Самооценка или самоценность — что выбираете?
О том, как важно работать над своей самооценкой, написана масса статей, книг и уж тем более постов в соцсетях. Но не лучше ли задуматься о своей самоценности? О том, что это такое и в чем ее отличие от самооценки, рассказывает психолог Таня Межелайтис.
Часто мы клеим себе и другим ярлыки «у него низкая самооценка», «нужно поднимать свою самооценку». Но всегда ли речь должна идти именно об оценке? Размышляя на эту тему, я пришла к выводу, что мне ближе слово «самоценность». Давайте разберемся, в чем различие между этими понятиями.
В обществе больше принято слово «самооценка», а термин «самоценность» мало кому понятен — разве что тем, кто всерьез интересуется психологией. Однако изначально ребенок ничего не знает ни о какой самооценке. Он просто есть — и все, и ему очень важно находиться в безопасной обстановке, где его любят и принимают.
Когда же ребенок чувствует, что, выражая себя, свои чувства, эмоции, требования, он доставляет родителям дискомфорт, он начинает неосознанно менять свое поведение. Если родители эмоционально незрелые, такое поведение ребенка вызывает у них беспокойство. Ребенок это чувствует, корит себя за то, что доставил взрослому неприятности. Боясь окончательно потерять расположение к нему родителей, ребенок хочет вернуть им комфорт.
«Мама спит, она устала…»
Оценивать ребенка начинают именно взрослые: родители, няни, бабушки, учителя. И делают они это, исходя из своих представлений о хорошем и плохом, о добре и зле. А еще — из соображений собственного комфорта. Очень часто родительское «надо» вырастает из их «хочу». Мама хочет тишины и порядка в доме, поэтому шуметь и разбрасывать игрушки нельзя.
Как-то раз мы с друзьями пошли в караоке. Мой приятель Герман весь вечер скромно молчал. На вопрос, почему, ответил: «У меня ужасный голос». Мне это показалось странным: голос у Германа приятный, низкий. Когда он говорит, все слушают с удовольствием, особенно женщины.