Как создаются инновационные продукты Группы ГАЗ

ЭкспертБизнес

Кто делает российские электробусы, водоробусы и беспилотники

Инновационные продукты Группы ГАЗ создаются в результате кооперации производства с наукой и образованием, начинающейся со школьных технопарков

Виталий Лейбин

Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа

На базе Нижегородского НОЦ, научно-образовательного центра мирового уровня, разработан беспилотный грузовой фургон «ГАЗель Next», уже работающий на месторождениях в Ханты-Мансийском автономном округе. Это пример продуктивной кооперации промышленности, науки и образования. Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа рассказала «Эксперту» о стратегии взаимодействия с наукой, студентами и школьниками, а также о том, почему санкции для ГАЗа не стали шоком.

— Как выстроена система подготовки инженерных кадров для ГАЗа, как вообще система нашего образования связана с тем, что действительно нужно предприятию?

— Когда-то давно был такой тезис: «Забудьте обо всем, чему вас учили в институте, мы здесь вас будем учить». К счастью для нас, он уже стал неактуальным. Мы смогли выстроить взаимодействие с нашими партнерами-вузами, максимально применяя практикоориентированный подход, а программы обучения мы имеем возможность корректировать с учетом наших потребностей. Мы широко развернули систему стажировок, ребята уже после четвертого курса приходят к нам работать. И если мы начинали с коммерческого блока (это закупки, логистика, продажи), то сейчас это и конструкторы, и технологи, и финансисты, и эйчары. Студенты приходят к нам на практику, участвуют в реальных производственных проектах, пишут и защищают дипломные работы в плотном контакте с нашими экспертами.

Помимо традиционных форм сотрудничества в работе с вузами мы делаем свои акценты. Например, у ГАЗа есть базовая кафедра на базе Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева, которая интегрирована с нашим Объединенным инженерным центром (ОИЦ). Мы взяли профильные для себя специальности: автомобиле- и тракторостроение, наземные транспортные, технологические средства. И именно там мы даем технологию создания продукта и проектного управления, максимально привязывая к нашим методикам все, что у нас применяется. Кафедра действует уже порядка десяти лет.

— А как это работает? ГАЗ строил внутри университета инженерную площадку или, скорее, университет пользуется площадкой ГАЗа?

— Университет пользуется площадкой ГАЗа, то есть ребята приезжают на занятия прямо к нам в ОИЦ, чтобы работать в атмосфере создания нового вместе с людьми, которые делают реальные продукты. Когда мы даем теорию, тут же показываем, как это выглядит на практике, прямо на нашей территории. Из 217 выпускников кафедры у нас трудоустроено 73 человека, часть ребят трудоустроены у наших поставщиков, и для нас это хороший показатель. Есть также студенты не с нашей кафедры, из других вузов — у нас проходят хакатоны, мы даем ребятам наши производственные кейсы для дипломов, обучаясь, они не просто получают компетенции, но и погружаются в нюансы, начинают моделировать с нами транспорт будущего.

Инженерные кадры — это одна история. Вторая — это информационные технологии. «Цифра» у нас сейчас везде. В том числе и наши автомобили нового поколения оснащаются цифровой системой управления, нужны интеллектуальные помощники водителя, электронные сервисы. Ну и в целом у нас проходит автоматизация фактически всех процессов. Понятно, что в отрасли есть дефицит кадров. По оценке экспертов, порядка миллиона человек по стране не хватает. И в январе прошлого года у нас стартовал проект «Академия IT». Он реализуется ведущими учебными заведениями Нижегородской области. Мы погружаем будущих специалистов в сферу информационных технологий с акцентом на задачи автомобилестроения. Когда мы стартовали с этим проектом, у меня были опасения, какое количество ребят заинтересуется. Изначально заявилось порядка 200 человек, после отбора в программу пришли 137 человек. В течение прошлого года пройдены два модуля, сейчас ребята на третьем, завершающем. И на третьем модуле у нас отобрано 67 слушателей, которые уже трудоустроены на ГАЗ: либо в «ГАЗ IT» (это именно IT-специалисты), либо в Объединенный инженерный центр (это конструкторы, которые буду делать «цифру» для наших моделей будущего).

Водоробус ГАЗ, созданный совместно с МГТУ им. Баумана

— Что такое транспорт будущего? О чем идет речь?

— Прежде всего это электромобили, водоробусы и беспилотники. И в каждом из этих проектов есть самые разные высокотехнологичные системы, которые надо разрабатывать и внедрять. Партнерство с учеными, аспирантами, талантливыми студентами позволяет ускорить эту работу.

Электробусы, которые ходят по Москве, — это разработка нашего Объединенного инженерного центра и МГТУ имени Баумана. Несколько лет назад мы создали на базе МГТУ совместный инжиниринговый центр и оснастили его оборудованием. Мы назвали его в честь Андрея Александровича Липгарта, легендарного главного конструктора ГАЗа (в 19331951 годах). Там сейчас работает 49 человек, это научные сотрудники и студенты МГТУ, их специализация — электроплатформы, автоматические системы управления. Электронные устройства, которые используются в электробусе, — разработка этого инжинирингового центра. Ликинский автобусный завод как раз недалеко от Москвы. Ребята выезжают на завод, первые установки они сами ставили на электробусы.

В 2021 году мы представляли опытный образец водоробуса, автобуса на водородном топливе. В нем применена отечественная электронная система, управление которой тоже разработано Инжиниринговым центром имени Липгарта.

А в Нижнем Новгороде совместно с НГТУ имени Алексеева создан и совершенствуется беспилотный автомобиль «ГАЗель Next», который сейчас уже эксплуатируется на месторождении в Ханты-Мансийске.

— А что делает «ГАЗель Next» на месторождении?

— Перевозит грузы, это небольшой беспилотный грузовой фургон. Наши инженеры посмотрели, какие на месторождении хозяйственные нужды, что и куда перевозят грузовики с человеком-водителем, и выстроили маршрут, на котором работает беспилотник, ему не нужно отдыхать, ему нужно только подзаряжаться. Конечно, работа беспилотника контролируется и исследуется, на месте работают и представители НГТУ.

— Искусственный интеллект беспилотника — плод собственной разработки ГАЗа или сделан в кооперации с другими системами, разрабатываемыми в нашей стране?

— Собственная. И в этом в том числе нам помогают программисты — молодые ученые из НГТУ.

— С Бауманкой вы делаете электроплатформы электробусов и водоробусов, а с НГТУ — беспилотный транспорт. Есть что-то еще такое, чем вы гордитесь?

— Да, конечно, это крупные проекты, но есть много проектов меньшего масштаба, в том числе те, которые мы делаем со школьниками и студентами. Например, они уже воплощают идеи повышения производительности труда при помощи инструментов Производственной системы ГАЗ — это студенческие работы с конкретными результатами на заводских участках, на конвейере.

— Вы упомянули школьников. Вы и школьниками занимаетесь?

— Мы пришли к тому, что начинать работать нужно не со студенческой скамьи, а с более раннего возраста. Во-первых, это профориентация, во-вторых, если ребята осваивают технические знания в игровой форме, им намного проще потом учиться. Уже с 2012 года мы стали акцентировать внимание на более юной аудитории, «зашли в школы». На базе нашей Академии современных технологий автомобилестроения имени А. Н. Моисеева (это наш корпоративный университет) работают два технопарка: один — это наш проект «Кванториум» (вместе с Министерством просвещения) и второй — наш собственный Центр изучения цифровых технологий «ТехноСпейс». Вот в этих двух технопарках у нас занимаются порядка 600 школьников, и из Нижнего Новгорода, и из области. Мы даем им глубокие знания в области точных наук (математики, физики), шахмат, а также инженерные компетенции. Наставниками в этих технопарках выступают наши сотрудники, некоторые из них сами когда-то ходили в «Кванториум», в робототехнические кружки, обучились, поступили, окончили вуз, работают у нас в ОИЦ и выступают преподавателями в технопарках.

Фестиваль «Робофест» в рамках программы «Робототехника»

— А что ребята делают в технопарках своими руками? Роботизированные модели?

— В том числе и роботизированные модели. Ребята занимаются прототипированием, моделированием, программированием, электроникой, работают над реальными кейсами наших предприятий. В технопарках есть автоквантум, робоквантум, интернет вещей и другие необходимые для формирования компетенций инженера будущего направления. И, конечно же, важное направление — углубленное изучение физики, математики, где школьники напитываются знаниями, которые потом проявляются в инженерных компетенциях.

— Вы еще сказали о шахматах. А как шахматы помогают?

— Развитие логического мышления. Ребят это тоже увлекает. Нам же нужно создать среду, чтобы им было интересно. Английский язык мы тоже изучаем. И кроме того, что мы даем технические знания, мы их учим работать в команде, слышать, слушать друг друга. Важно, чтобы гармоничное развитие было, не только технические знания. Многие дети наших сотрудников там занимаются, и вот такие отзывы слышу, что благодаря этим технопаркам у ребят более осознанный выбор профессии, то есть они уже четко понимают в среднем школьном возрасте, куда хотят пойти.

— А со средним специальным образованием вы работаете?

— Конечно. У нас есть проект «Профессионалитет», куда входят наши профильные техникумы и колледжи в Нижнем Новгороде и Ярославле. И я очень надеюсь, что другие ссузы тоже войдут в этот проект. Преподаватели проходят обучение на наших площадках. Государство вкладывает средства в модернизацию мастерских, лабораторий, и мы, со своей стороны, тоже вкладываем ресурсы, чтобы помочь в этом. Ссузы меняются, мы видим, как на нашей нижегородской площадке идет обновление педсостава, больше появляется молодых преподавателей.

— Не могу не спросить, как отразились санкции на работе ваших высокотехнологичных подразделений. Насколько велики проблемы, стимулируют ли они усиливать связку с отечественной наукой?

— Санкции прошлого года не были для нас шоком. Потребность в тесном взаимодействии с отечественной наукой у нас появилась на современном этапе развития ГАЗа, когда мы приступили к разработке новых высокотехнологичных машин.

Мы все знаем традиционные проблемы со времен СССР: наука отдельно, производство — отдельно, инновации где-то в отраслевых НИИ разрабатывались, без привязки к реальным задачам производств. Понимая это, мы в середине 2000-х стали эти разрывы преодолевать. Первой ласточкой у нас стала программа «Робототехника», которую запустил в нашей стране промышленник Олег Дерипаска. Она позволила создавать условия для занятия молодежи техническим творчеством в связке с индустрией, будущие ученые и инженеры могли проявлять инициативу. Именно благодаря этой программе появились первые российские беспилотные машины. В 2010 году ГАЗ выделил студенческим командам ведущих вузов автомобили «ГАЗель» для переоборудования в автоматизированные транспортные средства. И тогда в первый раз прошло соревнование автомобилей-роботов без водителя — нужно было преодолевать определенную дистанцию, выполнять задания. Это был восторг неописуемый. Сейчас мы такие соревнования проводим ежегодно в Нижнем Новгороде на испытательном полигоне ГАЗа.

Тогда же появились первые робототехнические фестивали, ребята решали конкретные задачи по роботизации, по автоматизации, по логистике. Из этих фестивалей выросли у нас сначала робототехнические кружки, потом — детские технопарки.

— А сейчас вы чувствуете драйв? По вашему ощущению, возможны ли у нас реальные технологические прорывы?

— Я достаточно давно занимаюсь кадрами в Группе ГАЗ, уже более десяти лет, и вижу реальные результаты. Динамика развития — это не бюрократические слова, я ее чувствую в людях. Когда мы начинали, нам говорили: «Ну куда там на такую далекую перспективу? Зачем со школьниками заниматься?» А когда ты видишь ребят, которых знаешь, они у тебя учились в робототехническом кружке, потом пошли в вуз, и там мы их тоже сопровождаем, берем на практику, и они возвращаются к тебе на работу, это, конечно, очень здорово. Это реально вдохновляет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из жизни галактик Из жизни галактик

Во Вселенной существует множество галактик, и каждая из них особенная

Наука и жизнь
Человек-лягушка: у кого-то в жилах течет голубая кровь, а в его - зеленая, и это не розыгрыш! Человек-лягушка: у кого-то в жилах течет голубая кровь, а в его - зеленая, и это не розыгрыш!

Если ваша кровь зеленая, то вы явно переборщили со шпинатом!

ТехИнсайдер
Тело как «Лего» Тело как «Лего»

Производители протезов борются за саморегулирование рынка ради пациентов

Эксперт
На балийской вилле На балийской вилле

В небольшой квартире удалось создать аутентичную атмосферу тропической виллы

Идеи Вашего Дома

"Крысиный король" существует на самом деле

ТехИнсайдер
Можно ли быть счастливым, несмотря ни на что? Можно ли быть счастливым, несмотря ни на что?

От чего зависит наше счастье?

Здоровье
Волшебство или химический коктейль: что такое любовь с точки зрения биологии Волшебство или химический коктейль: что такое любовь с точки зрения биологии

Как чувство любви меняет мозг?

Psychologies
Сибирская язва. Что нужно знать об инфекции Сибирская язва. Что нужно знать об инфекции

Как проявляется сибирская язва и как инфекцию использовали в качестве оружия.

СНОБ
Взяли матушек, сделали круг с молитвами: Андрей Малахов вспомнил о неожиданном звонке Жанны Фриске Взяли матушек, сделали круг с молитвами: Андрей Малахов вспомнил о неожиданном звонке Жанны Фриске

Андрей Малахов поддерживал связь с Жанной Фриске до самой ее смерти

VOICE
Алексей Ботян: легенды и быль майора Вихря Алексей Ботян: легенды и быль майора Вихря

Когда заходит речь о Алексее Ботяне, его называют «спасителем Кракова»

Дилетант
Синдром злой мачехи: как взрослой дочери наладить отношения с контролирующей матерью Синдром злой мачехи: как взрослой дочери наладить отношения с контролирующей матерью

О том, почему у повзрослевших дочерей часто разрушаются отношения с матерями

Forbes
Да, сезон! Тест-драйв новой бюджетной линейки шин Cordiant Да, сезон! Тест-драйв новой бюджетной линейки шин Cordiant

Тестируем новые шины Crodiant Graviti

РБК
Сохранить себя Сохранить себя

Как пережить темные времена, не впасть в отчаяние, не поддаться страхам?

Robb Report
Литература Литература

«Дыр бул щыл убеш щур», – до сих пор одно из самых глубоких русских высказываний

Правила жизни
Что нужно знать о Йозефе Биндере – пионере дизайна современных плакатов Что нужно знать о Йозефе Биндере – пионере дизайна современных плакатов

Рассказываем и показываем главное о дизайнере Йозефе Биндере

Правила жизни
Почему «Всё везде и сразу» победил на Оскаре и стоит ли на него тратить время Почему «Всё везде и сразу» победил на Оскаре и стоит ли на него тратить время

Фантастический феномен, который уничтожил все традиционные оскаровские расклады

Maxim
«Денежный выстрел»: как сервис Pornhub навсегда изменил порноиндустрию «Денежный выстрел»: как сервис Pornhub навсегда изменил порноиндустрию

«Денежный выстрел»: докфильм о том, как Pornhub перевернул игру

Forbes
В египетском храме нашли полную картину зодиаков. Удивительная находка! В египетском храме нашли полную картину зодиаков. Удивительная находка!

Увлечение астрологией возникло не в 21 веке!

ТехИнсайдер
Все проблемы сводятся к питанию: эти 4 продукта могут вызвать депрессию Все проблемы сводятся к питанию: эти 4 продукта могут вызвать депрессию

Замечаете за собой, как ваше настроение зависит от съеденной вами еды?

ТехИнсайдер
Родители-манипуляторы: 3 типичные тактики Родители-манипуляторы: 3 типичные тактики

Три типичные манипулятивные тактики, их возможные причины и последствия

Psychologies
Исследование: практики осознанности помогают в лечении депрессии на клеточном уровне Исследование: практики осознанности помогают в лечении депрессии на клеточном уровне

Когнитивная терапия на основе осознанности учит людей регулировать свое внимание

Inc.
Общение без раздражения: 5 правил коммуникации с пожилыми родителями Общение без раздражения: 5 правил коммуникации с пожилыми родителями

Пять вещей, которые важно помнить в момент заботы о престарелых родственниках

Psychologies
Давление повысилось: 6 фильмов с Педро Паскалем Давление повысилось: 6 фильмов с Педро Паскалем

Что стоит посмотреть, если и у вас из головы не выходит этот харизматик

Правила жизни
Передачи-хиты советского ТВ, которые сегодня смотреть невозможно Передачи-хиты советского ТВ, которые сегодня смотреть невозможно

Деды, вспоминающие любимые программы молодости, хорошего не посоветуют

Maxim
Если тебе больно — это не норма! Что нужно проверить при проблемах с менструальным циклом Если тебе больно — это не норма! Что нужно проверить при проблемах с менструальным циклом

Как «работает» наш цикл, какие проблемы отражает, почему нарушается?

VOICE
Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы

Журналист Дмитрий Быков размышляет на тему возраста

РБК
России не хватает своего холода России не хватает своего холода

Производители холодильного оборудования не могут преодолеть импортозависимость

Эксперт
Сергей Урсуляк: «Когда искал актеров в «Ликвидацию», подумал: если я могу со своей женой жить, то и Гоцман пускай поживет» Сергей Урсуляк: «Когда искал актеров в «Ликвидацию», подумал: если я могу со своей женой жить, то и Гоцман пускай поживет»

Многие артисты обязаны очень хорошими ролями моим жене и детям

Коллекция. Караван историй
Ускользающая красота Ускользающая красота

Почему вымирают бабочки и что теряет с их уходом наша планета

Вокруг света
4 мифа о сексуальной жизни — проверьте себя 4 мифа о сексуальной жизни — проверьте себя

Наша сексуальная жизнь полна мифов

Psychologies
Открыть в приложении