Отечественный фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» продан более чем в 140 стран

ЭкспертСобытия

Русский хоррор: смотреть, бояться!

Отечественный фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» продан более чем в 140 стран. Это почти в два раза больше, чем у «Невесты», которая на сегодняшний день считается самым успешным русским фильмом в жанре хоррор

Вячеслав Суриков

Фильм «Русалка» продан более чем в 140 стран мира. ЦПШ

Дуэт первопроходцев нового русского хоррора продюсера Ивана Капитонова и режиссера Станислава Подгаевского сложился на фильме «Пиковая дама: черный обряд», который совершил прорыв в этом жанре, собрав в кинопрокате России и СНГ порядка 140 млн рублей.

Страшно и прибыльно

Следующий фильм Подгаевского «Невеста» взял новую высоту — 182,8 млн рублей бокс-офиса при бюджете 70 млн. Свой первый рекорд лента установила уже в день релиза, собрав 16,264 млн рублей. Всего в кинотеатрах СНГ за первый уикенд более чем на 15 тысячах сеансов фильм заработал 101 млн рублей.

«Невеста» заняла второе место среди самых кассовых российский фильмов в зарубежном прокате (5 660 100 долларов) за 2017 год. Американская студия Lionsgate купила права на фильм и обещает снять его ремейк.

Мотивацию продюсера, обращающегося к жанру хоррор, продюсер Иван Капитонов объясняет следующим образом: «Люди всегда любили смеяться и пугаться. Кинематограф начинался с комедий и фильмов ужасов, и они по-прежнему остаются доминирующими жанрами, при этом в Советском Союзе фильм ужасов считался чуждым и низким жанром. В девяностые и нулевые в России предпринимались попытки что-то снять, но серьезного коммерческого успеха у этих картин не было. Тем не менее большие западные релизы в этом жанре привлекают зрителей. Почему бы не попробовать начать рассказывать увлекательные драматические истории, используя каноны классического “страшного рассказа”, но при этом на русском языке и в связи с русской ментальностью?»

На проекте «Пиковая дама: Черный обряд» Капитонов и Подгаевский поставили перед собой задачу минимизировать расходы. Поддержку Фонда кино получить не удалось. На тот момент у Ивана Капитонова была собственная фирма, мажориторием в которой была интенсивно снимающая кинокомпания Enjoy Movies, что позволило оптимизировать производственные расходы, разделяя творческую и техническую группы между несколькими проектами. Эту же схему создатели фильма использовали и на других этапах его производства.

По словам Ивана Капитонова, почти все скептически оценивали коммерческие перспективы фильма: «Все нам говорили: “Русский хоррор?! Больше тридцати-сорока миллионов вы не соберете! На что вы рассчитываете? Производство — тридцать-сорок миллионов рублей, промокампания по продвижению минимум — двадцать пять миллионов. Вам нужно собирать 120 миллионов? Вы это серьезно?” Потому что даже голливудские фильмы в этом жанре, если речь не идет не о хитах, собирают в среднем от сорока до ста миллионов. Все воспринимали это как неработающую бизнес-модель».

Риски усиливались тем фактом, что в отличие от комедий у хоррора нет телевизионных продаж. Покупка прав на показ первой тройкой больших телеканалов практически исключена.

Можно рассчитывать на то, что фильм ужасов могут купить каналы ТНТ или ТВ-3, но это будут принципиально другие суммы. Несмотря на скепсис специалистов, «Пиковая дама» с итоговым бюджетом 40 млн рублей собрала в прокате 139,8 млн. Еще на этапе производства к продюсированию проекта подключилась кинопрокатная компания «Вольга» и в процессе проката максимально вложились в продвижение фильма.

Свой новый фильм «Русалка. Озеро мертвых», который выходит в прокат 12 июля этого года, Капитонов и Подгаевский создавали, по-прежнему делая акцент на концепцию фильма. К производству фильма подключилась компания КИТ. Роль режиссера в успехе фильма, по словам Ивана Капитонова, является определяющей: «Для меня режиссер — это прежде всего человек, способный объединить вокруг себя талантливых людей, дать им общее ощущение замысла, дать целостное ощущение будущего фильма, но сделав это таким образом, чтобы вся съемочная группа была бы счастлива воплотить этот замысел».

«Гоголь» как супергерой

Сериал «Гоголь» планировался исключительно для телевизионных каналов, но уже в процессе работы над сериалом продюсеры увидели в нем потенциал фильма, который может быть успешен в прокате. Он необычайно близок к жанру хоррор, хотя сами создатели фильма определяют его как «супергеройский байопик, приключения, детектив, драма, мистика». «Гоголь» задумывался ими как современный постмодернистский фильм, и при работе над ним использовались самые различные референсы, в основном далекие от жанра хоррор. Режиссер Егор Баранов утверждает, что при работе над первой серией он вдохновлялся «Андалузским псом» Бунюэля. В кастинге продюсеры действовали с размахом: одну из главных ролей в фильме получил Олег Меньшиков. Для исполнения другой главной роли пригласили еще одну звезду отечественного кинематографа, но уже нового поколения, —Александра Петрова. По данным компании, свой производственный бюджет «Гоголь» окупил в первый же день проката. Две первые части проекта — «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Вий» — посмотрели в кинотеатрах России и СНГ почти четыре миллиона зрителей. Ленты собрали в прокате более 900 млн рублей. Тридцатого августа в прокат выходит третья часть — «Гоголь. Страшная месть».

Фильм «Гоголь. Начало» оправдал затраты на производство в первый день проката. ТВ-3

ТВ-3 оценивает результаты «Гоголя» как «отличные для кинофильма и просто феноменальные, если учесть, что это первый в истории телесериал, вышедший в широкий кинопрокат. За две недели до выхода в прокат фильма «Гоголь. Начало» самые оптимистичные прогнозы аналитиков в СМИ о сборах не превышали 150 млн рублей, а в итоге картина собрала больше 400 млн. Как показывает практика, продолжения российских фильмов обычно работают хуже, чем первые части. Однако “Гоголь. Вий“ смог собрать даже чуть больше, чем “Гоголь. Начало“».

В рекламной кампании создатели «Гоголя» свели наружную рекламу к минимуму, сделав упор на необычные решения для диджитал, ТВ и рекламы в кинотеатрах. Чтобы получить охват, задействовали все ресурсы крупнейшего в России медиахолдинга «Газпром-медиа», включая федеральные телеканалы, радиостанции и сайты. В результате охват рекламной кампании фильма составил 64 млн человек. А чтобы получить вовлечение, на ТВ-3 разработали кампанию, в которой попытались подать «страшное через смешное и незнакомое через знакомое». Они запустили первый в России веб-сериал, в котором Гоголь в исполнении Александра Петрова путешествовал по мирам популярных молодежных сериалов и серию юмористических роликов с Сергеем Буруновым. Они создали авторский инстаграм-комикс и онлайн-проект «О’кей Гоголь». Таким образом Гоголь побывал на одном из центральных футбольных матчей «Спартак» — «Локомотив» и попал в прямой эфир «Матч-ТВ». Известный российский рэпер лейбла Black Star Скруджи и поп-певица Loboda записали специальные треки для «Гоголя». ТВ-3 на день переименовал Парк Горького в Парк Гоголя и вывели огромную проекцию головы Гоголя на одно из деревьев. Концепция кампании по продвижению фильма заключалась в том, чтобы «сбить пыль» с классика.

Судя по финансовым показателям «Гоголя», это им в самом деле удалось. Создателям «Русалки» «сбивать пыль» не пришлось. Им пришлось войти в зону финансовых рисков и сложившихся предубеждений к одному из направлений российского жанрового кино. Эксперимент оказался успешным. Он не только принес финансовую прибыль своим создателям, но и значительно раздвинул отечественному кино зону возможностей для коммерческого успеха.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как вырастить сердце Как вырастить сердце

Биопринтинг выходит из лабораторий в область медицинского применения

Эксперт
Самые опасные виды спорта — от бейсджампинга до рафтинга Самые опасные виды спорта — от бейсджампинга до рафтинга

Профессиональный спорт всегда связан с травмами

Playboy
Новые книги о животных и растениях Новые книги о животных и растениях

Выбор Игоря Гулина в подборке новых книг о животных и растениях

Weekend
Новые отношения — старые проблемы: как разорвать замкнутый круг Новые отношения — старые проблемы: как разорвать замкнутый круг

После расставания мы зарекаемся повторять прежние ошибки, но они преследуют нас

Psychologies
Марш-марш правой Марш-марш правой

Муссолини понадобилось три дня, чтобы добраться от Милана до столицы

Дилетант
Дело на копейку: самые дешевые и выгодные франшизы рейтинга Forbes Дело на копейку: самые дешевые и выгодные франшизы рейтинга Forbes

Бизнес с затратами не более 1 млн рублей и высокой рентабельностью

Forbes
От Австрии до Гренады: 10 стран, в которых можно купить гражданство От Австрии до Гренады: 10 стран, в которых можно купить гражданство

10 стран, в которых можно купить гражданство

Playboy
Мы провели один день с Галь Гадот. И узнали о ней абсолютно все Мы провели один день с Галь Гадот. И узнали о ней абсолютно все

Галь Гадот и вправду Чудо-Женщина

GQ
Муж в дверь, а жена зверь Муж в дверь, а жена зверь

На экраны выходит фильм «Зверь»

СНОБ
6 овощей, которые нельзя есть сырыми 6 овощей, которые нельзя есть сырыми

Выследи пугливую морковь, срази ее выстрелом, освежуй и зажарь на костре

Maxim
Что-что? Итальянские врачи доказали, что Криштиану Роналду всего 20 лет Что-что? Итальянские врачи доказали, что Криштиану Роналду всего 20 лет

Лучший футболист мира прошел медобследование в «Ювентусе»

Maxim
Максимилиан Лапин Максимилиан Лапин

Хозяин «Розового кролика» — о том, как построить бизнес на раскрепощении

GQ
Как моднице провести эти летние выходные в Москве Как моднице провести эти летние выходные в Москве

Порция хороших способов провести время

Vogue
Лучшие шутки дня и 72 девственницы! Лучшие шутки дня и 72 девственницы!

Гиперреалистичный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Как делают ювелирные изделия: большой репортаж Как делают ювелирные изделия: большой репортаж

«ПМ» посетила производственную площадку ювелирного завода «Диамант»

Популярная механика
Три новых смартфона Nokia на Android - тема этого лета Три новых смартфона Nokia на Android - тема этого лета

Новые смартфоны Nokia 5.1, Nokia 3.1 и Nokia 2.1

Maxim
Хочу замуж, но боюсь! Хочу замуж, но боюсь!

Есть страхи, которые мешают женщине стать счастливой

Лиза
“Майкл взаперти” и “Верила-верю”: маленькие сенсации для тех, кто обожает кино “Майкл взаперти” и “Верила-верю”: маленькие сенсации для тех, кто обожает кино

Esquire отправился на фестиваль молодого европейского кино VOICES

Esquire
Посади пилота за консоль... Посади пилота за консоль...

Gran Turismo и Assetto Corsa. Согласуются ли компьютерные игры с реальностью

Quattroruote
Чужое бремя. Что делать, если мошенники оформили на вас кредит Чужое бремя. Что делать, если мошенники оформили на вас кредит

Паспортные данные могут быть использованы мошенниками для получения кредита

Forbes
Михаил Зощенко. Вера, Надежда и другие любови Михаил Зощенко. Вера, Надежда и другие любови

Писатель Михаил Зощенко и его женщины

Караван историй
Вызов принят: как порадовать внутреннего подростка Вызов принят: как порадовать внутреннего подростка

Как радовать своего внутреннего подростка в скучном мире правил и обязанностей?

Psychologies
Второй Сталинград: последний бой офицерских штурмовых батальонов Второй Сталинград: последний бой офицерских штурмовых батальонов

Кто во время атаки ляжет на землю, после боя будет расстрелян как трус и паникер

Maxim
Как правильно пить коньяк, которому 100 лет? Как правильно пить коньяк, которому 100 лет?

Батист Луазо – о том, как производится коньяк

Esquire
Выгодный ход Выгодный ход

Какие вещи стоит купить на распродаже

StarHit
Спасение по квоте Спасение по квоте

Если тебе нужна дорогостоящая операция, не спеши собирать деньги

Лиза
Увеличение НДС — ловушка для России Увеличение НДС — ловушка для России

Госдума приняла закон о повышении НДС

СНОБ
Не упусти: топ-5 вещей, которые стоит купить во время распродаж Не упусти: топ-5 вещей, которые стоит купить во время распродаж

Что нужно постараться не пропустить на распродажах этого лета

Cosmopolitan
Тренд или случайность. Почему российские компании уходят с биржи Тренд или случайность. Почему российские компании уходят с биржи

С чем связан отказ российских эмитентов от публичного статуса?

Forbes
Урок географии Урок географии

На окраине Москвы вдруг натыкаешься на юрты и чумы, выглядывающие из-за забора

Seasons of life
Открыть в приложении