Минфин прибрал деньги к рукам
После повышения ставки НДС доходы бюджета выросли, но экономический рост замедлился
Уже 683 млрд рублей с начала года заплатили российские граждане и бизнес за спокойствие правительства — именно столько составил профицит доходов федерального бюджета по итогам первых четырех месяцев 2019 года. При этом наибольший рост показывают ненефтегазовые доходы.
В целом на рост доходов казны влияют слабый рубль и повышение с начала года ставки налога на добавленную стоимость до 20%. При этом повышение НДС уже повлияло на реальные доходов населения и экономический рост: по итогам первого квартала Росстат оценил прирост ВВП лишь в 0,5% год к году.
Выжимать больше нечего
Хорошие поступления ненефтегазовых доходов само по себе не новость — они традиционно приносят в бюджет больше средств. Но первый квартал 2019-го был особенным — это был первый налоговый период, в котором действовали повышенные ставки НДС. Интересно, что, по данным ФНС, несмотря на это, поступления по налогу на добавленную стоимость в первом квартале 2019-го выросли примерно так же, как в первом квартале 2018-го, — на 11,6% год к году (рост в первом квартале 2018-го составил 11,2% год к году). Но если раньше такой прирост почти полностью был обеспечен более совершенными методами сбора налогов, то теперь частью этого прироста стал эффект от повышения НДС.
Иными словами, выжимать все более совершенными методами сбора налогов из экономики больше нечего. «По нашим оценкам, в январе–апреле 2019 года дополнительные доходы федерального бюджета от повышения ставки НДС составили примерно 185 миллиардов рублей, или 65 процентов общего прироста поступлений по НДС. При этом предварительные расчеты демонстрируют снижение собираемости внутреннего НДС примерно на три процентных пункта», — подсчитал Александр Широв, профессор, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
В целом по итогам года бюджет в результате повышения ставки НДС получит дополнительно около 600 млрд рублей, полагает Сергей Белев, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. «Но при этом имейте в виду, что по году это неравномерно разойдется, потому что основные продажи идут ближе к концу года. По нарастающей к концу года идут госзакупки, новогодние закупки, потом отпуска и так далее», — добавляет он.
Впрочем, Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» в Экономической экспертной группе, объясняет, что в первом квартале еще рано смотреть на эффекты от повышения НДС, так как пока поступления налогов идут от производства и реализации товаров, произведенных в предыдущие налоговые периоды. «Сейчас в первом квартале повышение НДС оказывало влияние только на импорт. Основной НДС — внутренний, наш, — будет ощущаться только со второго квартала. Поэтому на данный момент можно сказать что бюджет не так уж много заработал от повышения ставки, порядка 0,05 процента ВВП, но в целом по году ожидается гораздо больше», — поясняет эксперт.
Поскольку НДС включается в конечную цену товара для покупателя, то его повышение в первую очередь оплачивает население, а не предприятия. А значит, вполне ожидаемым был скачок инфляции до 5,3% (в годовом выражении) в марте. Именно тогда экономика отыграла повышение ставки НДС, а дальше темпы роста инфляции будут замедляться, как это и произошло в апреле, когда они замедлились до 5,1%. Но вот в отношении бюджетных доходов эффект от повышения НДС должен быть более продолжительным.
Доход есть, а роста нет
Хорошая собираемость налога, достигнутая не за счет экономического роста, создает обманчивое впечатление. На самом деле в нашем случае именно хорошая собираемость налогов может отрицательно влиять на рост экономики. «Мы видим ситуацию, при которой правительство имеет финансовый профицит, но пока не может ритмично финансировать затраты даже в рамках национальных проектов. Одновременно с этим внутренний инвестиционный и потребительский спрос находятся под серьезным давлением. Понятно, что дополнительная налоговая нагрузка в данном случае не компенсируется ростом бюджетных расходов и формирует своеобразный отрицательный мультипликатор на ВВП. При этом следует понимать, что полный негативный макроэкономический эффект был не очень большим: примерно полтора процента совокупного объема ВВП в первом квартале 2019 года», — рассказывает Александр Широв.
Напомним, что повышение ставки НДС на два процентных пункта было объяснено необходимостью финансировать национальные проекты и новые майские указы президента. «На данный момент бюджетная и денежно-кредитная политика способствуют нахождению внутреннего спроса на уровнях ниже равновесных», — отмечает Александр Широв. Если исходить из того, что экономическая инерция за счет нормальной деятельности экономических агентов и при нейтральной внешней конъюнктуре соответствует росту ВВП примерно на полтора процента в год, то в этом году мы рискуем увидеть динамику ВВП около одного процента». Более того, сейчас получается, что государство только собирает деньги, но не тратит их. Буквально на днях глава правительства Дмитрий Медведев с удовлетворением заявил, что по итогам прошлого года бюджетный профицит составил 2,6% ВВП, но правительство ожидает «сохранения положительного соотношения доходов и расходов и по итогам текущего года». При этом «излишек» формируется из всех доходов, хотя формально ограничения по расходам есть только для нефтегазовых доходов, траты по которым ограничены бюджетным правилом.
Дискуссия о том, насколько оправданно формирование бюджетного профицита в текущих экономических условиях, продолжается до сих пор, и у сторонников действий Минфина есть свои аргументы. «Я не считаю, что бюджет выкачивает деньги из экономики, — говорит Александра Суслина. — Те люди, которые рассуждают, что лучше бы деньги шли в экономику, рассуждают исключительно с теоретической точки зрения. Теоретически, если бы деньги были потрачены эффективно, они бы, возможно, дали какой-то толчок к росту. Но мы все с вами видим, насколько эффективно тратят деньги в нашей экономике. Если вы возьмете национальные проекты, то по ним до сих пор паспорта еще не готовы. То есть речь идет о том, что потратить-то мы хотим и можем, но только куда? Конкретных проектов нет. А просто взять и потратить означает разбазарить, тогда уж лучше сохранять».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl