Минтай премиум-класса: куда уплывает народная рыба
2019 год может стать началом конца для экономического сегмента рыбных продуктов: повышение цен фактически переводит в премиум-класс даже самые демократичные сорта. В чем причины этих изменений и можно ли вернуть российскую рыбу массовому потребителю?
В советские годы население СССР ежегодно потребляло 800 тыс. тонн минтая, которого из-за дешевизны и доступности называли «рыбой для котов». Сейчас на внутреннем рынке осталось 180 тыс. тонн, а судя по нынешнему резкому подорожанию главной промысловой рыбы России, и это количество может сократиться еще на 20-25%. Сейчас в опте цена филе минтая начинается от 200 руб. за кг, хотя еще в прошлом году его же можно было найти и за 160 руб/кг. Филе премимум-класса на полке доходит и вовсе до 700 рублей. Минтай в тушках сегодня стоит свыше 100 рублей, год назад он находился на отметке 75-80 рублей. Самое время задать два извечных вопроса от русских классиков: кто виноват? И что, собственно, делать? Разберемся по прядку.
Кто виноват?
Одного виновника найти, скорее всего, не получится: к кризису привело сочетание разных факторов, от действий государственного регулятора до предрассудков потребителя.
Начнем с государства.Оно не может при помощи своего регулятора — Росрыболовства — директивно обязать рыбопромышленников поставлять минтай на российский рынок в больших количествах и хорошего качества. В итоге из 1 млн. 600 тыс. тонн выловленного в прошлом году минтая примерно 80% ушло на экспорт: в Китай, США, Южную Корею и страны Западной Европы. В 2019 году экспортная составляющая может еще увеличиться на 2-3%. Государство получит свои доходы от валютной выручки российских рыбаков, а внутреннему потребителю остается довольствоваться сомнительной поговоркой «остатки сладки».
На политику регулятора оказывают давление лоббисты рыбодобытчиков. За последние три десятилетия в рыбной отрасли сформировалась устойчивая и многолюдная прослойка из политиков, членов многочисленных союзов и ассоциаций, весь смысл деятельности которой в основном сводится к оправданию экспортно-сырьевой направленности работы отрасли. Повышение цены на минтай на внутреннем рынке они всегда будут объяснять либо волатильностью рубля, либо ростом мировых цен на минтай. И то, что даже цены на топливо, используемое на судах, в России ниже европейских, не делает отечественную рыбу дешевле для нашего потребителя.
В холодной России элементарно не хватает мороза, чтобы замораживать рыбу.
Имея на руках экономическую индульгенцию от государства и высокий иностранный спрос, рыбодобытчики свободны в выборе, кому поставлять свою продукцию. За границу выгоднее и проще. Южнокорейская плавбаза примет российский минтай прямо в Охотском море, оплатит счет в долларах и отвезет рыбу в Пусан, где расположен самый большой рыбный холодильник в мире, способный принять до 5 млн. тонн мороженой рыбы — это весь улов российский рыбаков в год. Холодильные мощности во Владивостоке в разы меньше, хранить рыбу негде, особенно во время путины. Парадокс: в холодной России элементарно не хватает мороза, чтобы замораживать рыбу — а 98% минтая хранится и продается именно в таком виде.
Ориентироваться на экспорт производителя отчасти побуждают и проблемы