Общий вагон европейцев так и не тронулся
Немецкой Siemens и французской Alstom не удалось объединить железнодорожные активы, чтобы ослабить позиции китайского конкурента, который усиливает свое влияние на мировом рынке
Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы — мощности по строительству поездов и сигнального оборудования. Компании планировали создать совместное предприятие Siemens Alstom с выручкой 15,3 млрд евро. Как официально заявляли их представители, это позволило бы им противостоять напору крупнейшего в мире китайского производителя подвижного состава CRRC, который был создан в 2015 году путем объединения двух крупных компаний — CSR и CNR. На рынке высокоскоростных поездов китайцы занимают 70%, а Siemens вместе с Alstom — не более 10%. Объединившись, европейские компании, по расчетам экспертов, могли бы получить 17–18% мирового рынка железнодорожной продукции, создав единый экспортный канал.
Однако Еврокомиссия заблокировала готовящуюся с 2017 года сделку, так как она, по мнению еврочиновников, серьезно сократит количество поставщиков в производстве высокоскоростных поездов и систем сигнализации, а это может привести к повышению цен.
Обе компании пока не собрались оспаривать заключение Еврокомиссии, выразив свое сожаление, а в Alstom даже назвали его фиаско европейской промышленности. Как заявил исполнительный директор Siemens Джо Кезер, принятое решение свидетельствует о том, что Европа срочно нуждается в структурных реформах в сфере промышленности, чтобы повысить конкурентоспособность компаний.
Догма или здравый смысл?
Власти Германии и Франции оказались на стороне промышленников — они давно поддерживали планируемую сделку. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп считает ее блокировку тяжелым ударом по промышленности стран Евросоюза. По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в данном случае тактические интересы чиновников объединенной Европы противоречат стратегическим интересам экономик европейских стран и национальных правительств. «Промышленникам Европы стоит задать властям вопрос: а есть ли единая промышленная и регуляторная политика у объединенного Евросоюза, отвечающая на современные риски китайской экспансии? Что первично — здравый экономический смысл или формальное соблюдение догм о конкуренции? В таких условиях брекзит выглядит вполне здравым решением британцев», — говорит он.
Эксперт оценивает угрозу со стороны китайских производителей как серьезную, полагая, что в перспективе пяти—десяти лет китайский подвижной состав и комплектующие могут появиться в Европе. Китайцы уже сегодня делают настойчивые попытки проникнуть на европейские рынки через создание совместных предприятий и открытие инжиниринговых и исследовательских центров. Похожие методы использовал и европейский бизнес, когда начинал выходить в Китай.
По словам Александра Данильцева, директора Института торговой политики НИУ ВШЭ, решение Еврокомиссии — обычная практика антимонопольного регулирования, и оно было ожидаемым. Господин Данильцев не готов назвать европейское конкурентное право устаревшим, но полагает, что оно сильно отстает с точки зрения возможностей антимонопольного регулирования не только внутреннего, но и международного рынка, и должно развиваться именно в этой плоскости. Возможно, именно «кейс» несостоявшегося слияния Siemens и Alstom станет катализатором изменений в антимонопольном законодательстве ЕС: по крайней мере, как сообщили представители правительств Германии и Франции, пакет соответствующих предложений должен быть подготовлен к осени.
Рассуждая о том, насколько обоснованы предпосылки для слияния, связанные с усилением китайского конкурента, Александр Данильцев отмечает, что китайские компании сейчас вряд ли смогут занять существенную нишу на европейском рынке. Об этом же говорилось и в заключении Еврокомиссии: в отношении сигнальных систем китайские поставщики даже не пытались принимать участие в европейских тендерах, а по поставкам подвижного состава, по мнению еврокомиссаров, они не смогут в обозримом будущем конкурировать с Siemens и Alstom. Впрочем, г-н Данильцев подчеркивает, что на других рынках китайцы уже сегодня являются для европейцев очень сильными конкурентами, так как в последние годы далеко продвинулись в технологиях производства железнодорожного транспорта и строительства дорог. «Известно, что планируется участие китайских компаний в строительстве высокоскоростных железных дорог в России, в то время как раньше это была сфера деятельности исключительно Siemens, — говорит г-н Данильцев. — Дело в том, что Китай может сделать хорошее комплексное предложение — и технологии, и деньги». Еще один фактор, ослабляющий позиции европейских компаний на российском рынке, — санкции. Из-за жесткой позиции Европы европейские компании уже сегодня испытывают сложности с вхождением в проекты строительства в России высокоскоростных магистралей, проигрывая бизнесу из Китая.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl