Электромобили Arrival похожи на Lego: как устроены микрофабрики, роботы и модульные машины Дениса Свердлова
Компания строит дешёвые электрофургоны, отказывается от крупных заводов и хочет составить конкуренцию Ford и General Motors. Что происходит внутри неё — в пересказе Wired.
В 2015 году Arrival открыла в городе Банбери научно-исследовательский центр. Здесь специалисты разрабатывают электромобили, в частности фургоны и автобусы. Компания хочет решить две проблемы автомобилестроения в 21 веке:
- Сократить количество выбросов диоксида углерода — чтобы его было меньше, чем при производстве автомобилей на бензине.
- И упростить длинные цепи производства, сделать его дешевле и уменьшить количество рабочих. Для этого она открывает микрофабрики вместо крупных сборочных линий.
Arrival стремится создать более мобильные и менее габаритные фургоны, чем есть сейчас на рынке. И они должны стоить дешевле машин, работающих на ископаемом топливе. Для этого компания использует лёгкие и износостойкие материалы, а её облачное ПО позволяет контролировать эксплуатационные расходы и затраты на техобслуживание.
Никакой другой вид транспорта не развивается так стремительно, как фургоны. И это вполне объяснимо. Есть ряд критериев, по которым люди выбирают легковые автомобили: фирма, салон, техническое обслуживание.
С фургонами всё гораздо проще: важны функциональность и цена. Поэтому покупателям электромобилей для коммерческих целей проще угодить.
Наша задача — создать доступные электромобили, цена обслуживания которых будет вдвое дешевле, чем у автомобилей с традиционным двигателем. Денис Свердлов основатель Arrival
Arrival к 2021 году получила заказов на $1,2 млрд. Так, американская компания по экспресс-доставке UPS проводит дорожные испытания нового электрофургона весом 2 тонны. Если всё пойдёт хорошо, UPS купит 10 тысяч фургонов за 350 млн фунтов стерлингов. А одна из крупнейших британских автобусных компаний First Bus уже пустила одноэтажные фургоны Arrival по некоторым маршрутам.
Изменить машиностроение
Чтобы сократить стоимость электромобилей, Arrival необходимо пренебречь «эффектом масштаба» — то есть сосредоточиться на продукте, а не расширять производство, считает основатель.
В противном случае придётся положиться на инвестиции до тех пор, пока компания не сможет производить 300 тысяч автомобилей, а такой возможности у нас нет. Денис Свердлов основатель Arrival
Однако «эффект масштаба» лежит в основе машиностроения уже столетие. При сборке большинства электромобилей используют старые производственные линии с единственным отличием — в шасси машин интегрируют электромоторы и аккумуляторы, говорит аналитик исследовательской компании IDTechEx Дэвид Уайетт.
Такая технология вредит окружающей среде, считает Wired. В конце 2020 года Volvo сравнила выбросы углекислого газа внедорожника XC40 с электрическим седаном Polestar 2. Выяснилось:
- В процессе производства XC40, который работает на бензине, в атмосферу поступает 14 тонн CO2.
- А в результате сборки электрической модели Polestar 2 — 24 тонны углекислого газа. Всё дело в аккумуляторной батарее, на производство которой приходится 70% дополнительных выбросов.
Причина таких «грязных» фабрик, по мнению издания, в том, что строительство новых сборочных линий требует «феноменальных» затрат.
В свою очередь, Arrival решила упростить процесс производства: полностью исключила стальной пресс и покрасочный цех, чтобы снизить расходы и сократить выбросы углекислого газа.
Пресс стали, где режут и варят рулоны металла, и покрасочный цех — это самые дорогие, энергоёмкие и наиболее загрязняющие части автомобильного завода. Пол Ньювенхейс директор центра исследований автомобильной промышленности при Кардиффском университете
Бросил госслужбу и занялся электрокарами
Денис Свердлов — основатель и основной владелец Arrival. С самого детства он интересовался технологиями: уже в 12 лет собрал свой компьютер и стал обучаться программированию.