздействия непогоды и химических веществ, например антигололедных реагентов, месте.
Впервые ЭУР использовался еще в 1903 году на 5-тонном грузовике компании Columbia, но дорогая и не отличавшаяся надежностью конструкция долго оставалась невостребованной. Перелом произошел только в конце XX века. Этому, с одной стороны, способствовало ужесточение экологических норм (и тут экономящий топливо ЭУР оказался весьма кстати), а с другой — прогресс в сфере электроники, который позволил настраивать такие системы все более корректно. Сегодня ЭУР, превратившийся в полноценную альтернативу гидроусилителям (о них — в нашем материале по ссылке), можно встретить на множестве моделей разных классов — от спорткаров до полноразмерных внедорожников.
Устройство электроусилителя руля
Одно из преимуществ ЭУР перед гидроусилителями — это простота конструкции: никаких бачков, гидравлических магистралей и насосов! Основными компонентами ЭУР являются следующие.
Электромотор
На большинстве моделей используются бесщеточные трехфазные электромоторы постоянного тока напряжением от 9 до 16 В. Такие ЭД отличает быстрота и точность действия уже на малых оборотах.
Блок управления
Электронный блок содержит сложное программное обеспечение и исполнительные компоненты для управления ЭД, а также необходимый для определения его температуры измеритель силы тока. При обнаружении потенциального перегрева модуль уменьшит подачу тока на двигатель. Система может перейти в аварийный режим и оповестить водителя о неисправности с помощью световой индикации или текстового сообщения.