Роботы начинают заменять человеческий труд и в сфере подбора персонала

ЭкспертHi-Tech

Робот берет на работу

Вслед за другими специальностями роботы начинают заменять человеческий труд и в сфере подбора персонала. Чат-боты привлекаются для повышения эффективности в сфере массового рекрутинга, однако полностью заменить человека в поиске сотрудников они в обозримом будущем не смогут

0:00 /
719.951
Главное преимущество робота Веры в том, что она способна совершать около 1500 интервью в день, в то время как обычный рекрутер — не более 50–60

«Здравствуйте, я робот и хочу предложить вам работу» — такие слова в телефонной трубке все чаще могут услышать те, кто находится в процессе трудоустройства. По оценкам российской Ассоциации частных агентств занятости, суммарный объем российского рынка услуг подбора персонала по итогам прошлого года составил 66,3 млрд рублей, и в ближайшем будущем заметную долю на нем намерены занять роботизированные решения автоматического поиска нужных специалистов. Робот, или так называемый чат-бот, может гораздо быстрее и дешевле, чем живой специалист по кадрам, найти в интернете анкету нужного кандидата, позвонить ему, удостовериться в соответствии ключевых навыков заявленным и «понять», что тот готов приступить к работе.

В России автоматизированные решения в области рекрутинга развивают уже десятки компаний, в частности Talantix, Skillaz, VCV. Создают своих ботов и отделы по персоналу крупных предприятий — например, банк «Открытие», сеть супермаркетов «Пятерочка», компании «Связной» и «Вымпелком». Один из самых заметных игроков нарождающегося российского рынка роботизированного набора персонала — компания «Стафори» со своим продуктом «Робот Вера», которая недавно получила 262 млн рублей инвестиций от Фонда развития интернет-инициатив и генерального директора Кировского завода предпринимателя Георгия Семененко.

Вера в робота

Робота Веру создал молодой предприниматель Владимир Свешников, который в свое время имел собственную компанию по подбору неквалифицированного персонала из стран ближнего зарубежья. Сотрудникам компании приходилось делать тысячи монотонных звонков и задавать одни и те же вопросы; так и родилась идея создать программу-робота, который может сам находить анкеты кандидатов, звонить им, задавать базовые вопросы и распознавать ответы. Так в 2016 году появилось ИТ-решение, которое решено было назвать «Робот Вера». Оно полностью разработано специалистами российской компании «Стафори» на основе технологии распознавания и синтеза речи от «Яндекса» Yandex SpeechKit. К ней специалисты добавили систему автоматического поиска резюме в интернете: робот по ключевым словам может найти анкету нужного кандидата на ту или иную должность. Программисты «Стафори» сами разработали на основе технологий искусственного интеллекта алгоритмы и сценарии диалога: представители компании утверждают, что они добавили в программу более 13 млрд речевых примеров из телевизионных программ, «Википедии», рекрутинговых веб-сайтов и прочих ресурсов, чтобы робот мог распознавать ответы и вести диалог о приеме на работу.

Робот действует следующим образом: на заданных интернет-ресурсах Вера ищет резюме нужных кандидатов. Далее она автоматически создает для каждого кандидата электронное письмо с описанием предлагаемой вакансии и отправляет ему приглашение пройти собеседование. Если кандидат согласен, робот звонит ему и проводит собеседование, которое может проходить не только по телефону, но и с помощью видеосвязи. Робот распознает несложные ответы кандидата на вакансию. При необходимости может ответить на некоторые дополнительные вопросы — например, адрес работодателя, график предлагаемой работы. Далее программа выслушивает ответы кандидата, «понимает», устраивает ли его вакансия, и в случае положительной реакции на предложение о работе передает эту информацию вместе с аудио- или видеозаписью собеседования заказчику.

По словам Алексея Костарева, директора по развитию «Стафори», за время работы их роботизированной системы она уже совершила более 1,4 млн звонков и провела десять тысяч видеоинтервью. Клиентами «Стафори» являются порядка двухсот компаний, среди них МТС, «Дикси», Х5 Retail Group, «Икеа», PepsiCo, кадровые агентства.

Другой крупный игроком автоматизации процесса подбора персонала — российская компания Skillarz, недавно созданная выходцами из «Лаборатории Касперского». Их кадровый робот тоже может самостоятельно искать в интернете кандидата на открытую вакансию, отправлять ему электронные письма, звонить и оценивать соответствие требованиям к должности. Сильная сторона Skillarz — возможность автоматической интеграции всех данных о кандидатах в автоматизированную систему управления предприятием (ERP). У Skillarz в России уже есть крупные — «Мегафон», Сбербанк, «Газпром нефть». Есть на российском рынке и решения для автоматизации поиска персонала, нацеленные только на определенный вид рекрутинга. Например, сервис VCV способен сам провести с кандидатом видеоинтервью, а затем отправить его кадровому специалисту.

Ценовая политика у роботизированных сервисов разная. Skillarz предлагает свои услуги в качестве годовой подписки за полтора миллиона рублей. Использование Веры построено на количестве откликов (отобранных готовых к работе кандидатов): минимальный пакет из 45 откликов обойдется в девять тысяч рублей, максимальный, на пять тысяч откликов, — в 500 тысяч. Такие затраты на робота обходятся компаниям дешевле, чем оплата труда специалиста по персоналу, при этом робот находит первичную информацию и обзванивает кандидатов гораздо быстрее «живых» кадровиков. За два дня человек способен сделать порядка ста звонков, а робот их сделает всего за тридцать минут, что очень важно для компаний, которым, например, продавцы в супермаркет или кладовщики на склад нужны были «еще вчера».

Робот как помощник

Насколько качественно роботы могут находить персонал? Опрошенные «Экспертом» компании, уже пользующиеся роботизированными сервисами рекрутинга, рассказали, что у таких решений есть свои безусловные плюсы. «В декабре 2017 года с кандидатами, претендующими на некоторые вакансии и стажировки в “Coca-Cola HBC Россия”, начали разговаривать роботы Вера и Андрей. С помощью роботизированных аудиоботов компания проводит предварительный отбор среди соискателей при массовом подборе, например на должности торговых представителей, операторов производства, водителей доставки, сотрудников колл-центров, — рассказывает Вера Наумова, менеджер по организационному развитию “Coca-Cola HBC Россия”. — Обзвон кандидатов и предварительный отбор — это простая и монотонная, но очень затратная с точки зрения ресурсов работа. Даже самый общительный рекрутер после нескольких десятков звонков устает. При этом до двух третей звонков могут быть напрасными — многие кандидаты не подходят по квалификационным требованиям или уже нашли работу, ведь рынок FMCG очень динамичен».

«Главное преимущество робота Веры в том, что она способна совершать около полутора тысяч интервью в день, в то время как обычный рекрутер — не более пятидесяти-шестидесяти, — соглашается Олеся Ерлина, руководитель отдела компании по подбору персонала Open. — Еще один очень большой плюс Веры — оперативность ее работы. В нашей сфере это чрезвычайно важно. Недавно мы проводили небольшой эксперимент, в ходе которого выяснили, что в течение первого часа после того, как мерчендайзер публикует свое резюме, ему поступает от двадцати до тридцати звонков. Если не связаться с кандидатом в первые часы, то на следующий день он уже выйдет на работу к конкурентам».

Однако есть у робота-рекрутера и недостатки. «Когда мы только начали использовать робота, то периодически сталкивались со сложностями, связанными с процессом распознавания речи. Вера искажала до неузнаваемости некоторые фразы: например, “не устраивает зарплата” превращалось в “копать лопатой”. Из-за этого мы не всегда могли понять, по какой причине кандидат отказался от вакансии. Но необходимо отметить гибкость и оперативность разработчиков, они очень быстро решали подобные проблемы. Были кейсы, когда интервьюируемые далеко не на первой минуте разговора понимали, что общаются не с реальным человеком», — отмечает Олеся Ерлина.

Роботизированные сервисы поиска персонала сейчас могут использоваться исключительно как вспомогательный этап и не способны замещать собой весь процесс найма, особенно если речь идет не о массовом найме, а о поиске квалифицированных сотрудников. «Надо признать, что на данный момент технология еще сырая: разработчикам предстоит много работы в части настройки и совершенствования речевой аналитики. На сегодняшний день такие роботы могут поддерживать очень простые диалоги и выдавать несложные заготовленные фразы. Хотя в перспективе автоматизация процессов призвана сократить затраты на наем и подбор сотрудников», — считает Екатерина Федюнина, директор департамента по работе с персоналом банка «Восточный».

«Главный недостаток роботизированных систем в том, что робот хорош только для первоначальной и промежуточной коммуникации, он вряд ли сможет довести процесс найма специалиста до конца, — продолжает Дамир Такеев, HR-директор компании Domino’s Pizza. — Соискателю в любом случае необходима экспертиза другого человека, который сможет проконсультировать его по тем вопросам, которые не будут программно заложены в робота. Именно поэтому робота Веру или любые другие боты необходимо использовать только на определенном этапе процесса поиска персонала».

Поговори со мною, робот!

Согласно исследованию Grand View Research, мировой рынок чат-ботов к 2025 году достигнет 1,25 млрд долларов. Помимо рекрутинга роботизированные решения общения с клиентами уже широко используются в России в ритейле, банковской, страховой и других сферах. «Бурный рост внедрения таких роботов обусловлен несколькими факторами: во-первых, чат-боты помогают бизнесу существенно оптимизировать расходы, во-вторых, стремительное развитие технологий искусственного интеллекта и машинного обучения постоянно расширяет их возможности, — объясняет Александр Белоцерковский, специалист по продвижению технологий компании Microsoft в России. — Помимо HR подобные технологии быстро набирают популярность в ритейле, финансовом секторе и даже медицине — везде, где бизнесу необходимо постоянно контактировать с клиентами по типовым вопросам. Например, одна из крупнейших розничных сетей США Macy's расширила функционал своего сайта и приложения с помощью чат-бота, который может самостоятельно решать стандартные задачи клиентов и при необходимости незаметно переводить их на живого оператора. Помощник уже отвечает более чем на четверть запросов, и Macy's планирует расширить его поддержку на другие каналы».

Интересно, что в последнее время чат-боты перестают быть безличными и стремятся обрести некое подобие индивидуальности. Например, некоторые российские видеороботы по подбору персонала стилизованы под Людмилу Прокофьевну — героиню фильма «Служебный роман». А в США одна из крупнейших страховых компаний Progressive Corporation создала виртуальную помощницу Flo, которая официально имеет любимое блюдо, машину, а также свою страничку на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) более чем с миллионом подписчиков.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мощные вещи Мощные вещи

Какова движущая сила Четвертой промышленной революции?

РБК
38 вопросов, чтобы лучше узнать мать 38 вопросов, чтобы лучше узнать мать

Задай эти вопросы своей маме, если ты хочешь познакомиться с ней поближе

Psychologies
Неравенство и бедность Неравенство и бедность

Неравенство в России слишком велико

Эксперт
Не скучно и не старит: учимся носить классику у Кейт Миддлтон Не скучно и не старит: учимся носить классику у Кейт Миддлтон

Герцогиня Кембриджская выглядит очаровательно даже в самом строгом наряде

Cosmopolitan
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Собянин утвердил рост тарифов ЖКХ в Москве с 1 января Собянин утвердил рост тарифов ЖКХ в Москве с 1 января

Коммунальные услуги в столице подорожают в среднем на 1,7%

Forbes
Истребитель экстрасенсов Истребитель экстрасенсов

Любопытно заглянуть за кулисы к самым знаменитым волшебникам планеты

Maxim
Желтая или красная? Как клубы и РФС могут наказать Кокорина и Мамаева Желтая или красная? Как клубы и РФС могут наказать Кокорина и Мамаева

Какие санкции могут применить клубы к игрокам, нарушившим Уголовный кодекс

Forbes
Мировой рецепт с российским корнем Мировой рецепт с российским корнем

Не бояться ошибок, трудностей, мыслить глобально и идти впереди рынка

Эксперт
И тайное станет явным! И тайное станет явным!

Кэти Холмс и обладатель «Оскара» Джейми Фокс наконец сыграют свадьбу

Grazia
Бон вояж Бон вояж

Как подготовиться к путешествию на машине за рубеж

АвтоМир
О чем молчит печень О чем молчит печень

Есть симптомы, которые нельзя игнорировать

Лиза
Американский кошелек: как получить $1 млн от инвестора из США Американский кошелек: как получить $1 млн от инвестора из США

Привлечь инвестиции в стартап непросто

Forbes
Чего бы такого послушать, если ты любишь Nirvana Чего бы такого послушать, если ты любишь Nirvana

Рано или поздно надоедают даже самые любимые пластинки

Maxim
Слышу звон! Слышу звон!

Grazia побывала на фабрике французского дома в Эльзасе

Grazia
Как собрать команду мечты из линейного персонала Как собрать команду мечты из линейного персонала

Бизнес по всему миру начал серьезную борьбу за линейный персонал

Forbes
Mercedes-Benz GLC Mercedes-Benz GLC

Mercedes-Benz GLC. Бензиновый турбоагрегат плюс электромотор

Quattroruote
Везде успела! Везде успела!

Эмили Ратаковски попала в переделку в Тоскане!

Grazia
Некоторые планеты могут состоять из рубинов Некоторые планеты могут состоять из рубинов

Предсказано существование нового класса планет

Forbes
Тест процессора Intel Core i7-9700K: новый ребенок, но без особых талантов Тест процессора Intel Core i7-9700K: новый ребенок, но без особых талантов

Новый процессор Intel Core i7-9700K  продемонстрировал хорошие результаты

CHIP
Центры притяжения: как Wi-Fi и мобильные технологии повлияли на покупателей в ТЦ Центры притяжения: как Wi-Fi и мобильные технологии повлияли на покупателей в ТЦ

Арендные ставки в современных ТЦ будут формироваться на особом факторе

Forbes
Будет ли в этом году рождественское ралли на американских биржах Будет ли в этом году рождественское ралли на американских биржах

Можно назвать как минимум две причины для роста котировок акций под конец года

Forbes
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Шепот, который убивает Шепот, который убивает

Ни одна винтовка не способна проделывать такие трюки и оставлять такие отверстия

Популярная механика
Людоедоед Людоедоед

Сергей Шаргунов: «Практика малых дел — это великая история»

Русский репортер
«Менять нужно все: подходы, методы, принципы» «Менять нужно все: подходы, методы, принципы»

Алексей Кудрин — о необходимости перехода к стратегическому планированию

Огонёк
Почему люди отказываются признавать ошибки? Почему люди отказываются признавать ошибки?

Почему люди бояться принять реальность и согласиться, что были неправы?

Psychologies
Как делать дизайнерских детей Как делать дизайнерских детей

Позаботиться о генетическом здоровье детей позволяет репродуктивная медицина

Forbes
Домашние животные Домашние животные

О домашних животных и аллергии

Maxim
«Хватит выживать, начните жить»: 7 шагов к изменениям «Хватит выживать, начните жить»: 7 шагов к изменениям

Не пришло ли время взять жизнь в руки?

Psychologies
Открыть в приложении