Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы

ЭкспертБизнес

Общий вагон европейцев так и не тронулся

Немецкой Siemens и французской Alstom не удалось объединить железнодорожные активы, чтобы ослабить позиции китайского конкурента, который усиливает свое влияние на мировом рынке

Вера Колерова

Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы — мощности по строительству поездов и сигнального оборудования. Компании планировали создать совместное предприятие Siemens Alstom с выручкой 15,3 млрд евро. Как официально заявляли их представители, это позволило бы им противостоять напору крупнейшего в мире китайского производителя подвижного состава CRRC, который был создан в 2015 году путем объединения двух крупных компаний — CSR и CNR. На рынке высокоскоростных поездов китайцы занимают 70%, а Siemens вместе с Alstom — не более 10%. Объединившись, европейские компании, по расчетам экспертов, могли бы получить 17–18% мирового рынка железнодорожной продукции, создав единый экспортный канал.

Однако Еврокомиссия заблокировала готовящуюся с 2017 года сделку, так как она, по мнению еврочиновников, серьезно сократит количество поставщиков в производстве высокоскоростных поездов и систем сигнализации, а это может привести к повышению цен.

Обе компании пока не собрались оспаривать заключение Еврокомиссии, выразив свое сожаление, а в Alstom даже назвали его фиаско европейской промышленности. Как заявил исполнительный директор Siemens Джо Кезер, принятое решение свидетельствует о том, что Европа срочно нуждается в структурных реформах в сфере промышленности, чтобы повысить конкурентоспособность компаний.

Догма или здравый смысл?

Власти Германии и Франции оказались на стороне промышленников — они давно поддерживали планируемую сделку. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп считает ее блокировку тяжелым ударом по промышленности стран Евросоюза. По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в данном случае тактические интересы чиновников объединенной Европы противоречат стратегическим интересам экономик европейских стран и национальных правительств. «Промышленникам Европы стоит задать властям вопрос: а есть ли единая промышленная и регуляторная политика у объединенного Евросоюза, отвечающая на современные риски китайской экспансии? Что первично — здравый экономический смысл или формальное соблюдение догм о конкуренции? В таких условиях брекзит выглядит вполне здравым решением британцев», — говорит он.

Эксперт оценивает угрозу со стороны китайских производителей как серьезную, полагая, что в перспективе пяти—десяти лет китайский подвижной состав и комплектующие могут появиться в Европе. Китайцы уже сегодня делают настойчивые попытки проникнуть на европейские рынки через создание совместных предприятий и открытие инжиниринговых и исследовательских центров. Похожие методы использовал и европейский бизнес, когда начинал выходить в Китай.

По словам Александра Данильцева, директора Института торговой политики НИУ ВШЭ, решение Еврокомиссии — обычная практика антимонопольного регулирования, и оно было ожидаемым. Господин Данильцев не готов назвать европейское конкурентное право устаревшим, но полагает, что оно сильно отстает с точки зрения возможностей антимонопольного регулирования не только внутреннего, но и международного рынка, и должно развиваться именно в этой плоскости. Возможно, именно «кейс» несостоявшегося слияния Siemens и Alstom станет катализатором изменений в антимонопольном законодательстве ЕС: по крайней мере, как сообщили представители правительств Германии и Франции, пакет соответствующих предложений должен быть подготовлен к осени.

Рассуждая о том, насколько обоснованы предпосылки для слияния, связанные с усилением китайского конкурента, Александр Данильцев отмечает, что китайские компании сейчас вряд ли смогут занять существенную нишу на европейском рынке. Об этом же говорилось и в заключении Еврокомиссии: в отношении сигнальных систем китайские поставщики даже не пытались принимать участие в европейских тендерах, а по поставкам подвижного состава, по мнению еврокомиссаров, они не смогут в обозримом будущем конкурировать с Siemens и Alstom. Впрочем, г-н Данильцев подчеркивает, что на других рынках китайцы уже сегодня являются для европейцев очень сильными конкурентами, так как в последние годы далеко продвинулись в технологиях производства железнодорожного транспорта и строительства дорог. «Известно, что планируется участие китайских компаний в строительстве высокоскоростных железных дорог в России, в то время как раньше это была сфера деятельности исключительно Siemens, — говорит г-н Данильцев. — Дело в том, что Китай может сделать хорошее комплексное предложение — и технологии, и деньги». Еще один фактор, ослабляющий позиции европейских компаний на российском рынке, — санкции. Из-за жесткой позиции Европы европейские компании уже сегодня испытывают сложности с вхождением в проекты строительства в России высокоскоростных магистралей, проигрывая бизнесу из Китая.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Биоэнергетика жизни и смерти Биоэнергетика жизни и смерти

Как взять под контроль выработку активных форм кислорода и продлить жизнь?

Эксперт
Между детством и юностью Между детством и юностью

Лауреат «Михалковки» Юлия Линде — о сленге в литературе и Венике Возмездия

Русский репортер
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
Коралловые рифы Кортни Маттисон Коралловые рифы Кортни Маттисон

Кортни Маттисон изображает гибель дорогих ей коралловых рифов

Популярная механика
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Глава «Победы» пожаловался властям на несостоятельность Utair Глава «Победы» пожаловался властям на несостоятельность Utair

Гендиректор «дочки» «Аэрофлота» указывает на риски остановки деятельности Utair

Forbes
Продажи «Касперского» в Северной Америке сократились на четверть из-за геополитики Продажи «Касперского» в Северной Америке сократились на четверть из-за геополитики

Американский госсектор не может использовать ПО «Лаборатории Касперского»

Forbes
Во что могла обойтись России кража картины Куинджи Во что могла обойтись России кража картины Куинджи

Экономия на страховании произведений искусств стала в России нормой

Forbes
Слабое звено Слабое звено

Простое человеческое любопытство — главный инструмент киберпреступников

Forbes
Зачем Михаил Прохоров перевел холдинг «Онэксим» из офшора в Россию Зачем Михаил Прохоров перевел холдинг «Онэксим» из офшора в Россию

Зачем Михаил Прохоров перевел холдинг «Онэксим» из офшора в Россию

Forbes
Временная работа Временная работа

Производители часов показали очередные результаты своего труда

AD
БДТ в моей жизни БДТ в моей жизни

Деятели искусства и бизнеса о своем отношении к БДТ

СНОБ
Мана впадает в лету Мана впадает в лету

Умирание старинных таежных поселков — примета времени

Огонёк
Под вуалью. Когда предприниматель рискует своим имуществом Под вуалью. Когда предприниматель рискует своим имуществом

Под вуалью. Когда предприниматель рискует своим имуществом

Forbes
Бес полезного электричества Бес полезного электричества

Ждать бума электромобилей или расходимся?

Quattroruote
Как меняется дресс-код для красных дорожек Как меняется дресс-код для красных дорожек

Теперь татуировки и кроссовки считаются привычным делом на подиуме

Vogue
Каким был Александр Маккуин: воспоминания близких и режиссеров, снявших о дизайнере фильм Каким был Александр Маккуин: воспоминания близких и режиссеров, снявших о дизайнере фильм

Esquire составил портрет великого дизайнера Александра Маккуина

Esquire
Юлия Завьялова: Юлия Завьялова:

Cosmopolitan пообщался с Юлией Завьяловой

Cosmopolitan
Ее ревность сводит тебя с ума? 5 способов решить эту проблему раз и навсегда Ее ревность сводит тебя с ума? 5 способов решить эту проблему раз и навсегда

Иметь ревнивую девушку — кошмар многих мужчин

Playboy
Самая модная обувь сезона весна-лето 2019 Самая модная обувь сезона весна-лето 2019

Разложили для вас по полочкам главные тренды сезона весна-лето 2019

Vogue
Cемейное дело Cемейное дело

Актриса Янина Мелехова трудилась на трех работах, чтобы заработать на квартиру

StarHit
Прекрасное далеко Прекрасное далеко

Без преувеличения, Филиппины – это другой конец света

Лиза
Как сделать город удобным для детей Как сделать город удобным для детей

Российские города все еще остаются недружелюбным местом для детей

СНОБ
БДТ и советская власть БДТ и советская власть

Из театрального опыта 1920-1930-х годов

СНОБ
Cонный диагноз Cонный диагноз

Все знают: плохой сон может влиять на здоровье

Лиза
Докажи это папе Докажи это папе

Чьи мечты реализуют выросшие дочки на самом деле

Домашний Очаг
Теперь моя очередь Теперь моя очередь

В юности Робин Райт казалась типичной калифорнийской девчонкой

Добрые советы
Мы уже выбрали лучшие политические триллеры 2019 года Мы уже выбрали лучшие политические триллеры 2019 года

Два фильма о конфликте гражданина и государства

GQ
Зачем нужны миллиардеры? Отвечает Билл Гейтс Зачем нужны миллиардеры? Отвечает Билл Гейтс

Кто будет заниматься филантропией и благотворительностью, если не миллиардеры?

Forbes
Subaru Forester пятого поколения: уверенная эволюция Subaru Forester пятого поколения: уверенная эволюция

Парадокс нового Subaru Forester в том, он остался более чем узнаваемым

Популярная механика
Открыть в приложении