Андрей Могучий поставил в Театре Наций «Сказку про последнего ангела»

ЭкспертКультура

Волшебные девяностые

Андрей Могучий, один из главных героев современного русского театра, поставил в Театре Наций «Сказку про последнего ангела»

Вячеслав Суриков

Главные мужские роли в спектакле «Сказка про последнего ангела» играют Данила и Павел Рассомахины. В главной женской роли — Муся Тотибадзе. Фото: Театр Наций

Андрей Могучий трижды был признан жюри премии «Золотая маска» лучшим режиссером. В 2016 и 2017 годах он получал ее два года подряд в очень жесткой конкурентной борьбе. Всего у него 11 номинаций. Это выдающийся режиссер, чье творчество уже на протяжении многих лет определяет лицо не только БДТ, художественным руководителем которого он является, но и русского театра в целом. Удача Театра Наций заключается уже в том, что ему удалось вырвать Могучего из крепких объятий театрального Санкт-Петербурга и переместить его на какое-то время в Москву — ровно настолько, чтобы тот смог успеть поставить такой сложносочиненный спектакль, как «Сказка про последнего ангела».

Спектакль идет с тремя антрактами. В одном из них актеры не прекращают играть даже при опущенном занавесе. Они всего лишь переключаются из режима времени художественного, очень сжатого, в режим времени реального, одновременно позволяя зрителям выйти из режима пристального восприятия: они могут на это время спокойно удалиться в буфет.

Спектакли Андрея Могучего — это за редким исключением всегда неожиданный драматургический материал. «Сказка про последнего ангела» как раз из разряда таких постановок. В ее основе тексты, находящиеся вне драматургического мейнстрима. Вместо того чтобы ставить классические пьесы и играть с ожиданиями публики — одно из решений, к которому часто прибегают режиссеры, избегая работать с современными авторами, — Могучий не боится браться за новые сюжеты и открывать их широкой публике. Это могут быть и прозаические произведения: авторы не писали их для сцены, но тем необычнее выглядит их сценическое воплощение. В них часто нет привычного ритма театрального действия, но могут появляться необычные персонажи. Актеры, их играющие, тоже могут оказываться за пределами представлений, которые у нас сложились о театральных актерах. И все это работает на творческий замысел. В итоге, оказываясь на спектаклях Андрея Могучего, мы попадаем в неизвестный нам мир, и он может быть и ужасен, и прекрасен одновременно.

Главные роли в «Сказке» играют братья-близнецы Рассомахины — актерская пара, позволившая режиссеру выстроить необычную оптику восприятия происходящего на сцене. Оба актера играют одного и того же персонажа, но в разных его качествах. Если один из них выступает как рассказчик и обращается при этом напрямую к зрителям, то другой может быть включен в непосредственное действие, происходящее на сцене. Это только одна из множества повествовательных схем, которые реализует Могучий. Рассомахины сами по себе чудо: они в первые минуты спектакля заставляют поверить в уникальность происходящего на наших глазах; потом это чувство начинает ослабевать, но Могучий не дает ему угаснуть, предлагая нам всё новые трюки с актерами, невероятно похожими друг на друга. Умение удивлять зрителя — одно из самых сильных свойств режиссуры Могучего.

Временной отрезок, в котором происходит сценическое действие, — девяностые. Эти годы авторы интерпретируют как время, когда что-то, казавшееся ранее несбыточным, вдруг становится возможным. Главный герой попадает в сумасшедший дом, из него бежит и оказывается в волшебном мире, где силы зла, встающие на его пути, — всего лишь испытания, которые герой, как в русской сказке, должен преодолеть на пути к своей цели. Каким бы он ни казался слабым, простецом и попросту сумасшедшим (авторы условно помещают своего героя на самый низ социальной лестницы), сила, которая им движет, а именно любовь, способна преодолеть все, что угодно. Герой совершает свое путешествие к школьной возлюбленной, которой когда-то даже не решился признаться в любви, но и спустя годы продолжает верить в то, что она та самая, предназначенная ему судьбой женщина и, если он ее найдет и все-таки скажет ей, что ее любит, его жизнь и в самом деле изменится.

Девяностые в спектакле Могучего — это перевернутое время, в котором привычный мир переживал трансформацию и там словно возникали щели — через них проникал в него мир потусторонний, живущий по другим законам. В «Сказке» мы узнаем его и по внешним приметам: костюмы, предметы интерьера, манера поведения, племянник священника, считающий, что одно только это родство дает ему право считать себя священником: в том самом антракте, который наступает только для зрителей, он читает проповедь проституткам. Это не крикливые девяностые, какими их любят изображать в кино и в театре, время, когда милиция и преступники слились в едином порыве, чтобы выжить совместными усилиями, это девяностые, когда стало возможным волшебство, время, когда ангелы спустились на землю — защищать смиренных от распоясавшихся сил зла. «Сказка про последнего ангела» — это еще и поразительная по силе визуальных образов работа художника Марии Трегубовой.

«Сказка» неожиданным образом рифмуется со спектаклем «Крещенные крестами», поставленным в БДТ Вениамином Фильштинским по прозе Эдуарда Кочергина, — в недавние свои московские гастроли театр показывал этот спектакль на сцене Театра имени В. Маяковского. И хотя в отличие от «Сказки» спектакль сделан визуально очень скупо — это почти сторителлинг, не предполагающий никаких декораций и костюмов, которые сами по себе рассказывают историю, сюжеты этих двух спектаклей поразительно схожи. В своей книге главный художник БДТ Эдуард Кочергин описал собственное детство: он был вынужден, будучи еще совсем ребенком, отправиться в многолетнее путешествие по России — из детприемника в Сибири в родной город Ленинград в надежде встретить там свою мать, с которой разлучился, когда та была арестована в годы сталинских репрессий. И опять мы видим, как ребенок оказывается в мире, не вписывающемся в привычные нам представления. Глазами Эдуарда Кочергина мы видим неведомую нам Россию.

Она же приоткрывается нам и в «Сказке про последнего ангела». Андрей Могучий — художник, который чувствует ее присутствие с необычайной силой и умеет проявить ее в своих сценических произведениях. У него есть чутье на тексты, в которых она проступает и где главными героями становятся «люди тайн, которые могут ходить по невидимым тропкам между реальностью и сном, разговаривать с небом, слышать голоса травы и ветра». В этом он схож еще с одним русским художником, обладающим способностью проявлять волшебную реальность, — Сергеем Сельяновым, чья первая режиссерская работа называлась «День ангела» и чьи фильмы «Духов день» и «Время печали еще не пришло» тоже повествуют о «людях тайн». Сельянов и Могучий — люди одного поколения, и, если судить по их произведениям, со сходной мощью силы притяжения к волшебному миру. Только один воплощает его в анимационных фильмах, а другой — на театральной сцене.

В «Сказке» зрители следят за тем, как главный герой идет к своей любви, и сначала не доверяют ему: сумасшедший, что с него возьмешь, верит племяннику священника, который таскает с собой тумбочку, утверждая: это и есть его алтарь. Но постепенно действие затягивает зрителя в свой водоворот, и он начинает ждать развязки. В нем пробуждается вера в чудо: а что, если оно все-таки возможно и этот странный, слишком простодушный человек сможет достичь своей простодушной цели? В этом сопереживании главному герою, а именно его добиваются и режиссер, и актеры, играющие в спектакле, главная ценность этой работы. И мы, зрители, становимся тоже простодушными и доверчивыми, граница между зрительным залом и сценой стирается, и мы оказываемся в волшебном мире, созданном воображением художника и режиссера спектакля. На какое-то время мы преображаемся и начинаем верить в возможность чуда. И тогда оно происходит — прямо на наших глазах.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шпион, пришедший с неба Шпион, пришедший с неба

В истории холодной войны начиналась новая, очень динамично написанная страница

Дилетант
Вишневый сад Вишневый сад

Прима-балерина Мариинского театра показала AD свою петербургскую квартиру

AD
Счастливый брак — путь к лишнему весу? Счастливый брак — путь к лишнему весу?

Счастливые отношения повышают шансы набрать лишний вес

Psychologies
Иордания сегодня: путешествие в настоящее Иордания сегодня: путешествие в настоящее

Женская экспедиция даёт возможность иначе взглянуть на Ближний Восток

Robb Report
Плохая компания Плохая компания

Что же делать, если твой малыш подружился с хулиганом?

Лиза
Кардиограмма Кардиограмма

От звезды нью-йоркского стрип-клуба до королевы соцсетей и сцены

Vogue
ТУ-95МС: ракетоносец ядерной триады ТУ-95МС: ракетоносец ядерной триады

ТУ-95МС часто называют «Медведем»

Популярная механика
Как повторить образ каждого героя фильма «Джентльмены» Как повторить образ каждого героя фильма «Джентльмены»

Стиль персонажей последнего фильма Гая Ричи «Джентльмены»

GQ
Проспали и забыли! 14 мировых звезд, которые не получили свой Проспали и забыли! 14 мировых звезд, которые не получили свой

Звезды, которые не захотели или не смогли попасть на "Оскар" в разные годы

Cosmopolitan
Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа» Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа»

Первый фильм мегаломанского проекта «Дау» показали на Берлинском фестивале

РБК
Победителей не будет Победителей не будет

Как предстоящий «Брексит» переформатирует Евросоюз

Огонёк
Мария Шарапова уходит из спорта. Главные итоги 20-летней карьеры теннисистки Мария Шарапова уходит из спорта. Главные итоги 20-летней карьеры теннисистки

Мария Шарапова: основные достижения и провалы за два десятилетия на корте

Forbes
Финал операции «Импичмент» Финал операции «Импичмент»

Дональд Трамп консолидировал вокруг себя республиканцев

Эксперт
Сбросили 444 кг: лучшие советы по похудению от восьми девушек Сбросили 444 кг: лучшие советы по похудению от восьми девушек

Если ты решила похудеть, прислушивайся к своему организму и не усердствуй

Cosmopolitan
Тельцы ленивые, а Раки чувствительные: самая слабая сторона знаков зодиака Тельцы ленивые, а Раки чувствительные: самая слабая сторона знаков зодиака

Если ты в чем-то не сильна, не отчаивайся

Cosmopolitan
В активном «Поиске»: чудо в Лесосибирске В активном «Поиске»: чудо в Лесосибирске

Как построить в глубинке то, чего там по всем законам вообще не может быть

Русский репортер
Пять жен, тайная дочь и истеричная Монро: удивительная судьба Кларка Гейбла Пять жен, тайная дочь и истеричная Монро: удивительная судьба Кларка Гейбла

О судьбе Кларка Гейбла — одного из самых известных голливудских актеров

Cosmopolitan
Хозяйка замка Хозяйка замка

Марси Холтес открывает для публики французское шато с 250-летней историей

Robb Report
Сладких снов! Сладких снов!

Треть жизни мы проводим во сне, поэтому качество постельного белья очень важно

Лиза
Три возраста красоты Три возраста красоты

Увы, эликсира вечной молодости пока не существует

Лиза
Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике

Социологи и экономисты не зря пристально анализируют демографические показатели

Forbes
«Бэтмобиль», танк и беспилотник: странные машины, пойманные полицией «Бэтмобиль», танк и беспилотник: странные машины, пойманные полицией

Необычные транспортные средства, появлявшиеся на обычных дорогах

РБК
Экспорт зерна вновь хотят ограничить Экспорт зерна вновь хотят ограничить

Введение ежегодных квот на вывоз зерна может привести к убыткам производителей

Эксперт
Определение бога в философии Спинозы Определение бога в философии Спинозы

Книга Энтони Готтлиба «Мечта о просвещении. Рассвет философии нового времени»

СНОБ
6 признаков, что ты пьешь слишком много воды (и это очень плохо) 6 признаков, что ты пьешь слишком много воды (и это очень плохо)

Чрезмерная гидратация также может быть опасной

Playboy
Дорого и нет времени. Почему россияне не любят спорт и что с этим делать Дорого и нет времени. Почему россияне не любят спорт и что с этим делать

Есть ли в России ЗОЖ и сколько людей в стране реально занимаются спортом

Forbes
«Дорогие штучки»: десять самых дорогих картин из коллекций миллиардеров мира «Дорогие штучки»: десять самых дорогих картин из коллекций миллиардеров мира

Кому по карману бессмертные и почти бесценные творения мастеров?

Forbes
В натуральную величину В натуральную величину

Какая косметика считается натуральной и есть ли смысл ею пользоваться?

Лиза
Снимаем груз усталости: как расслабить шею и спину в разгар рабочего дня Снимаем груз усталости: как расслабить шею и спину в разгар рабочего дня

Рассказываем, как помочь себе самостоятельно в разгар рабочего дня

Популярная механика
Розовая пантера Розовая пантера

Кристина Челестино балансирует между дизайном и картинками для Instagram

AD
Открыть в приложении