Андрей Могучий поставил в Театре Наций «Сказку про последнего ангела»

ЭкспертКультура

Волшебные девяностые

Андрей Могучий, один из главных героев современного русского театра, поставил в Театре Наций «Сказку про последнего ангела»

Вячеслав Суриков

Главные мужские роли в спектакле «Сказка про последнего ангела» играют Данила и Павел Рассомахины. В главной женской роли — Муся Тотибадзе. Фото: Театр Наций

Андрей Могучий трижды был признан жюри премии «Золотая маска» лучшим режиссером. В 2016 и 2017 годах он получал ее два года подряд в очень жесткой конкурентной борьбе. Всего у него 11 номинаций. Это выдающийся режиссер, чье творчество уже на протяжении многих лет определяет лицо не только БДТ, художественным руководителем которого он является, но и русского театра в целом. Удача Театра Наций заключается уже в том, что ему удалось вырвать Могучего из крепких объятий театрального Санкт-Петербурга и переместить его на какое-то время в Москву — ровно настолько, чтобы тот смог успеть поставить такой сложносочиненный спектакль, как «Сказка про последнего ангела».

Спектакль идет с тремя антрактами. В одном из них актеры не прекращают играть даже при опущенном занавесе. Они всего лишь переключаются из режима времени художественного, очень сжатого, в режим времени реального, одновременно позволяя зрителям выйти из режима пристального восприятия: они могут на это время спокойно удалиться в буфет.

Спектакли Андрея Могучего — это за редким исключением всегда неожиданный драматургический материал. «Сказка про последнего ангела» как раз из разряда таких постановок. В ее основе тексты, находящиеся вне драматургического мейнстрима. Вместо того чтобы ставить классические пьесы и играть с ожиданиями публики — одно из решений, к которому часто прибегают режиссеры, избегая работать с современными авторами, — Могучий не боится браться за новые сюжеты и открывать их широкой публике. Это могут быть и прозаические произведения: авторы не писали их для сцены, но тем необычнее выглядит их сценическое воплощение. В них часто нет привычного ритма театрального действия, но могут появляться необычные персонажи. Актеры, их играющие, тоже могут оказываться за пределами представлений, которые у нас сложились о театральных актерах. И все это работает на творческий замысел. В итоге, оказываясь на спектаклях Андрея Могучего, мы попадаем в неизвестный нам мир, и он может быть и ужасен, и прекрасен одновременно.

Главные роли в «Сказке» играют братья-близнецы Рассомахины — актерская пара, позволившая режиссеру выстроить необычную оптику восприятия происходящего на сцене. Оба актера играют одного и того же персонажа, но в разных его качествах. Если один из них выступает как рассказчик и обращается при этом напрямую к зрителям, то другой может быть включен в непосредственное действие, происходящее на сцене. Это только одна из множества повествовательных схем, которые реализует Могучий. Рассомахины сами по себе чудо: они в первые минуты спектакля заставляют поверить в уникальность происходящего на наших глазах; потом это чувство начинает ослабевать, но Могучий не дает ему угаснуть, предлагая нам всё новые трюки с актерами, невероятно похожими друг на друга. Умение удивлять зрителя — одно из самых сильных свойств режиссуры Могучего.

Временной отрезок, в котором происходит сценическое действие, — девяностые. Эти годы авторы интерпретируют как время, когда что-то, казавшееся ранее несбыточным, вдруг становится возможным. Главный герой попадает в сумасшедший дом, из него бежит и оказывается в волшебном мире, где силы зла, встающие на его пути, — всего лишь испытания, которые герой, как в русской сказке, должен преодолеть на пути к своей цели. Каким бы он ни казался слабым, простецом и попросту сумасшедшим (авторы условно помещают своего героя на самый низ социальной лестницы), сила, которая им движет, а именно любовь, способна преодолеть все, что угодно. Герой совершает свое путешествие к школьной возлюбленной, которой когда-то даже не решился признаться в любви, но и спустя годы продолжает верить в то, что она та самая, предназначенная ему судьбой женщина и, если он ее найдет и все-таки скажет ей, что ее любит, его жизнь и в самом деле изменится.

Девяностые в спектакле Могучего — это перевернутое время, в котором привычный мир переживал трансформацию и там словно возникали щели — через них проникал в него мир потусторонний, живущий по другим законам. В «Сказке» мы узнаем его и по внешним приметам: костюмы, предметы интерьера, манера поведения, племянник священника, считающий, что одно только это родство дает ему право считать себя священником: в том самом антракте, который наступает только для зрителей, он читает проповедь проституткам. Это не крикливые девяностые, какими их любят изображать в кино и в театре, время, когда милиция и преступники слились в едином порыве, чтобы выжить совместными усилиями, это девяностые, когда стало возможным волшебство, время, когда ангелы спустились на землю — защищать смиренных от распоясавшихся сил зла. «Сказка про последнего ангела» — это еще и поразительная по силе визуальных образов работа художника Марии Трегубовой.

«Сказка» неожиданным образом рифмуется со спектаклем «Крещенные крестами», поставленным в БДТ Вениамином Фильштинским по прозе Эдуарда Кочергина, — в недавние свои московские гастроли театр показывал этот спектакль на сцене Театра имени В. Маяковского. И хотя в отличие от «Сказки» спектакль сделан визуально очень скупо — это почти сторителлинг, не предполагающий никаких декораций и костюмов, которые сами по себе рассказывают историю, сюжеты этих двух спектаклей поразительно схожи. В своей книге главный художник БДТ Эдуард Кочергин описал собственное детство: он был вынужден, будучи еще совсем ребенком, отправиться в многолетнее путешествие по России — из детприемника в Сибири в родной город Ленинград в надежде встретить там свою мать, с которой разлучился, когда та была арестована в годы сталинских репрессий. И опять мы видим, как ребенок оказывается в мире, не вписывающемся в привычные нам представления. Глазами Эдуарда Кочергина мы видим неведомую нам Россию.

Она же приоткрывается нам и в «Сказке про последнего ангела». Андрей Могучий — художник, который чувствует ее присутствие с необычайной силой и умеет проявить ее в своих сценических произведениях. У него есть чутье на тексты, в которых она проступает и где главными героями становятся «люди тайн, которые могут ходить по невидимым тропкам между реальностью и сном, разговаривать с небом, слышать голоса травы и ветра». В этом он схож еще с одним русским художником, обладающим способностью проявлять волшебную реальность, — Сергеем Сельяновым, чья первая режиссерская работа называлась «День ангела» и чьи фильмы «Духов день» и «Время печали еще не пришло» тоже повествуют о «людях тайн». Сельянов и Могучий — люди одного поколения, и, если судить по их произведениям, со сходной мощью силы притяжения к волшебному миру. Только один воплощает его в анимационных фильмах, а другой — на театральной сцене.

В «Сказке» зрители следят за тем, как главный герой идет к своей любви, и сначала не доверяют ему: сумасшедший, что с него возьмешь, верит племяннику священника, который таскает с собой тумбочку, утверждая: это и есть его алтарь. Но постепенно действие затягивает зрителя в свой водоворот, и он начинает ждать развязки. В нем пробуждается вера в чудо: а что, если оно все-таки возможно и этот странный, слишком простодушный человек сможет достичь своей простодушной цели? В этом сопереживании главному герою, а именно его добиваются и режиссер, и актеры, играющие в спектакле, главная ценность этой работы. И мы, зрители, становимся тоже простодушными и доверчивыми, граница между зрительным залом и сценой стирается, и мы оказываемся в волшебном мире, созданном воображением художника и режиссера спектакля. На какое-то время мы преображаемся и начинаем верить в возможность чуда. И тогда оно происходит — прямо на наших глазах.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без призраков и монстров: 4 аттракциона, после которых ты не будешь прежней Без призраков и монстров: 4 аттракциона, после которых ты не будешь прежней

Самые страшные аттракционы, в которых принимают участие люди

Cosmopolitan
«Мир стал иным» «Мир стал иным»

Академик Александр Дынкин — о Мюнхенской конференции

Огонёк
Закатали губу. Что такое снюс и почему о нем все говорят Закатали губу. Что такое снюс и почему о нем все говорят

Подушечки с никотином считают чуть ли не новым спайсом

СНОБ
Porsche Taycan. Создание новой реальности Porsche Taycan. Создание новой реальности

Что может пригодиться в условиях стремительно меняющейся реальности?

4x4 Club
Подарок Белоруссии. Зачем Москва безвозмездно передает Минску по $20 млн в год Подарок Белоруссии. Зачем Москва безвозмездно передает Минску по $20 млн в год

Безвозмездные квоты на вылов Белоруссией рыбы в Балтийском и Баренцевом морях

Forbes
Когда сигары недостаточно: чем правильно закусывать виски, чтобы не убить образ эстета Когда сигары недостаточно: чем правильно закусывать виски, чтобы не убить образ эстета

Виски нельзя, как водку, занюхивать и закусывать чем попало

Playboy
Росгвардейцы под замком. Что и почему привиделось сенатору Бондареву Росгвардейцы под замком. Что и почему привиделось сенатору Бондареву

Время, в котором мы стоим, наполнено тайнами

СНОБ
Иерархия обид для терпеливого народа. Почему нас заботят глупые скандалы Иерархия обид для терпеливого народа. Почему нас заботят глупые скандалы

Граждан России приучают возмущаться и обижаться на мелкие глупости

СНОБ
Что такое быстрый и медленный сон и как правильно спать? Что такое быстрый и медленный сон и как правильно спать?

Почему так важен крепкий продолжительный сон и как улучшить его качество

Cosmopolitan
Роберт Патинссон: «Моя главная слабость – это пиво» Роберт Патинссон: «Моя главная слабость – это пиво»

Какие у Роберта Патинссона дальнейшие планы и легко ли ему было быть танцором

GQ
Близорукий мозг: почему мы зря обесцениваем свое будущее Близорукий мозг: почему мы зря обесцениваем свое будущее

Фрагмент из книги «Сила эмоций» издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Forbes
Гид для начинающих любителей БДСМ Гид для начинающих любителей БДСМ

Вам придется разобраться в том, что значат все эти слова

GQ
Уна Харт: Троллий пик Уна Харт: Троллий пик

Публикация первой главы книги Уны Харт «Троллий пик»

СНОБ
Влияние Меган: жена внука королевы подала на развод и захотела уехать в Канаду Влияние Меган: жена внука королевы подала на развод и захотела уехать в Канаду

Старший внук Елизаветы II расстался со своей супругой Отэм Келли

Cosmopolitan
Самые популярные гаджеты десятилетия Самые популярные гаджеты десятилетия

Какие гаджеты прошедшего десятилетия оказались самыми востребованными

CHIP
Девушка в саркофаге: как я живу с клаустрофобией и агорафобией Девушка в саркофаге: как я живу с клаустрофобией и агорафобией

Медиахудожница рассказывает о своей жизни с агорафобией и клаустрофобией

Cosmopolitan
Порвался презерватив: что делать и как избежать повторения в будущем Порвался презерватив: что делать и как избежать повторения в будущем

Что делать, если порвался презерватив?

Playboy
Уроки польского Уроки польского

Еврейская история на улицах Кракова

Огонёк
«Слабые обречены, а сильных не сместишь» «Слабые обречены, а сильных не сместишь»

Историк Андрей Юрганов — о «революциях сверху» на примере опричнины

Огонёк
Фемида против Бахуса: всемирная история борьбы с алкоголем Фемида против Бахуса: всемирная история борьбы с алкоголем

Цивилизация боролась с алкоголем хитростью и законами, но спирт все пережил

Maxim
Бабушкина шкатулка для внука. Почему мужчины стали носить украшения Бабушкина шкатулка для внука. Почему мужчины стали носить украшения

Почему в мужском модном гардеробе могут поселиться бриллиантовые броши?

Forbes
Анна Плетнева: Анна Плетнева:

Анна Плетнева - о том, как она находит баланс между работой и личной жизнью

Cosmopolitan
Коктейль «Идиот». Знаменитый российский бармен Вячеслав Ланкин о трендах, выпивке и людях Коктейль «Идиот». Знаменитый российский бармен Вячеслав Ланкин о трендах, выпивке и людях

Вячеслав Ланкин раскрыл нам секрет приготовления коктейля «Идиот»

4x4 Club
У сына конфликт с одноклассником: как помочь? У сына конфликт с одноклассником: как помочь?

В ситуации разногласий или вражды помогайте ребенку проговаривать свои эмоции

Psychologies
Новый альбом группы «Альянс» Новый альбом группы «Альянс»

Космическая тематика и отголоски 1980-х

Esquire
Фактор Дурова vs фабрики троллей. Как соцсети влияют на протесты Фактор Дурова vs фабрики троллей. Как соцсети влияют на протесты

Роль соцсетей в протестах 2010-х годов была не столь однозначной

Forbes
Это фейк: 6 случаев, когда вместо звёзд вышли их двойники и спалились Это фейк: 6 случаев, когда вместо звёзд вышли их двойники и спалились

Некоторые звезды отправляют вместо себя на важные мероприятия двойников

Cosmopolitan
История жизни гениального инженера-электрика ростом 130 см История жизни гениального инженера-электрика ростом 130 см

Чарльз Протей Штейнмец долгие годы возглавлял General Electric

Maxim
Чем женский японский язык отличается от мужского Чем женский японский язык отличается от мужского

Отрывок из книги Гастона Доррена о языках «Вавилон: Вокруг света за 20 языков»

СНОБ
Как заработать 120 млн рублей на разряженных телефонах. Бизнес-план «Бери заряд!» Как заработать 120 млн рублей на разряженных телефонах. Бизнес-план «Бери заряд!»

Основатель сервиса по аренде зарядных устройств для гаджетов отвечает на вопросы

Forbes
Открыть в приложении