Скорее за уткой
Российский потребитель распробовал вкус утиного мяса, поэтому производители начали активно заполнять этот сегмент рынка птицы. Крупный утиный инвестпроект куриного холдинга «Русское поле» стартовал во Владимире.
Ну все в этот бизнес кинулись», — заметил один из производителей утиного мяса, когда узнал, что на рынке появился новый игрок — межрегиональный агрохолдинг «Русское поле». Холдинг решил перепрофилировать одну из принадлежащих ему птицеферм с выращивания бройлеров на выращивание уток. Птицеферма находится во Владимире, называется «Центральная». Относительно недавно, в 2012-м, ее модернизировали под европейские стандарты производства, вложив 900 млн рублей. И вот новая, «утиная» модернизация, которая обойдется в такую же сумму.
На «Центральную», где содержится 600 тыс. кур, уже завезли и начали откармливать 35 тыс. утят. Когда в 2022 году проект выйдет на полную мощность, утиное стадо достигнет миллиона голов, а производство мяса — 18 тыс. тонн в год. Это будет производство полного цикла — от закладки инкубационных яиц до выпуска охлажденных полуфабрикатов. Для этого придется постепенно реконструировать все цеха откорма, цех убоя, инкубатор, построить новые очистные сооружения и линию переработки мяса.
Без жира и запаха
Мотивы экстренной перестройки «Центральной» связаны в первую очередь с общей ситуацией на рынке птицы. Как замечает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Анна Кудрякова, хотя перепроизводства курятины пока не наблюдается, рынок очень плотно занят, поэтому для птицеводческих предприятий естественно диверсифицировать производство. К тому же у «Центральной» последние годы падала выручка и рентабельность, несмотря на хорошую технологическую оснащенность (см. график 1). Это лишний раз показывает, как сложно удержаться на рынке, близком к насыщению, каким стал рынок куриного мяса.
Что касается утки, то ее доля на рынке мяса птицы пока исчезающе мала. По данным Росптицесоюза, около 90% рынка занимает мясо бройлеров, за ним с пятью процентами идет индейка, а утка прячется где-то в рубрике «прочее» с долей один процент. Объем производства утиного мяса, достигший в прошлом году, по оценкам, 60 тыс. тонн, в несколько раз меньше, чем у одной только китайской компании (250 тыс. тонн), представитель которой, по сообщениям СМИ, присутствовал на открытии «Центральной».
Однако интерес отечественных инвесторов к «утиной» нише устойчиво растет, производство ежегодно увеличивается в полтора-два раза (см. график 2). «Чуть ли не каждый день какие-то гонцы приезжают, и все хотят заниматься уткой. Вчера приезжали из Дагестана, скоро из Узбекистана приедут. Ребята из Владимира тоже сначала к нам приехали посоветоваться, как лучше организовать работу. Я им все показал», — рассказывает Фарид Хайрутдинов, директор ООО «Фермерское хозяйство “Рамаевское”» в Татарстане — одного из крупнейших производителей мяса утки.
Быстрый рост утиных ферм объясняется помимо низкой базы уходом с рынка из-за санкций французской и венгерской продукции. Большую роль сыграло и то, что российские потребители наконец распробовали утиное мясо. Как говорит Евгения Стрельцова, директор по экономике ООО «Чикен Дак» (Алтайский край), у них выстраиваются очереди из фур, которые довозят утку даже до Москвы и Санкт-Петербурга, а весь объем сентябрьского производства уже расписан по получателям. Фарид Хайрутдинов тоже заверяет, что его утка востребована от Калининграда до Сахалина, а на вопрос, почему мы не нашли ее в московских супермаркетах, отвечает: «Разобрали, наверное». По его словам, «Рамаевское» ежегодно наращивает производство на 30–50%, а в 2022 году планирует вырасти по сравнению с 2019 годом в семь раз, до 42 тыс. тонн.
Правда, для того, чтобы приучить потребителя к утиному мясу, производителям пришлось заменить российскую утку иностранной. Евгения Стрельцова вспоминает, что еще лет пять назад к продукции «Чикен Дак» относились скептически и ее трудно было пристроить. Но затем компания стала закупать инкубационное яйцо во Франции, и ситуация со сбытом кардинально поменялась. Как поясняет Лариса Карпенко, специалист по селекции Росптицесоюза, за рубежом вывели уток с менее жирным мясом и более мясистых, чем российские: последние на 35% состоят из жира, в то время как иностранные породы — только на 10%. К тому же «иностранки» быстрее набирают вес и конвертация корма у них выше, они лучше по вкусовым качествам, и у них нет специфического утиного запаха.
На «Центральной» тоже будут выращивать утку иностранной породы, но не французской, а английской — черривелли. Ее посоветовал владимирцам Фарид Хайрутдинов, он же продал им первую партию утят. При этом рынок, как выясняется, уже различает, какой именно иностранной породы мясо ему предлагают. По словам Александра Сучкова, соучредителя кролиководческой и утиной фермы «Брюховецкий кролик» (Краснодарский край), где разводят и французскую, и английскую утку, различия между ними весьма существенны, начиная с кормов и режима содержания птицы и заканчивая органолептическими свойствами мяса. И у каждой породы свой покупатель, потому что «кому-то нравится пожирнее, кому-то — помяснее». В частности, черри-велли будет «пожирнее».
Спрос на утиное мясо не ограничивается сегментом «домашнего» потребления. Как деликатес утка востребована в HoReCa. «Вы же не закажете в ресторане курицу, а закажете стейк или утку в соусе», — рассуждает Фарид Хайрутдинов. По его словам, еще один путь расширить рыночную нишу и заработать маржу побольше — выпускать продукты с высокой добавленной стоимостью. Это всевозможные колбасы, сосиски и полуфабрикаты, включая замороженные: пельмени, хинкали, самсу. Этому совету явно последовали в «Русском поле», включив в проект модернизации «Центральной» строительство цеха переработки.
Для крупных производителей утки, каким намерена стать «Центральная», актуальны поставки продукции на экспорт. Алексей Коренев из «Финама» считает, что с этого следует начинать, поскольку наш внутренний рынок относительно невелик. Утку едят в таких странах, как Пакистан, Афганистан, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Но самым привлекательным направлением экспорта считается Китай, хотя он очень специфичен: например, там востребованы не части утиной тушки, а языки, которые считаются деликатесом, и головы. «Русское поле» не скрывает своих планов выйти на китайский рынок, и не случайно на запуск «Центральной» пригласили представителя китайской компании: зайти в эту страну легче через местного партнера.
Главным конкурентным преимуществом российской утки на внешних рынках, видимо, должна стать ее натуральность по сравнению с западной или той же китайской. «Они богатые, поэтому могут пользоваться химией, а мы не можем — мы бедные, а химия дорогая», — говорит Фарид Хайрутдинов, объясняя, почему на выставке в Дубае коллеги из Испании смаковали его колбасу и удивлялись, что у них на родине такой нет. В «Чикен Даке» рассказывают, что отказались в свое время от технологий выращивания птицы, особенно полюбившихся в Китае и основанных на широком использовании ненатуральных добавок к кормам и инъекциях препаратов, ускоряющих рост, и сейчас об этом не жалеют. На «Центральной» помимо прочего планируют организовать выращивание утки по схеме, которая делает ее почти «деревенской»: отдавать птицу на откорм местным фермерам, а потом возвращать на фабрику для убоя и реализации. При таком подходе можно обеспечить более тщательный уход за птицами, снизить риск гибели всего стада из-за какой-либо болезни и уйти от необходимости применять дорогостоящие лекарственные препараты.
Завязанные на селекцию
Однако рисков для «утиных» проектов никто не отменял. К ним относится в первую очередь стагнация в росте доходов потребителей. Продакт-менеджер сети магазинов «Вкусвилл» Олеся Жукова полагает, что «перспектива роста спроса на утку не очень большая, так как цены растут, а доходы у людей не увеличиваются». С этим согласен Алексей Коренев: «Потребление в целом сжимается, и это сказывается буквально на всех видах продукции, особенно на дорогих. А мясо утки не самое дешевое». Действительно, в рознице утка стоит почти как говядина — от 300 до 600 рублей за килограмм, а возможностей снизить себестоимость без ущерба для качества продукции у игроков рынка очень мало.
Производство утки завязано на зарубежную селекцию, а это затратно, потому что родительское стадо следует менять три раза в год. Большие риски и затраты связаны с логистикой закупок. Так, инкубационные яйца «Чикен Даку» доставляются самолетами, и однажды в аэропорту водитель погрузчика перепутал отверстия в ящиках и вонзил вилки в хрупкий груз. Потери были большими, хотя груз и был застрахован. Или другой случай: Роспотребнадзор закрыл несколько регионов Франции для импорта продукции птицеводства из-за птичьего гриппа, и компании пришлось срочно искать новых поставщиков.
Оборудование для ферм тоже приходится закупать за рубежом. Как рассказал Фарид Хайрутдинов, он до сих пор откладывал модернизацию убойного цеха, который стоит 2,5–3 млн евро, так что убой остается узким горлышком всего производства. Он не может себе позволить купить и новейший станок, упаковывающий продукцию так, что срок хранения охлажденного мяса значительно увеличивается. Александр Сучков сетует, что недавний ввод новой линии упаковки ведет к росту себестоимости продукции: «Но сети требуют, потому что и сроки годности продукции повышаются, и довольно дорогие утиные филе или окорок должны иметь премиальную упаковку. А без этого мы не попадем на хорошую полку». На «Центральной», очевидно, все эти затраты включены в стоимость инвестпроекта. Но если холдинг использует заемные средства, то возникают новые риски. Фарид Хайрутдинов, который сам принципиально не берет кредитов, напоминает печальную историю одного из первопроходцев утиной ниши — компании «Утолина», которая обанкротилась в прошлом году, так как не смогла рассчитаться с банком.
В подготовке материала принимала участие Вера Краснова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl