Жадность и отвага
Пока государство ищет способы вернуть россиянам заблокированные зарубежные бумаги, отечественные трейдеры продолжают покупать иностранные акции. Похоже, заинтересовать их российским рынком можно, лишь кратно увеличив число эмитентов на нем
Иностранные акции и фьючерсы, евробонды и другие западные активы российских инвесторов заморожены уже более полугода. Инвесторы подают иски к брокерам, готовят обращение к Генпрокуратуре РФ, иски к ЦБ — хотя помочь может лишь подача исков в Европейский суд. Но об обращениях туда пока неизвестно.
ЦБ также планомерно ограничивает покупки иностранных акций россиянами. Но ни заморозка бумаг, ни запрет ЦБ, ни риски новых заморозок российских инвесторов, похоже, не волнуют: любовь к зарубежным рынкам оказалась сильнее.
Заморожены, но не потеряны
По оценкам Центробанка, иностранные бумаги заморожены у пяти миллионов россиян. Общая сумма этих активов — шесть триллионов рублей.
Бумаги были заблокированы в марте текущего года, после того как ЕС наложил на Россию санкции, а европейские депозитарии Euroclear и Clearstream прекратили исполнять поручения Национального расчетного депозитария (НРД) по сделкам с ценными бумагами и деньгами. В результате россияне теперь не могут совершать операции с учитывавшимися НРД иностранными ценными бумагами. Кроме того, инвесторы остались без дивидендов и купонов. Выплаты компаний остаются в Euroclear, на счета россиян они не переводятся.
С 30 мая Центробанк ограничил торги заблокированными зарубежными активами. Эти меры коснулись бумаг, хранящихся в НРД (примерно 14% всего доступного для торговли клиентского портфеля брокеров). При этом частью бумаг, которые хранились не в НРД, торговать по-прежнему можно.
«Свободные» бумаги распределили между брокерами и их клиентами на равных условиях (подробнее см. «Иностранные акции вне игры», «Эксперт» № 23 за 2022 год).
Но проблема с заблокированными бумагами остается. Поэтому Мосбиржа, Центробанк, Госдума и финансовые институты начали обсуждать пути выхода из тупика.
Сценарий № 1: судебный
Двенадцатого августа НРД обратился в Суд ЕС в Люксембурге. В пресс-службе Мосбиржи «Эксперту» подтвердили, что суд иск принял.
НРД пытается оспорить санкции на основании структуры своих акционеров. ЕС объяснил включение НРД в санкционный список тем, что эта организация «является структурой Мосбиржи» (НРД принадлежит ей на 99,99%). Последняя, по словам европейских политиков, находится под контролем российского правительства. Между тем структура акционеров Мосбиржи говорит о другом. Шестьдесят процентов акций представляют собой free-float, то есть ими владеют как россияне, так и иностранные инвесторы. Еще примерно 30% акций биржи принадлежат ЦБ, Сбербанку и ВЭБ.РФ.
Старший юрист консалтинговой группы РКТ Владислав Холодков говорит, что в среднем дела в Европейском суде рассматривают 15–17 месяцев. Разбирательства включают в себя две стадии: письменную и публичные слушания.
Холодков также отмечает, что Европейский суд справедливости, который будет рассматривать иск, — это кассационная инстанция для ЕС. Поэтому НРД не сможет обжаловать итоговое решение. Юристы уверены: должно произойти чудо, чтобы Европейский суд принял решение в пользу НРД.
Исторически процент успешного оспаривания санкций крайне невелик, говорит партнер юридической компании Savina Legal Станислав Карандасов. «Успешный исход скорее исключение, чем правило, в такого рода делах — когда заявитель оппонирует актам органов власти, а тем более в столь политизированное время», — констатирует он.
Владислав Холодков считает, что аргумент НРД в суде при желании можно будет легко разбить. «Шестьдесят процентов free-float Мосбиржи, о которых говорится в иске, принадлежат инвесторам и организациям, не имеющим единого экономического интереса и неспособным выступать одним фронтом, — объясняет свою позицию юрист. — Этому пакету противостоит пакет примерно в 30 процентов, принадлежащий государственным структурам. Они выражают единую волю. Такой тридцатипроцентный пакет является контрольным во многих юрисдикциях, в том числе в нашей стране, так как обеспечивает кворум на повторных собраниях».
Специальный советник по вопросам санкционного права KA Pen & Paper Кира Винокурова возражает: положительная практика по «санкционным искам» все же была. В 2014 году Суд ЕС исключил Владимира Пефтиева (бывший совладелец «Белтехэкспорта») из санкционного списка ЕС в связи с недоказанностью того, что он был одним из ключевых финансовых спонсоров «режима» Лукашенко. Сирийский бизнесмен Абделькабдер Сабра