Андрей Могучий поставил в Театре Наций «Сказку про последнего ангела»

ЭкспертКультура

Волшебные девяностые

Андрей Могучий, один из главных героев современного русского театра, поставил в Театре Наций «Сказку про последнего ангела»

Вячеслав Суриков

Главные мужские роли в спектакле «Сказка про последнего ангела» играют Данила и Павел Рассомахины. В главной женской роли — Муся Тотибадзе. Фото: Театр Наций

Андрей Могучий трижды был признан жюри премии «Золотая маска» лучшим режиссером. В 2016 и 2017 годах он получал ее два года подряд в очень жесткой конкурентной борьбе. Всего у него 11 номинаций. Это выдающийся режиссер, чье творчество уже на протяжении многих лет определяет лицо не только БДТ, художественным руководителем которого он является, но и русского театра в целом. Удача Театра Наций заключается уже в том, что ему удалось вырвать Могучего из крепких объятий театрального Санкт-Петербурга и переместить его на какое-то время в Москву — ровно настолько, чтобы тот смог успеть поставить такой сложносочиненный спектакль, как «Сказка про последнего ангела».

Спектакль идет с тремя антрактами. В одном из них актеры не прекращают играть даже при опущенном занавесе. Они всего лишь переключаются из режима времени художественного, очень сжатого, в режим времени реального, одновременно позволяя зрителям выйти из режима пристального восприятия: они могут на это время спокойно удалиться в буфет.

Спектакли Андрея Могучего — это за редким исключением всегда неожиданный драматургический материал. «Сказка про последнего ангела» как раз из разряда таких постановок. В ее основе тексты, находящиеся вне драматургического мейнстрима. Вместо того чтобы ставить классические пьесы и играть с ожиданиями публики — одно из решений, к которому часто прибегают режиссеры, избегая работать с современными авторами, — Могучий не боится браться за новые сюжеты и открывать их широкой публике. Это могут быть и прозаические произведения: авторы не писали их для сцены, но тем необычнее выглядит их сценическое воплощение. В них часто нет привычного ритма театрального действия, но могут появляться необычные персонажи. Актеры, их играющие, тоже могут оказываться за пределами представлений, которые у нас сложились о театральных актерах. И все это работает на творческий замысел. В итоге, оказываясь на спектаклях Андрея Могучего, мы попадаем в неизвестный нам мир, и он может быть и ужасен, и прекрасен одновременно.

Главные роли в «Сказке» играют братья-близнецы Рассомахины — актерская пара, позволившая режиссеру выстроить необычную оптику восприятия происходящего на сцене. Оба актера играют одного и того же персонажа, но в разных его качествах. Если один из них выступает как рассказчик и обращается при этом напрямую к зрителям, то другой может быть включен в непосредственное действие, происходящее на сцене. Это только одна из множества повествовательных схем, которые реализует Могучий. Рассомахины сами по себе чудо: они в первые минуты спектакля заставляют поверить в уникальность происходящего на наших глазах; потом это чувство начинает ослабевать, но Могучий не дает ему угаснуть, предлагая нам всё новые трюки с актерами, невероятно похожими друг на друга. Умение удивлять зрителя — одно из самых сильных свойств режиссуры Могучего.

Временной отрезок, в котором происходит сценическое действие, — девяностые. Эти годы авторы интерпретируют как время, когда что-то, казавшееся ранее несбыточным, вдруг становится возможным. Главный герой попадает в сумасшедший дом, из него бежит и оказывается в волшебном мире, где силы зла, встающие на его пути, — всего лишь испытания, которые герой, как в русской сказке, должен преодолеть на пути к своей цели. Каким бы он ни казался слабым, простецом и попросту сумасшедшим (авторы условно помещают своего героя на самый низ социальной лестницы), сила, которая им движет, а именно любовь, способна преодолеть все, что угодно. Герой совершает свое путешествие к школьной возлюбленной, которой когда-то даже не решился признаться в любви, но и спустя годы продолжает верить в то, что она та самая, предназначенная ему судьбой женщина и, если он ее найдет и все-таки скажет ей, что ее любит, его жизнь и в самом деле изменится.

Девяностые в спектакле Могучего — это перевернутое время, в котором привычный мир переживал трансформацию и там словно возникали щели — через них проникал в него мир потусторонний, живущий по другим законам. В «Сказке» мы узнаем его и по внешним приметам: костюмы, предметы интерьера, манера поведения, племянник священника, считающий, что одно только это родство дает ему право считать себя священником: в том самом антракте, который наступает только для зрителей, он читает проповедь проституткам. Это не крикливые девяностые, какими их любят изображать в кино и в театре, время, когда милиция и преступники слились в едином порыве, чтобы выжить совместными усилиями, это девяностые, когда стало возможным волшебство, время, когда ангелы спустились на землю — защищать смиренных от распоясавшихся сил зла. «Сказка про последнего ангела» — это еще и поразительная по силе визуальных образов работа художника Марии Трегубовой.

«Сказка» неожиданным образом рифмуется со спектаклем «Крещенные крестами», поставленным в БДТ Вениамином Фильштинским по прозе Эдуарда Кочергина, — в недавние свои московские гастроли театр показывал этот спектакль на сцене Театра имени В. Маяковского. И хотя в отличие от «Сказки» спектакль сделан визуально очень скупо — это почти сторителлинг, не предполагающий никаких декораций и костюмов, которые сами по себе рассказывают историю, сюжеты этих двух спектаклей поразительно схожи. В своей книге главный художник БДТ Эдуард Кочергин описал собственное детство: он был вынужден, будучи еще совсем ребенком, отправиться в многолетнее путешествие по России — из детприемника в Сибири в родной город Ленинград в надежде встретить там свою мать, с которой разлучился, когда та была арестована в годы сталинских репрессий. И опять мы видим, как ребенок оказывается в мире, не вписывающемся в привычные нам представления. Глазами Эдуарда Кочергина мы видим неведомую нам Россию.

Она же приоткрывается нам и в «Сказке про последнего ангела». Андрей Могучий — художник, который чувствует ее присутствие с необычайной силой и умеет проявить ее в своих сценических произведениях. У него есть чутье на тексты, в которых она проступает и где главными героями становятся «люди тайн, которые могут ходить по невидимым тропкам между реальностью и сном, разговаривать с небом, слышать голоса травы и ветра». В этом он схож еще с одним русским художником, обладающим способностью проявлять волшебную реальность, — Сергеем Сельяновым, чья первая режиссерская работа называлась «День ангела» и чьи фильмы «Духов день» и «Время печали еще не пришло» тоже повествуют о «людях тайн». Сельянов и Могучий — люди одного поколения, и, если судить по их произведениям, со сходной мощью силы притяжения к волшебному миру. Только один воплощает его в анимационных фильмах, а другой — на театральной сцене.

В «Сказке» зрители следят за тем, как главный герой идет к своей любви, и сначала не доверяют ему: сумасшедший, что с него возьмешь, верит племяннику священника, который таскает с собой тумбочку, утверждая: это и есть его алтарь. Но постепенно действие затягивает зрителя в свой водоворот, и он начинает ждать развязки. В нем пробуждается вера в чудо: а что, если оно все-таки возможно и этот странный, слишком простодушный человек сможет достичь своей простодушной цели? В этом сопереживании главному герою, а именно его добиваются и режиссер, и актеры, играющие в спектакле, главная ценность этой работы. И мы, зрители, становимся тоже простодушными и доверчивыми, граница между зрительным залом и сценой стирается, и мы оказываемся в волшебном мире, созданном воображением художника и режиссера спектакля. На какое-то время мы преображаемся и начинаем верить в возможность чуда. И тогда оно происходит — прямо на наших глазах.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Придумали будущее и не завоевали рынок: история General Magic и её идеи «смартфона», который появился в 90-х Придумали будущее и не завоевали рынок: история General Magic и её идеи «смартфона», который появился в 90-х

Компания увлеклась разработкой и не заметила, как интернет обошёл их

VC.RU
Как правильно бриться опасной бритвой: пошаговая инструкция, чтобы не истечь кровью Как правильно бриться опасной бритвой: пошаговая инструкция, чтобы не истечь кровью

Роскошный, но довольно рискованный опыт бритья опасной бритвой

Playboy
Лучшие друзья девочек — виртуальные алмазы. Гид для родителей по соцсети Likee Лучшие друзья девочек — виртуальные алмазы. Гид для родителей по соцсети Likee

Likee сделано для лиц старше 16 лет, оно известно как «TikTok для маленьких»

СНОБ
Как вывести алкоголь из организма: 8 лайфхаков, чтобы прийти в себя Как вывести алкоголь из организма: 8 лайфхаков, чтобы прийти в себя

Что предпринять, если утром ты чувствуешь себя паршиво после вчерашнего застолья

Playboy
Подумай хорошенько Подумай хорошенько

Как нейросети читают мысли

Популярная механика
Какой мультипекарь лучше выбрать: оптимальные модели для дома Какой мультипекарь лучше выбрать: оптимальные модели для дома

Чем отличаются мультипекари и на что обращать внимание при покупке

CHIP
Пример для подражания: Юлия Темникова Пример для подражания: Юлия Темникова

Как всего за пять лет сделать карьеру, в одиночку воспитывая ребенка?

Cosmopolitan
Испортить, чтобы улучшить: для чего автомобилю спойлер Испортить, чтобы улучшить: для чего автомобилю спойлер

Не все автомобилисты знают, для чего на самом деле нужен спойлер

Популярная механика
Герой Киану Ривза Константин оставил странное и удивительное наследие Герой Киану Ривза Константин оставил странное и удивительное наследие

Почему Константин так сильно отличается от своих преемников в комиксах

GQ
Как критиковать работу сотрудника, не переходя грань: 6 советов начальникам Как критиковать работу сотрудника, не переходя грань: 6 советов начальникам

Важно не только уметь хвалить подчиненных, но и грамотно указывать на их ошибки

Playboy
Чем женский японский язык отличается от мужского Чем женский японский язык отличается от мужского

Отрывок из книги Гастона Доррена о языках «Вавилон: Вокруг света за 20 языков»

СНОБ
«Искусство причинять себе зло»: как избавиться от ревности «Искусство причинять себе зло»: как избавиться от ревности

Ревность разрушает даже самые искренние чувства, и избавиться от нее непросто

Psychologies
Плохой прогноз для России. Почему цены на газ в Европе упали всерьез и надолго Плохой прогноз для России. Почему цены на газ в Европе упали всерьез и надолго

Сокращение Китаем импорта СПГ окажет давление на газовые котировки в Европе

Forbes
Как правильно пожарить картошку: 4 божественных рецепта с румяной корочкой Как правильно пожарить картошку: 4 божественных рецепта с румяной корочкой

То, как правильно жарить картошку на сковороде, кажется делом нехитрым

Playboy
«Женщина, которая бьется и страдает». Какой Марию Шарапову запомнит мир спорта «Женщина, которая бьется и страдает». Какой Марию Шарапову запомнит мир спорта

Рассказываем, чем запомнилась карьера самой известной российской спортсменки

Esquire
Милош Бикович — о BadComedian, детстве в Белграде и девяностых Милош Бикович — о BadComedian, детстве в Белграде и девяностых

Милош Бикович вспоминает о лихих девяностых и рассуждает, почему стал знаменит

РБК
Peugeot Traveller 4х4. Моя фантомная боль Peugeot Traveller 4х4. Моя фантомная боль

Никто не ожидал от микроавтобуса Peugeot Traveller такой прыти

4x4 Club
Серая футболка Абрамовича. Почему простая одежда стала символом успеха и прогресса Серая футболка Абрамовича. Почему простая одежда стала символом успеха и прогресса

Как мы перешли к осознанной моде и нужно ли теперь отказываться от брендов

Forbes
Все в дом Все в дом

Благотворительный фонд Владимира Потанина более 20 лет помогает Эрмитажу

Forbes
Больше сексуальности и блеска: как модный дом Saint Laurent впервые получил доход в €2 млрд Больше сексуальности и блеска: как модный дом Saint Laurent впервые получил доход в €2 млрд

В 2019 году выручка модного дома Saint Laurent выросла почти до €2,05 млрд

Forbes
Звезда родилась Звезда родилась

Всегда ли альтернативные роды — это лучшее решение для мамы и ребенка

Vogue
Грозовой реактор Грозовой реактор

Физики обнаружили, что грозы порождают в атмосфере позитроны и изотопы

Наука и жизнь
Лучше черной пятницы. Как за 100 евро купить оригиналы картин самых модных и дорогих художников Лучше черной пятницы. Как за 100 евро купить оригиналы картин самых модных и дорогих художников

Не обязательно платить тысячи, а то и сотни тысяч долларов за искусство

Forbes
Безупречный мерзавец Безупречный мерзавец

Гётевский Мефистофель изящен, остроумен, парадоксален

Дилетант
«Джентльмены»: MAXIM рецензирует новый фильм Гая Ричи, который выглядит как старый фильм Гая Ричи «Джентльмены»: MAXIM рецензирует новый фильм Гая Ричи, который выглядит как старый фильм Гая Ричи

Новый киноопус Гая Ричи - отличное возвращение к истокам

Maxim
Бабочка огня: откуда пришли женщины «янь» Бабочка огня: откуда пришли женщины «янь»

Есть женщины, из которых энергия бьет ключом

Psychologies
Лучшие упражнения с резиновыми петлями для женщин Лучшие упражнения с резиновыми петлями для женщин

Простые фитнес-комплексы для домашней тренировки с резиновыми петлями

Cosmopolitan
Forbes впервые оценил продажи в Рунете Forbes впервые оценил продажи в Рунете

Как изменились онлайн-магазины за последние несколько лет

Forbes
Попрощались: предсмертные посты звезд в соцсетях – от Началовой до Брайанта Попрощались: предсмертные посты звезд в соцсетях – от Началовой до Брайанта

Что хотели сказать этому миру знаменитости, чьи жизни неожиданно оборвались

Cosmopolitan
Александр Белькович: Надо искать вкус в простоте Александр Белькович: Надо искать вкус в простоте

Разговор с обаятельным и остроумным теле-поваром Александром Бельковичем

Добрые советы
Открыть в приложении