Ферма с музыкальным уклоном
Компания «Молочная культура» развивает свое отличие от конкурентов по всей производственной цепочке — от изготовления кормосмесей для коров, организации дойки до запатентованной упаковки конечной продукции. Результат — бурный рост продаж
В ежедневный плейлист коров на ферме в поселке Сельцо Волосовского района Ленинградской области входят Моцарт, Бетховен и Чайковский. Утренняя дойка начинается с того, что в бригадирской комнате включают музыкальный центр и через динамики, развешанные по всей ферме, льются благостные звуки классической музыки. Коровы, у которых кроме порядковых номеров есть имена, переходящие от матери к дочке: Одиссея, Милка, Радуга, Улыбка, Красава, — внимательно слушают концерт. И это не развлечение, а технология увеличения надоев и повышения качества молока, которую на ферме проверили опытным путем.
«Когда я пришла на ферму два года назад, коровам уже иногда ставили музыку, но никто не знал, какой именно от этого эффект. И мы решили провести эксперимент, записать результаты наблюдений, а также сделать сравнительные лабораторные анализы молока в разных группах», — рассказывает Татьяна Яковлева, директор АО «Сельцо». Для опыта отобрали коров одного возраста и периода лактации — от нуля до 120 дней, предусмотрели для них одинаковый рацион и время дойки, схожий температурный режим содержания. Животных разделили на три группы; в течение месяца первую группу доили в тишине, второй включали рок-композиции, а третьей ставили классику. Современный рок не зашел коровам совсем: они тревожно смотрели по сторонам, мычали, даже ложились на пол и отказывались есть. А вот на Моцарта и Чайковского буренки откликались положительно: с удовольствием жевали корма, позволяли себя гладить, были спокойными и умиротворенными. Настроение коров отражалось на качестве и количестве молока: под классику резко, почти на 20% по сравнению с обычным доением, повышались надои, молоко имело кремовый цвет и хорошо выраженный вкус. С рок-музыкой все показатели, наоборот, падали; коров даже не стали мучить опытами целый месяц — пожалели.
Ферма «Сельцо» является сельскохозяйственным подразделением компании «Молочная культура», зарегистрированной в 2008 году. На рынок молочных продуктов компания вышла в 2013-м, после запуска собственного перерабатывающего завода в стенах исторического здания 1808 года — усадьбы генерала русской императорской армии, военного реформатора барона Корфа. Правда, здание было почти полностью разрушено и его восстановление оказалось целой эпопеей. Три бригады каменщиков-реставраторов поочередно воссоздавали исторический облик и гранитную кладку бывшего маслобойного цеха, некогда поставлявшего молочную продукцию во дворы Его Величества императора и санкт-петербургской знати. Можно сказать, что этим широким жестом в адрес славного прошлого основатели бизнеса Андрей Ионов и Евгений Чернышев определили миссию компании, созвучную ее названию: нести культуру производства, сохраняя лучшие традиции. А конкретный план — вывести на рынок молочную продукцию, которая отличается по качеству от массового производства крупных переработчиков.
Забегая вперед, скажем, что стратегия «Молочной культуры» «выстрелила», о чем свидетельствует динамика роста выручки — со 102 млн рублей в 2014 году до 861 млн в 2021-м. При этом отметим, что компания вписалась в тренд, наметившийся в последние восемь лет, когда конфигурация молочного рынка стала стремительно меняться, он перестал быть плотно консолидированным ведущими иностранными игроками. Если в 2013 году суммарная доля только «Вимм-Билль-Данна» и Danone составляла 42% рынка, то в 2021 году она съежилась до 16%: эти компании потеснили региональные игроки, которые нарастили производство и стали заходить в высокомаржинальные ниши, такие как производство йогуртов и сыров. «Сегодня “Молочная культура” — крепкая региональная компания с хорошим ассортиментом в высоком ценовом сегменте, опережающая по темпам роста рынок, что, собственно, отмечается и у ряда других успешных производителей молочной продукции в стране. Молочный рынок сейчас очень конкурентный, на 50 крупнейших переработчиков молока приходится около 50 процентов рынка», — говорит генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Кстати, кроме активного продвижения своих брендов в ретейле «Молочная культура» не отказывается от сотрудничества под СТМ — с сетями «Вкусвилл», «Самокат», делает линейку «Зеленая линия» для «Перекрестка», йогурты для Valio. В натуральном выражении выпуск СТМ занимает от 5 до 10% объема производства.
Все начинается с кормов
Точнее, все начинается с сырого молока, которое поступает на завод «Молочной культуры». Кстати, в свое время акционеры не думали идти в молочный бизнес, они купили землю, вместе с которой им досталась старая ферма с породистым, но голодным стадом из голштинских коров, которые считаются молочными рекордсменками в мире: их плановые показатели — 25–30 литров в день, тогда как обычные черно-пестрые дают 18–28 литров, холмогорские — 15–17, красные степные — 11–13. Бизнесменам стало жалко буренок, а когда их откормили и стали получать качественное вкусное молоко, возникла идея организовать собственную переработку. «У нас есть свои поля, где мы выращиваем корма, есть дойное стадо, и было логичным запустить свою переработку, тем более что плечо доставки от фермы до завода короткое — собственным молоковозом за пятнадцать минут привозим, тем самым сохраняя высокое качество молока», — говорит генеральный директор «Молочной культуры» Олег Корж.
По словам Татьяны Яковлевой, средний показатель надоев на ферме составляет 29,6 литра в день на одну корову, и это практически чемпионский разряд: «Мы занимаем почетное третье место в районе по надоям молока, впереди нас только “Гомонтово” и “Рабитицы”, а это ого-го какие великие племенные хозяйства, лучшие в России». Общая численность стада на фермах АО «Сельцо» составляет 1968 голов, из них 920 дойных коров, которые дают свыше 800 тонн молока в месяц. Правда, в 2006 году, когда ферма только перешла в руки акционеров будущей «Молочной культуры», коровы имели весьма печальный вид и давали по семь литров молока в день.
Так что порода породой, музыка музыкой, но без правильного питания не получить хороших удоев. И этому на ферме уделяется особое внимание: коровы питаются по «домашнему меню», без фастфуда в виде сухих комбикормов. «Многие хозяйства просто используют заводской комбикорм, привозят и раздают коровам, но у нас все иначе, мы покупаем только минералы и шроты, все остальное выращиваем и делаем сами, у нас свой размол, плющеное зерно, силос, сенаж, сено», — поясняет Татьяна Яковлева. Земельные угодья компании составляют 2500 гектаров, здесь выращиваются свои злаки, однолетние и многолетние травы, из которых потом готовят кормосмеси, чтобы обеспечить полноценный рацион каждого животного в зависимости от его потребностей, то есть по дням лактации. «Не знаю, что там набухают в заводской комбикорм и напишут, — бумага вытерпит все. Например, есть специальные препараты, которые поднимают протеины. А у нас натуральные протеины и правильное качество кормов, они вкусные, и коровы с удовольствием их поедают», — отмечает директор АО «Сельцо».
Чтобы удовлетворить растущие потребности перерабатывающего завода в молоке, ферма имеет свой план роста: ежегодно увеличивать дойное стадо не менее чем на 10%, соответственно, думать об увеличении стойло-мест и производства кормов. Несмотря на то что ферма относительно небольшая, она максимально механизирована, навозоудаление и раздачу кормов выполняют трактора. Дойные коровы содержатся на привязи, а молоко в процессе дойки сразу поступает в молокопровод. В перспективе, когда вырастет поголовье дойного стада, планируется переход на беспривязное содержание животных.
Живой кефир в оригинальной упаковке
Итак, «Молочная культура» получает в свое распоряжение молоко с высокими качественными характеристиками — от 3,8% жира и 3,3% белка, с обсемененностью на уровне 100–150 единиц при допустимых 400 — благодаря хорошей соматике, культуре смыва и минимального взаимодействия с открытым воздухом. Далее переработчик считает своей основной задачей сохранение полезности и натуральности молока при обеспечении его безопасности. Завод еще в 2015 году получил сертификат менеджера безопасности пищевой продукции FSSC 22000 и ежегодно его подтверждает, что закономерно при работе с большими торговыми сетями. Что касается полезности выпускаемых продуктов и их натурального вкуса, то тут пришлось разрабатывать собственные рецептуры.
График 1. Бизнес «Молочной культуры» растет преимущественно двузначными темпами
К примеру, технологам была поставлена задача сделать такой кефир, который напомнит людям его настоящий вкус. «Для этого пошли по непростому пути — приобретать культуру кефирных грибов во Всероссийском НИИ молочной промышленности, затем самостоятельно их оживлять, выращивать, следить за состоянием, на котором в числе прочего отражаются и погодные условия, получать от них закваску для внесения в молоко, чтобы на выходе видеть продукт именно с таким сгустком и такой кисломолочной остринкой, какие помнят еще люди старшего поколения», — говорит Олег Корж.
Аналогично подошли к рецептуре других кисломолочных продуктов — йогуртов, ацидофильных напитков, а отдельным квестом стала отработка производства ряженки. Чтобы ряженка имела характерный карамельный цвет, ее томят до шести часов при определенной температуре, не дающей свернуться белку, а чтобы она хорошо стояла на полке и не расслаивалась в процессе хранения, подбирают комбинацию заквасок, дающих нужную вязкость и кислотность. При этом для аккуратного перемешивания готовой ряженки в компании сделали размешивающие лопасти собственной конструкции, а чтобы фасовать в тару, не нарушая сгустка, установили нержавеющие трубы большего диаметра.
График 2. Этой весной «Молочная культура» вышла на динамичный рынок мягких сыров
Именно ряженка подвигла компанию на поиск оригинальной упаковки — фирменного стакана с носиком, по которому «Молочную культуру» сегодня узнают и отличают в любых торговых сетях. Из такого стакана потребителю не приходится вытряхивать кисломолочные продукты, как это бывает с обычной тарой с узким горлышком. «Наш стакан с носом был награжден одной из самых престижных премий в области дизайна Red Dot в 2015 году, мы горды этим изобретением и продолжаем его использовать, параллельно разрабатывая другие виды оригинальной упаковки — к примеру, двухсекционные стаканы для йогуртов, где ложечка хранится не под крышкой, а в отдельном отсеке, — поясняет Олег Корж. Собственно, все эти идеи требуют дополнительных инвестиций, так как упаковка покупается не в массмаркете; компания делает ее сама, заказывая оригинальные пресс-формы для ее изготовления. Причем в текущих условиях экономических санкций такой подход показал не только организационные, но и экономические плюсы: компания не зависит от крупных производителей упаковки и их проблем, закупая компоненты в Китае и Турции, а при случае может перейти и на отечественное сырье.
Влияние музыки на ферме на удои и качество молока
К покорению сырного рынка готовы
За восемь лет активного присутствия на рынке «Молочная культура» нарастила ассортимент более чем до 150 видов продукции; уже были и термостатные йогурты с ложкой со сроком хранения от 14 до 30 суток. Но до 2017 года завод выпускал еще не всю линейку кисломолочных продуктов. В тот момент на производство пришел Олег Корж, который занялся развитием продуктового портфеля в сторону высокомаржинальных позиций. Сначала на производстве освободили место для линии по выпуску классического творога. В 2019 году разработали упаковку твин-пот для питьевых йогуртов, изготовили пресс-формы, а следом запустили линию по производству самих йогуртов. В 2021 году отметили рост спроса на йогурты и приобрели еще одну современную линию для изготовления термостатных йогуртов.
В том же 2021 году произошло важное для компании инвестиционное событие: на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко о создании нового комплекса по производству мягких сыров. По соглашению, «Молочная культура» получила возможность воспользоваться субсидиями на возмещение затрат в размере 15% от вложений. Само здание было построено за несколько месяцев, в декабре 2021 года его уже сдали под дальнейшее оснащение оборудованием. Объем инвестиций в проект составил 1 млрд рублей.
В марте состоялся запуск новой площадки проектной мощностью около пяти тысяч тонн мягкого сыра в год, и в настоящее время первая линейка продуктов проходит листинг в торговых сетях. «В основной линейке производства будут творожные сыры для HoReCa и ретейла; кроме того, мы будем выпускать творожные десерты и высокобелковые греческие йогурты, пока по четыре вкуса в каждой категории, всего двенадцать SKU», — рассказывает Олег Корж. Как всегда, «Молочная культура» намерена отличаться на полке оригинальной упаковкой и вкусами: в ассортименте будут творожные сыры с медом и перцем чили, авокадо, травами, а в творожных воздушных десертах потребители почувствуют вкусы сливы, лимона, имбиря и шоколада.
«В целом рынок сыров на протяжении последних лет является самым растущим сегментом молочного рынка, так что, полагаю, продукция “Молочной культуры” может пользоваться успехом, даже несмотря на падающие доходы населения», — считает Артем Белов. По мнению эксперта, риски сырной стратегии компании сводятся только к тому, что не одна она оценила возможности этой ниши: «Я знаю ряд компаний, которые реализуют инвестиционные проекты в тех группах сыров, которые планирует выпускать предприятие. Конкуренция будет расти».
В «Молочной культуре», как всегда, готовы конкурировать и при этом видят для себя много плюсов в развитии сырного направления. К их числу наряду с высокой маржинальностью данного сегмента молочного рынка относится расширение географии поставок за счет более высоких сроков годности творожных сыров, которая составляет сейчас 90 суток, но есть цель увеличить ее до 150 суток — без консервантов, только за счет гигиены производства и хорошей фасовки. «Сейчас наша продукция продается в основном в Центральном и Южном федеральных округах, а с творожными сырами мы дойдем до Урала», — уверены в компании.
P. S. В день сдачи этого номера в печать Татьяна Яковлева рассказала по телефону про новый опыт позитивного влияния музыки на коров. Дело в том, что весенние солнечные деньки растревожили животных, им захотелось на улицу, а когда их стали выпускать погулять, они, вместо того чтобы щипать молодую травку, стали бегать и прыгать — в результате надои упали. Но план есть план. Тогда было принято решение включить на ферме классическую музыку на весь день, и животные потихоньку успокоились. А утром следующего дня доярки удивленно сообщили: молока надоили на 600 литров больше! Великая сила искусства, что сказать.
Справка о компании
Компания «Молочная культура» создана в 2008 году в поселке Сельцо Волосовского района Ленинградской области. Специализируется на производстве молочных продуктов. В активе компании сельскохозяйственный комплекс с земельными угодьями 2500 га, племенное стадо коров голштинской породы численностью 1968 голов, завод по переработке молока. Продукция компании под брендом «Молочная культура» представлена в торговых сетях «Пятерочка», «Ашан», «Азбука вкуса», «Перекресток», «Лента», «Магнит», «О’кей», реализуется на онлайн-площадках «Самокат», «СберМаркет», «Яндекс Лавка».
Выручка — 861 млн рублей (согласно «СПАРК-Интерфакс»).
Общее число сотрудников — 251 человек.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl