Как создаются инновационные продукты Группы ГАЗ

ЭкспертБизнес

Кто делает российские электробусы, водоробусы и беспилотники

Инновационные продукты Группы ГАЗ создаются в результате кооперации производства с наукой и образованием, начинающейся со школьных технопарков

Виталий Лейбин

Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа

На базе Нижегородского НОЦ, научно-образовательного центра мирового уровня, разработан беспилотный грузовой фургон «ГАЗель Next», уже работающий на месторождениях в Ханты-Мансийском автономном округе. Это пример продуктивной кооперации промышленности, науки и образования. Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа рассказала «Эксперту» о стратегии взаимодействия с наукой, студентами и школьниками, а также о том, почему санкции для ГАЗа не стали шоком.

— Как выстроена система подготовки инженерных кадров для ГАЗа, как вообще система нашего образования связана с тем, что действительно нужно предприятию?

— Когда-то давно был такой тезис: «Забудьте обо всем, чему вас учили в институте, мы здесь вас будем учить». К счастью для нас, он уже стал неактуальным. Мы смогли выстроить взаимодействие с нашими партнерами-вузами, максимально применяя практикоориентированный подход, а программы обучения мы имеем возможность корректировать с учетом наших потребностей. Мы широко развернули систему стажировок, ребята уже после четвертого курса приходят к нам работать. И если мы начинали с коммерческого блока (это закупки, логистика, продажи), то сейчас это и конструкторы, и технологи, и финансисты, и эйчары. Студенты приходят к нам на практику, участвуют в реальных производственных проектах, пишут и защищают дипломные работы в плотном контакте с нашими экспертами.

Помимо традиционных форм сотрудничества в работе с вузами мы делаем свои акценты. Например, у ГАЗа есть базовая кафедра на базе Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева, которая интегрирована с нашим Объединенным инженерным центром (ОИЦ). Мы взяли профильные для себя специальности: автомобиле- и тракторостроение, наземные транспортные, технологические средства. И именно там мы даем технологию создания продукта и проектного управления, максимально привязывая к нашим методикам все, что у нас применяется. Кафедра действует уже порядка десяти лет.

— А как это работает? ГАЗ строил внутри университета инженерную площадку или, скорее, университет пользуется площадкой ГАЗа?

— Университет пользуется площадкой ГАЗа, то есть ребята приезжают на занятия прямо к нам в ОИЦ, чтобы работать в атмосфере создания нового вместе с людьми, которые делают реальные продукты. Когда мы даем теорию, тут же показываем, как это выглядит на практике, прямо на нашей территории. Из 217 выпускников кафедры у нас трудоустроено 73 человека, часть ребят трудоустроены у наших поставщиков, и для нас это хороший показатель. Есть также студенты не с нашей кафедры, из других вузов — у нас проходят хакатоны, мы даем ребятам наши производственные кейсы для дипломов, обучаясь, они не просто получают компетенции, но и погружаются в нюансы, начинают моделировать с нами транспорт будущего.

Инженерные кадры — это одна история. Вторая — это информационные технологии. «Цифра» у нас сейчас везде. В том числе и наши автомобили нового поколения оснащаются цифровой системой управления, нужны интеллектуальные помощники водителя, электронные сервисы. Ну и в целом у нас проходит автоматизация фактически всех процессов. Понятно, что в отрасли есть дефицит кадров. По оценке экспертов, порядка миллиона человек по стране не хватает. И в январе прошлого года у нас стартовал проект «Академия IT». Он реализуется ведущими учебными заведениями Нижегородской области. Мы погружаем будущих специалистов в сферу информационных технологий с акцентом на задачи автомобилестроения. Когда мы стартовали с этим проектом, у меня были опасения, какое количество ребят заинтересуется. Изначально заявилось порядка 200 человек, после отбора в программу пришли 137 человек. В течение прошлого года пройдены два модуля, сейчас ребята на третьем, завершающем. И на третьем модуле у нас отобрано 67 слушателей, которые уже трудоустроены на ГАЗ: либо в «ГАЗ IT» (это именно IT-специалисты), либо в Объединенный инженерный центр (это конструкторы, которые буду делать «цифру» для наших моделей будущего).

Водоробус ГАЗ, созданный совместно с МГТУ им. Баумана

— Что такое транспорт будущего? О чем идет речь?

— Прежде всего это электромобили, водоробусы и беспилотники. И в каждом из этих проектов есть самые разные высокотехнологичные системы, которые надо разрабатывать и внедрять. Партнерство с учеными, аспирантами, талантливыми студентами позволяет ускорить эту работу.

Электробусы, которые ходят по Москве, — это разработка нашего Объединенного инженерного центра и МГТУ имени Баумана. Несколько лет назад мы создали на базе МГТУ совместный инжиниринговый центр и оснастили его оборудованием. Мы назвали его в честь Андрея Александровича Липгарта, легендарного главного конструктора ГАЗа (в 19331951 годах). Там сейчас работает 49 человек, это научные сотрудники и студенты МГТУ, их специализация — электроплатформы, автоматические системы управления. Электронные устройства, которые используются в электробусе, — разработка этого инжинирингового центра. Ликинский автобусный завод как раз недалеко от Москвы. Ребята выезжают на завод, первые установки они сами ставили на электробусы.

В 2021 году мы представляли опытный образец водоробуса, автобуса на водородном топливе. В нем применена отечественная электронная система, управление которой тоже разработано Инжиниринговым центром имени Липгарта.

А в Нижнем Новгороде совместно с НГТУ имени Алексеева создан и совершенствуется беспилотный автомобиль «ГАЗель Next», который сейчас уже эксплуатируется на месторождении в Ханты-Мансийске.

— А что делает «ГАЗель Next» на месторождении?

— Перевозит грузы, это небольшой беспилотный грузовой фургон. Наши инженеры посмотрели, какие на месторождении хозяйственные нужды, что и куда перевозят грузовики с человеком-водителем, и выстроили маршрут, на котором работает беспилотник, ему не нужно отдыхать, ему нужно только подзаряжаться. Конечно, работа беспилотника контролируется и исследуется, на месте работают и представители НГТУ.

— Искусственный интеллект беспилотника — плод собственной разработки ГАЗа или сделан в кооперации с другими системами, разрабатываемыми в нашей стране?

— Собственная. И в этом в том числе нам помогают программисты — молодые ученые из НГТУ.

— С Бауманкой вы делаете электроплатформы электробусов и водоробусов, а с НГТУ — беспилотный транспорт. Есть что-то еще такое, чем вы гордитесь?

— Да, конечно, это крупные проекты, но есть много проектов меньшего масштаба, в том числе те, которые мы делаем со школьниками и студентами. Например, они уже воплощают идеи повышения производительности труда при помощи инструментов Производственной системы ГАЗ — это студенческие работы с конкретными результатами на заводских участках, на конвейере.

— Вы упомянули школьников. Вы и школьниками занимаетесь?

— Мы пришли к тому, что начинать работать нужно не со студенческой скамьи, а с более раннего возраста. Во-первых, это профориентация, во-вторых, если ребята осваивают технические знания в игровой форме, им намного проще потом учиться. Уже с 2012 года мы стали акцентировать внимание на более юной аудитории, «зашли в школы». На базе нашей Академии современных технологий автомобилестроения имени А. Н. Моисеева (это наш корпоративный университет) работают два технопарка: один — это наш проект «Кванториум» (вместе с Министерством просвещения) и второй — наш собственный Центр изучения цифровых технологий «ТехноСпейс». Вот в этих двух технопарках у нас занимаются порядка 600 школьников, и из Нижнего Новгорода, и из области. Мы даем им глубокие знания в области точных наук (математики, физики), шахмат, а также инженерные компетенции. Наставниками в этих технопарках выступают наши сотрудники, некоторые из них сами когда-то ходили в «Кванториум», в робототехнические кружки, обучились, поступили, окончили вуз, работают у нас в ОИЦ и выступают преподавателями в технопарках.

Фестиваль «Робофест» в рамках программы «Робототехника»

— А что ребята делают в технопарках своими руками? Роботизированные модели?

— В том числе и роботизированные модели. Ребята занимаются прототипированием, моделированием, программированием, электроникой, работают над реальными кейсами наших предприятий. В технопарках есть автоквантум, робоквантум, интернет вещей и другие необходимые для формирования компетенций инженера будущего направления. И, конечно же, важное направление — углубленное изучение физики, математики, где школьники напитываются знаниями, которые потом проявляются в инженерных компетенциях.

— Вы еще сказали о шахматах. А как шахматы помогают?

— Развитие логического мышления. Ребят это тоже увлекает. Нам же нужно создать среду, чтобы им было интересно. Английский язык мы тоже изучаем. И кроме того, что мы даем технические знания, мы их учим работать в команде, слышать, слушать друг друга. Важно, чтобы гармоничное развитие было, не только технические знания. Многие дети наших сотрудников там занимаются, и вот такие отзывы слышу, что благодаря этим технопаркам у ребят более осознанный выбор профессии, то есть они уже четко понимают в среднем школьном возрасте, куда хотят пойти.

— А со средним специальным образованием вы работаете?

— Конечно. У нас есть проект «Профессионалитет», куда входят наши профильные техникумы и колледжи в Нижнем Новгороде и Ярославле. И я очень надеюсь, что другие ссузы тоже войдут в этот проект. Преподаватели проходят обучение на наших площадках. Государство вкладывает средства в модернизацию мастерских, лабораторий, и мы, со своей стороны, тоже вкладываем ресурсы, чтобы помочь в этом. Ссузы меняются, мы видим, как на нашей нижегородской площадке идет обновление педсостава, больше появляется молодых преподавателей.

— Не могу не спросить, как отразились санкции на работе ваших высокотехнологичных подразделений. Насколько велики проблемы, стимулируют ли они усиливать связку с отечественной наукой?

— Санкции прошлого года не были для нас шоком. Потребность в тесном взаимодействии с отечественной наукой у нас появилась на современном этапе развития ГАЗа, когда мы приступили к разработке новых высокотехнологичных машин.

Мы все знаем традиционные проблемы со времен СССР: наука отдельно, производство — отдельно, инновации где-то в отраслевых НИИ разрабатывались, без привязки к реальным задачам производств. Понимая это, мы в середине 2000-х стали эти разрывы преодолевать. Первой ласточкой у нас стала программа «Робототехника», которую запустил в нашей стране промышленник Олег Дерипаска. Она позволила создавать условия для занятия молодежи техническим творчеством в связке с индустрией, будущие ученые и инженеры могли проявлять инициативу. Именно благодаря этой программе появились первые российские беспилотные машины. В 2010 году ГАЗ выделил студенческим командам ведущих вузов автомобили «ГАЗель» для переоборудования в автоматизированные транспортные средства. И тогда в первый раз прошло соревнование автомобилей-роботов без водителя — нужно было преодолевать определенную дистанцию, выполнять задания. Это был восторг неописуемый. Сейчас мы такие соревнования проводим ежегодно в Нижнем Новгороде на испытательном полигоне ГАЗа.

Тогда же появились первые робототехнические фестивали, ребята решали конкретные задачи по роботизации, по автоматизации, по логистике. Из этих фестивалей выросли у нас сначала робототехнические кружки, потом — детские технопарки.

— А сейчас вы чувствуете драйв? По вашему ощущению, возможны ли у нас реальные технологические прорывы?

— Я достаточно давно занимаюсь кадрами в Группе ГАЗ, уже более десяти лет, и вижу реальные результаты. Динамика развития — это не бюрократические слова, я ее чувствую в людях. Когда мы начинали, нам говорили: «Ну куда там на такую далекую перспективу? Зачем со школьниками заниматься?» А когда ты видишь ребят, которых знаешь, они у тебя учились в робототехническом кружке, потом пошли в вуз, и там мы их тоже сопровождаем, берем на практику, и они возвращаются к тебе на работу, это, конечно, очень здорово. Это реально вдохновляет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Государство закручивает гайки Государство закручивает гайки

Как защитить граждан и критически важную информационную инфраструктуру?

Эксперт
Человек может получить крылья, щупальца и дополнительные конечности: как ученые расширяют возможности наших тел Человек может получить крылья, щупальца и дополнительные конечности: как ученые расширяют возможности наших тел

Идея, что у людей могут быть крылья или щупальца, может быть фантастической

ТехИнсайдер
Каникулы в джунглях Каникулы в джунглях

О странствиях в тропических дебрях, начавшихся при необычных обстоятельствах

Вокруг света
Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все» Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все»

Эти отрывки из моих интервью наполнены юмором и атмосферой того времени

Коллекция. Караван историй
Как в России вынесли первый приговор за p2p-торговлю на криптобирже Как в России вынесли первый приговор за p2p-торговлю на криптобирже

Первое уголовное дело, связанное с p2p-торговлей

Forbes
В египетском храме нашли полную картину зодиаков. Удивительная находка! В египетском храме нашли полную картину зодиаков. Удивительная находка!

Увлечение астрологией возникло не в 21 веке!

ТехИнсайдер
Сложная проблема Сложная проблема

Рассеянный склероз: что это за болезнь и как она проявляется?

Лиза
От Эдипа до Нарцисса: как изменилось воспитание детей — взгляд нейропсихолога От Эдипа до Нарцисса: как изменилось воспитание детей — взгляд нейропсихолога

Почему все чаще современные дети чувствуют себя несчастными?

Psychologies
Угол презрения Угол презрения

Русские футуристы пытались освистать Маринетти так, чтобы ему это не польстило

Правила жизни
Менингит у детей. Cпасет ли шапка от инфекции? Менингит у детей. Cпасет ли шапка от инфекции?

По симптомам менингит похож на простуду или грипп, но при этом очень опасен

Лиза
Ричард Осман: «Выстрел мимо цели» Ричард Осман: «Выстрел мимо цели»

Глава ироничного детектива Ричарда Османа: «Выстрел мимо цели»

СНОБ
Ретропричинность: как квантовый мир может изменять привычные нам законы физики Ретропричинность: как квантовый мир может изменять привычные нам законы физики

Физики предложили смелую теорию ретропричинности

ТехИнсайдер
Комары-самцы потянулись к людям ради знакомства с самками Комары-самцы потянулись к людям ради знакомства с самками

Почему комары, которые не пьют кровь, все равно собираются около людей?

N+1
Как ездить на АТ и не страдать? Как ездить на АТ и не страдать?

Что такое АТ-шины и как на них ездить?

4x4 Club
Звезды, которые бросили пить Звезды, которые бросили пить

Этих звезд теперь не заманишь на бокальчик просекко и коктейли!

VOICE
Полые люди Полые люди

Многие известные статуи мира можно не только рассмотреть снаружи!

Вокруг света
Лицензия на потребление Лицензия на потребление

Как Джеймс Бонд превратил Холодную войну в развлечение

Weekend
Какое авто выгоднее - гибрид или Какое авто выгоднее - гибрид или

Каким водителям выгодно выбрать гибридный привод?

ТехИнсайдер
Что такое джазовая музыка Что такое джазовая музыка

Джазовая музыка — это…

Maxim
Отцы и дочери: как драма «Солнце мое» стала инди-хитом 2022 года и попала на «Оскар» Отцы и дочери: как драма «Солнце мое» стала инди-хитом 2022 года и попала на «Оскар»

«Солнце мое»: почему авторский фильм нашел популярность и у массового зрителя

Forbes
Диета: Стол №1 Диета: Стол №1

Правила питания для больного желудка плюс примерное меню на неделю

Лиза
Истории о свободе: главные проекты признанного иноагентом Сахаровского центра Истории о свободе: главные проекты признанного иноагентом Сахаровского центра

Главные проекты Сахаровского центра, с которыми он навсегда войдет в историю

Forbes
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Как жалит муравей-пуля, самый опасный муравей в мире Как жалит муравей-пуля, самый опасный муравей в мире

Как муравей-пуля, или Paraponera clavata, получил свое название?

ТехИнсайдер
Быстрее гиперзвука: величайший космический рекорд, поставленный крышкой от люка Быстрее гиперзвука: величайший космический рекорд, поставленный крышкой от люка

Нет ничего удивительного в том, что инопланетяне не вступают с нами в контакт

Maxim
Канадские «суперсвиньи» угрожают животным США. Американцев может спасти «свинья-Иуда»! Канадские «суперсвиньи» угрожают животным США. Американцев может спасти «свинья-Иуда»!

Дикие кабаны адаптировались к суровым канадским зимам

ТехИнсайдер
Как компакт-диски стали самой наглой аферой шоу-бизнеса Как компакт-диски стали самой наглой аферой шоу-бизнеса

Факты, которые мы вспомнили на 40-летний юбилей первого CD

Maxim
Версальское унижение Версальское унижение

Документ, подписанный в 1919 году в Версале, положил конец Первой мировой войне

Дилетант
Вторые на Луне Вторые на Луне

Как продвигается работа над космической программой Artemis?

ТехИнсайдер
Оказывается, красотки: как выглядели в молодости актрисы, которых мы знаем только по ролям бабушек Оказывается, красотки: как выглядели в молодости актрисы, которых мы знаем только по ролям бабушек

Как выглядели в молодости актрисы, которых мы знаем только по ролям бабушек?

VOICE
Открыть в приложении