Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада
Президент Украины Владимир Зеленский максимально поднял ставки в борьбе за власть и вступил в острый конфликт с частью украинской элиты
Оценивая первую половину президентского срока, который Владимир Зеленский провел на посту руководителя Украины, при всем желании трудно найти те области, в которых ему удалось добиться успеха. Не решена проблема тлеющего военного конфликта в Донбассе; борьба с коррупцией ограничилась громкими заявлениями о решимости вести ее; экономика страны не рухнула, но и не получила шанса на развитие, страну по-прежнему покидают сотни тысяч человек. Добавилась угроза острого энергетического кризиса, грозящего веерными отключениями электроэнергии и остановкой части промышленных предприятий.
Но, похоже, Зеленского волнует лишь то, в каком виде его правление будет преподнесено избирателю с голубого экрана. Вся его кипучая энергия, нашедшая выражение в узурпации не относящихся к президенту Украины полномочий, разгроме политических оппонентов и закрытии независимых телеканалов, а также в сильном ухудшении отношений с Россией, посвящена одной цели — переизбранию на второй президентский срок весной 2024 года. Зеленский пытается взять контроль над самыми крупными медиахолдингами страны и откровенно воюет с их владельцами и политическими оппонентами. По мнению бывшего шоумена, контроль над телевидением позволит убедить избирателя, что в войне в Донбассе виновата Россия, а в низком уровне жизни — Запад, не желающий принимать Украину в ЕС и НАТО.
Однако на пути к своей цели Зеленский начал нарушать неписаные правила украинской элиты, пытаясь силой забирать у политиков и крупных бизнесменов, то, что принадлежит им по закону и, главное, «по понятиям». Те, в свою очередь, могут решить, что с нарушающим правила президентом можно бороться без всяких правил.
Напугать экс-президента
Главным внутриполитическим событием Украины последних дней стало судебное заседание об избрании меры пресечения экс-президенту страны Петру Порошенко. Для страны это стало прецедентом, поскольку в украинской элите давно сложился консенсус: бывшие президенты обладают негласным иммунитетом от уголовного преследования и имеют право сохранить «заработанное» на посту главы государства. Кейс бежавшего из страны Виктора Януковича не в счет.
Порошенко был обвинен ни много ни мало в госизмене, финансировании терроризма и создании террористической организации. По версии следствия, в 2014 году экс-президент во время боевых действий в Донбассе санкционировал закупку угля на неконтролируемых Киевом территориях. Передача денег шахтерам в ДНР и ЛНР за поставляемый уголь и стала фактом «финансирования терроризма» и «создания террористической организации». За годы своего президентства Порошенко совершил немало нехороших поступков, которые подробно описаны в разных статьях Уголовного кодекса, но предъявленные ему обвинения выглядят явной натяжкой.
Зеленский еще во время президентской избирательной кампании неоднократно обещал «посадить» Порошенко, приводя в качестве примера его злодеяний тотальную коррупцию. Однако дальнейшее развитие событий подтвердило версию о том, что эти обещания были даны лишь с целью понравиться избирателю. В отношении экс-президента было возбуждено около ста уголовных дел, но их «расследование» ни к чему не приводило. Главный фигурант то ходил на допросы, то безнаказанно игнорировал повестки.
17 декабря при попытке вручить Порошенко очередную повестку он резво запрыгнул в свой мерседес и, забыв родную мову, на чистом русском языке крикнул водителю: «Поехали, твою мать!». Лимузин умчал экс-президента прямо в аэропорт, откуда он улетел за границу по «неотложным международным делам». Правоохранители не только не попытались догнать беглеца, но и не препятствовали его выезду за пределы страны.
Спустя две недели украинский суд арестовал многочисленное имущество экс-президента, в том числе то, которое формально ему уже не принадлежало. Например, два телеканала, ранее принадлежавшие Порошенко, а затем заблаговременно «проданные» его соратникам.
Тогда Порошенко осознал, зачем его вынудили бежать из страны, и принял решение вернуться, дабы лично спасать «нажитое непосильным трудом». В ответ украинские правоохранители получили в Печерском суде города Киева (этот суд не первый десяток лет идет навстречу большинству пожеланий власти) согласие на задержание подследственного для привода в суд. Однако Порошенко не испугался и сконструировал из своего возвращения целое шоу. В аэропорт прибыло несколько тысяч его сторонников, была опасность столкновений с силовиками, поэтому экс-президента решили не задерживать (хотя двадцать минут «устанавливали личность» на паспортном контроле), а позволить ему самостоятельно добраться в суд.
Выслушав аргументы сторон, судья ушел в совещательную комнату, где более пяти часов «обдумывал» решение. Вероятнее всего, в офисе президента взвешивали все «за» и «против» ареста экс-президента. В итоге суд принял решение об избрании меры пресечения для Порошенко в виде личного обязательства. Экс-президент обязан сдать загранпаспорта и не покидать Киевскую область без разрешения суда или следствия.
Борьба за трон
Идя на президентские выборы в 2019 году, Зеленский обещал избирателю, что пробудет во главе государства всего один срок, за который проведет реформы, победит коррупцию и установит мир. Однако коррупцию он предпочел возглавить, а все «реформы» были подчинены лишь усилению президентской власти и обеспечению переизбрания на второй срок.
По конституции Украина является парламентско-президентской республикой, где главе государства отводится лишь руководство внешней политикой и армией. Зеленский же принялся руководить исполнительной, законодательной, судебными органами власти и попытался взять под контроль редакционную политику частных телеканалов.
Не имея опыта и квалифицированных помощников, которые смогли бы реализовать его поручения в рамках действующего законодательства, Зеленский предпочел вовсе не принимать право в расчет. Он превратил, по сути, совещательный орган по вопросам безопасности при президенте — Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) — в судебную и карающую инстанцию одновременно.
Год назад первыми жертвами СНБО стали один из лидеров партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ), депутат Верховной рады Виктор Медведчук и его соратник Тарас Козак. Против них, а также против принадлежащих Козаку телеканалов СНБО ввело не предусмотренные законодательством по отношению к украинским гражданам «санкции» за «финансирование терроризма». Поскольку никаких доказательств этим абсурдным обвинениям найти не удалось, Медведчуку спустя три месяца предъявили новое обвинение — госизмена, нашедшая свое выражение в добыче нефти в Крыму. «Прогрессивная украинская общественность» и США с радостью поддержали арест близкого к Владимиру Путину украинского политика. А закрытие критиковавших Зеленского телеканалов решили списать на «борьбу с российской пропагандой».
Затем Зеленский вступил в конфликт с крупнейшим олигархом Украины Ринатом Ахметовым, требуя изменить редакционную политику принадлежащих ему телеканалов. Президент охарактеризовал критику своей политики в эфире телеканалов Ахметова «войной» против него и страны. На пресс-конференции Зеленский заявил: он получил информацию, что 1 декабря в Украине произойдет государственный переворот, который задумала Россия с участием Ахметова.
Ахметов публично назвал информацию, озвученную Зеленским, ложью и пообещал сделать «все от себя зависящее, чтобы авторитаризма и цензуры в Украине не было». За прошедшие два месяца ни глава страны, ни правоохранительные органы о госперевороте больше не вспоминали. Это не означает, что Зеленский забыл об Ахметове, просто у президента не было четкого плана борьбы с олигархом, за исключением придуманного «госпереворота».
И наконец, третьей крупной мишенью Зеленского стал Порошенко, также контролирующий два оппозиционных телеканала. Однако преследование Порошенко вызвало саботаж среди части команды Зеленского. Например, получившая благодаря Зеленскому должность генерального прокурора Украины Ирина Венедиктова, ранее предъявившая обвинение в госизмене Медведчуку, фактически отказалась визировать аналогичное подозрение в адрес Порошенко. Она попросту ушла в отпуск, и документ пришлось подписывать ее заместителю. Многие в команде Зеленского понимают, что их шеф вскоре может лишиться своего поста, а Порошенко и тем более Ахметов не простят исполнителям попыток забрать их собственность под угрозой ареста.
Надо заметить, что за исключением уже закрытых телеканалов ОПЗЖ, медиаимперии Ахметова и телеканалов Порошенко в Украине больше не существует оппозиционных Зеленскому общенациональных телеканалов. Остались только журналисты.
В ходе своей последней пресс-конференции Зеленский откровенно хамил и угрожал журналистам, задававшим ему неудобные вопросы. Если президент Украины позволяет себе такое поведение при включенных видеокамерах, остается только догадываться, как он ведет себя в менее формальной обстановке.
В результате никем и ничем не сдерживаемых эмоций Зеленского по итогам пресс-конференции было возбуждено несколько бесперспективных уголовных дел против журналистов, имевших неосторожность спорить с президентом. Судя по всему, Зеленский, впал в довольно опасную стадию авторитаризма: он отказывается воспринимать контраргументы экспертов, требуя беспрекословного исполнения своих поручений.
Шансы Зеленского на победу
Согласно социологическому опросу, проведенному Центром Разумкова, 68,5% граждан считают, что Украина движется в неправильном направлении, а 67,5% украинцев полагают, что Зеленскому не следует баллотироваться на второй президентский срок, не доверяют действующему президенту 66% граждан, а доверяют ему лишь 28% украинцев.
Тем не менее Зеленский остается самым рейтинговым политиком Украины: на президентских выборах за него готовы проголосовать 17% всех опрошенных, или 25,2% тех, кто определился с выбором. Секрет «популярности» Зеленского в том, что остальных политиков украинцы любят еще меньше. За Петра Порошенко готовы проголосовать 11,4% опрошенных, или 17,5% тех, кто определился с выбором (76% ему не доверяют). За лидера ОПЗЖ Юрия Бойко могут проголосовать 8,3 и 10,9% соответственно (72,5% не доверяют этому политику), за Юлию Тимошенко — 7 и 9,4% (рейтинг недоверия 77%).
При моделировании второго тура президентских выборов Зеленский побеждает всех своих вышеперечисленных оппонентов. В последний месяц забрезжили шансы Порошенко набрать во втором туре президентских выборов равное с Зеленским количество голосов, но атака на экс-президента должна ликвидировать эту угрозу. Обвинения в госизмене против Порошенко призваны пошатнуть его позиции на «патриотическом» фланге и вернуть Зеленскому утраченное преимущество.
Однако моделирование второго тура президентских выборов с участим относительно нового политика дает противоположный результат. В случае, если во второй тур выйдет экс-спикер парламента Дмитрий Разумков (его президентский рейтинг составляет всего 5,5%), то он победит Зеленского — 50,4 против 49,6%. Естественно, эта ситуация пока умозрительная, но, если Разумков или другой политик без огромного багажа старого негатива, сможет потеснить Порошенко, Тимошенко и Бойко, пройдя во второй тур президентских выборов, Зеленский практически гарантированно потерпит поражение.
Иными словами, в украинском обществе давно созрел запрос на нового политического лидера, а выкристаллизоваться он может только с помощью олигархических СМИ. Судорожные попытки Зеленского взять под свой контроль ведущие телеканалы страны вызваны желанием заморозить нынешний расклад политических сил и не допустить раскрутки в СМИ нового политического конкурента.
Президентский рейтинг (% от всех опрошенных жителей Украины)
Внешняя политика
Во многом благодаря обещаниям любой ценой добиться мира в Донбассе Зеленский смог так легко победить Порошенко во втором туре президентских выборов 2019 года. Пытаясь убедить электорат в серьезности своих намерений прекратить военный конфликт, Зеленский перед президентскими выборами даже пообещал встать перед президентом России Владимиром Путиным на колени.
В Москве не собирались ставить украинского президента на колени, а лишь ждали, когда украинские власти созреют до выполнения подписанных ими Минских соглашений. Первая (и, вероятнее всего, последняя) встреча Путина и Зеленского в «нормандском формате» состоялась в декабре 2019 года в Париже. Зеленский, взяв на себя ряд обязательств, в том числе по имплементации «формулы Штайнмайера», уже на совместной пресс-конференции по итогам переговоров заявил о сложностях в выполнении взятых на себя обязательств. А вернувшись в Киев, и вовсе потребовал изменить Минские соглашения, отказываясь их выполнять в существующем виде.
План Зеленского был прост как три копейки: вести бесконечные переговоры о мире в Донбассе, постоянно требуя новых уступок. Такая переговорная позиция была призвана удовлетворить противоположные ожидания разных электоральных групп Украины. Противники договоренностей (в основном жители Западной Украины) с непризнанными ДНР и ЛНР должны были оценить «принципиальность и несгибаемость» Зеленского, а сторонникам мира (преимущественно проживающим на юго-востоке страны) предстояло удовлетвориться самим фактом ведения переговоров о будущем мире. На фоне Порошенко, развязавшего войну в Донбассе, «вечный переговорщик» Зеленский смотрелся бы голубем мира.
Однако Москва не захотела участвовать в новой постановке молодого шоумена и категорично потребовала от Киева выполнения взятых на себя обязательств. Зеленский пытался креативить, предлагая провести новую встречу в «нормандском формате», требовал расширить переговорную группу за счет Великобритании и США, публично предлагал Путину провести двустороннюю встречу то в «украинском Донбассе», то в Ватикане.
22 апреля прошлого года президент России посчитал нужным публично прояснить сложившуюся ситуацию. «В последнее время действующее руководство Украины предприняло очень много шагов, разрушающих российско-украинские отношения. Это касается ряда проблем в двухсторонних отношениях напрямую. Это касается отношения к Русской православной церкви, к русскому языку и русскоговорящим гражданам Украины, и к российским гражданам, проживающим на Украине. Но если президент Зеленский хочет начать восстановление этих отношений, мы будем это только приветствовать. Если речь идет об обсуждении проблем Донбасса, то тогда в первую очередь руководство Украины должно встречаться с руководителями республик ЛНР и ДНР, а уже потом решать проблемы с представителями третьих стран, которой в данном случае является Россия. Это первое. А второе, если речь идет о развитии двухсторонних отношений, то пожалуйста, мы примем президента Украины в Москве в любое удобное для него время», — сказал Путин.
При этом Россия не отказывается от переговоров на уровне советников руководителей стран «нормандского формата», где Россию представляет замруководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак. Однако и на этом уровне украинская делегация заинтересована в проведении переговоров ради самих переговоров.
«Насколько я понимаю, там ни о каких прорывах или о каком-то серьезном продвижении речь не идет. Сам по себе факт разговора, конечно, позитивен, но субстанция, содержание переговоров по-прежнему, конечно, скорее относятся к категории сложных и буксующих вопросов», — прокомментировал ход последних переговоров пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Попытки Зеленского организовать встречу с Путиным при посредничестве президента США Джо Байдена и при помощи президента Турции Реджепа Эрдогана тоже не увенчались успехом. Позиция Москвы осталась прежней: нет смысла тратить время на бессмысленные переговоры с человеком, который отказывается выполнять ранее взятые на себя обязательства. Более того, Зеленский попытался вернуть в мировую повестку вопрос о принадлежности Крыма, проведя в Киеве «Крымскую платформу». Ранее украинские власти формально отказывались признавать российский статус Крыма, но фактически признавали его потерю. Поднятие Зеленским вопроса Крыма равнозначно предъявлению территориальных претензий России с потенциальной угрозой применения силы.
На западном фронте у Зеленского тоже без перемен: несмотря на заявление об открытых дверях, ни в НАТО, ни в ЕС Украину принимать не планируют. Кроме того, Байден несколько раз заявил, что американских войск на Украине не будет. Но даже это не мешает Зеленскому твердить о курсе на Запад. Вся внешняя политика Киева на западном направлении посвящена двум вещам: требованиям о введении новых санкций против России и просьбам о поставках оружия. Официально наступательное вооружение поставляет лишь Турция, условно наступательное — Великобритания и США.
Кризис перенесли
Инфляция, ставшая проблемой как для развивающихся, так и для развитых стран, естественно, не обошла стороной Украину. Однако рост цен не был катастрофическим: за 2021 год инфляция составила 10%. Больше всего росли цены на природный газ — на 65,8% и электроэнергию — на 34,1%. Однако подорожание энергоносителей коснулось только представителей бизнеса, а для населения цены были заморожены на уровне 8 гривен (22 российских рубля) за кубометр и 1,68 гривен (4,62 рубля) за киловатт-час электроэнергии. При этом газ украинской добычи, которого хватает для потребностей населения, обходится в пять раз дешевле «замороженных» правительством цен. Литр 95-го бензина стоит 3234 гривны (около 90 рублей).
На 15% выросли цены продуктов питания, в основном за счет сахара (+61,5%), растительного масла (+57,7%) и куриных яиц (+47%). Правительство пытается сдерживать цены на хлеб, масло, молоко и ряд других социальных товаров путем ограничения розничной наценки в 10%.
Украинская промышленность, лишенная «льготных» цен на газ, повысила стоимость своей продукции в 2021 году на 62,2% (в 2020 году промпродукция подорожала на 14,5%). Однако резкий рост цен на энергоносители не привел к падению экономики, напротив, по итогам 2021 года рост ВВП составил 3,2%, что, правда, не компенсировало падения экономики на 4% в «ковидном» 2020-м.
Относительным успехом можно считать тот факт, что в стране пока не произошло широко разрекламированного энергетического кризиса. Однако это не стало заслугой правительства, практически провалившего подготовку к отопительному сезону, — благодарить надо теплую зиму. Температура воздуха на Украине держится чуть ниже нуля — редкие заморозки до минус 1012 градусов сменяются оттепелью. В результате от относительно скромных запасов газа на начало отопительного сезона в 18,7 млрд кубометров на 19 января осталось 12,3 млрд кубов. В сутки, в зависимости от температуры воздуха и потребностей промышленности, из подземных хранилищ поднимается от 50 до 100 млн кубов газа. Таким образом, газа должно хватить до конца отопительного сезона.
Существует вероятность форс-мажора в виде сильных морозов в конце февраля, когда может понадобиться подъем около 150 млн кубов в сутки, а слабое давление в опустевших хранилищах технологически не позволит этого сделать. Кроме того, в Украине работают 14 из 15 блоков АЭС, в то время как обычно минимум три находились в «запасе». Таким образом, если выйдут из строя два блока, заменить их будет попросту нечем.
На 1 декабря запасы энергетического угля составляли 388 тыс. тонн, примерно в пять раз меньше нормативов. Часть тепловой генерации простаивала из-за отсутствия топлива, часть работала «с колес», а некоторые станции были переведены на более дорогой газ. Однако на 19 января запасы угля даже выросли до 680 тыс. тонн. Иными словами, энергетика Украины работает почти на пределе, но пока справляется.
Главным вызовом для украинской энергетики и бюджета станет подготовка к отопительному сезону-2022/23. Если цены на энергоносители останутся на прежнем уровне, придется принимать непростое решение: либо поднимать цены на газ, отопление и электроэнергию для населения в несколько раз и получить кризис неплатежей и социальный взрыв, либо изыскать 1015 млрд долларов для покрытия разницы в ценах и тарифах для населения.
Золотовалютные резервы объемом 30 млрд долларов на первый взгляд позволяют это сделать, однако над Украиной «висит» госдолг в размере 94 млрд долларов. Ужесточение монетарной политики ФРС и геополитическая напряженность вокруг Украины уже вызвали отток инвесторов с ее долгового рынка. Если ситуация на долговом рынке не стабилизируется, украинские ЗВР быстро растают при выплате прежних займов. Помимо этого на рыночных ценах на энергоносители для населения настаивает МВФ, а разрыв отношений с этой организацией неизбежно приведет к росту стоимости заимствований у частных инвесторов.
Выполнение Минских соглашений, нормализация отношений с Россий и заключение долгосрочного контракта с «Газпромом» решили бы проблему энергобезопасности Украины, но Зеленский не пойдет на такой шаг.
Заемные средства не вкладывались в развитие украинской экономики, а тратились на «текущие нужды». Например, в 2021 году правительство выделило 140 млрд гривен (5 млрд долларов), или 11% расходов госбюджета, на дорожное строительство, призванное стать главным «успехом» Зеленского. По подсчетам местных специалистов, на дорожном строительстве разворовывается не менее 20% выделенных средств, чего может вполне хватить на следующую предвыборную кампанию.
Кроме того, в условиях фактически общего с Восточной Европой рынка рабочей силы украинские работодатели, в том числе государство, вынуждены постоянно повышать зарплаты. Например, украинское МВД столкнулось с массовыми увольнениями патрульных полицейских, не желающих работать за ставку 13,2 тыс. гривен (35,6 тыс. рублей) в месяц.
В свою очередь, Польша борется за украинских работников, постоянно облегчая бюрократические процедуры при въезде в страну и приеме на работу. В результате все чаще за поездками на заработки в Польшу следует получение вида на жительство и переезд на постоянное место жительства в эту страну. Только за первые десять месяцев 2021 года Украину безвозвратно покинуло 600 тыс. человек.
О русских танках
Заметно, что тема российского вторжения занимает в украинской внутриполитической повестке далеко не первые места. Лишнее доказательство того, что этот дискурс был искусственно привнесен в местную реальность из-за рубежа благодаря большим переговорам США и России. Так или иначе об угрозе с Севера вспоминают, и нередко, но, как правило, под очередные внешнеполитические инициативы Зеленского, выступления прикормленных националистов или интеллектуалов-ястребов на пропагандистских шоу, а в целом дискурс приелся и обыватель не расценивает угрозы так остро, как читатель западной прессы.
Куда интереснее видится украинцам свежий акт политической драмы под названием «борьба за президентский срок», тем более что в главных ролях такой опытный и маститый актер юмористического жанра. Перипетии борьбы старых и новых слуг народа с вечными и несменяемыми олигархами позволяет отвлечься от некоторых экономических обстоятельств — в которых можно найти и хорошее, и плохое.
Для сильных, молодых и знающих открываются две перспективы: лучше в ближайшем зарубежье, с перспективой переезда и продолжения борьбы за будущее Украины с дистанции. Но и в стране сейчас неплохо: много освободившихся рабочих мест, нехватка специалистов, растущие зарплаты, разнообразный потребительский рынок.
Хуже приходится социально неимущим, пенсионерам, неполным семьям и прочей «социальной обузе» государства, с которой Киев вот уже не первое десятилетие борется растущими ценами на коммуналку и ресурсы, разваленными здравоохранением и образованием. Не повезло в современной Украине и не пригодившимся героям прошлого века — работникам промышленных секторов, шахтерам, машиностроителям, судоремонтникам и всем людям труда, не нашедшим себя в Европе.
Такая страна контрастов, застывшая благодаря гигантскому советскому наследию (в том числе демографическому) и статусу антироссийского тарана на горизонте финального распада государственности, обрушения экономического каркаса и фиаско национального проекта. Пожалуй, самое яркое воплощение поговорки о том, что каждый народ имеет того президента, которого заслуживает. Сейчас вот время старательного и талантливого юмориста-кавээнщика, несколько потерявшего связь с реальностью и края самомнения после победы на выборах.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl