Фармацевтическая компания «Сервье» всегда верила в потенциал российского рынка

ЭкспертБизнес

Фармацевты инвестируют — и выигрывают

Французская фармацевтическая компания «Сервье» (Servier) всегда верила в перспективы и потенциал российского рынка. Это дало ей множество конкурентных преимуществ и позволило выстроить крупный бизнес в России

Завод «Сервье РУС» в Новой Москве

«Сервье» — вторая по величине французская фармацевтическая компания в мире. На сегодняшний день «Сервье» — крупный международный игрок, представленный в 149 странах на пяти континентах. В компании работают 22 тыс. сотрудников, в том числе 1,4 тыс. в России. Общий объем продаж группы «Сервье» в 2018 году составил 4,2 млрд евро.

Первые поставки лекарственных препаратов «Сервье» в нашу страну начались в 1984 году, а в 1992-м, в бурный постперестроечный период, компания открыла представительство в России. Сегодня «Сервье» стабильно входит в десятку крупнейших фармкомпаний в России с продажами 19,7 млрд рублей по итогу 2017—2018 финансового года и при этом демонстрирует существенный рост: так, в прошлом году рост бизнеса российского подразделения составил 7,7%.

«Деятельность компании сконцентрирована на пяти ключевых терапевтических направлениях: сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические, иммуновоспалительные и нейродегенеративные заболевания», — отмечает управляющий директор компании «Сервье» в России и странах ЕАЭС Жером Гаве.

Получить московскую прописку

Жером Гаве

Главный документ, определяющий развитие фармацевтической отрасли в России, — государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы («Фарма 2020»). Цель документа — создание в России инновационной фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. «Фарма 2020» ориентирована на импортозамещение, ее главная задача — максимально заменить зарубежные лекарства российскими.

И это одна из госпрограмм, доказавших свою эффективность. Так, «Фарма 2020» предусматривает, что к 2020 году девять из десяти упаковок жизненно важных лекарств на российском рынке должны быть отечественными. Эта цель уже практически достигнута. За последнее десятилетие в России было построено более 30 фармацевтических заводов, в создание которых инвестировали как российские, так и западные производители. Если говорить о «Сервье», то она одна из первых запустила свой фармацевтический завод еще за год до старта стратегии «Фарма 2020», в 2007 году, и сейчас 96% портфеля лекарственных препаратов компании «Сервье» в России производится по полному циклу на площадке в Новой Москве. На первом этапе «Сервье» инвестировала в локальное производство около 65 млн евро и продолжает активно развиваться, вкладывая в среднем 3–5 млн евро в год. Таким образом, вовремя решившись на инвестиции, компания получила большое стратегическое преимущество.

«Россия является одним из пяти приоритетных рынков для группы “Сервье”. В их числе США, Япония, Китай, Россия и Бразилия», — рассказывает Жером Гаве.

«Столичные власти оказывают предприятию поддержку. Сегодня “Сервье” является промышленным комплексом и получает налоговые льготы от городского правительства. Локализация производств иностранных компаний — важный этап развития столичной экономики», — комментирует руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Производственная площадка «Сервье» — фармацевтический завод «Сервье РУС», на котором работают почти 200 сотрудников, — расположена в Новой Москве. «Правительство Москвы предоставляет нам налоговые преференции, которые мы получаем в статусе промышленного комплекса. Мы получили этот статус в 2016 году, и это дает нам серьезное преимущество: наши лекарственные препараты более конкурентоспособны по сравнению с препаратами, произведенными в Европе», — рассказывает Жером Гаве.

«Статус промышленного комплекса могут получить предприятия, которые приносят ощутимую пользу экономике и жителям города. Это позволяет сократить налог на прибыль до 12,5 процента в региональной доле вместо 17 процентов, налог на имущество — в два раза, а земельный налог — в пять раз. Компания также получает льготные ставки арендной платы за землю», — говорит Александр Прохоров.

За счет размещения производства в Москве компания получает не только налоговые или финансовые, но и стратегические преимущества. «Сервье» способствует эффективной реализации «Фармы 2020» за счет локализации собственных продуктов, а также за счет развития контрактного производства. Сегодня крупные фармкомпании, не успевшие построить свои заводы, чтобы оставаться на российском рынке, стремятся размещать производства на отечественных заводах. В этой ситуации «Сервье» предлагает свои производственные мощности другим игрокам. К примеру, в апреле этого года была запущена линия по выпуску инновационного препарата для лечения ВИЧ-инфекции в партнерстве с одной из крупнейших фармкомпаний — британской GSK/ViiV Healthcare.

«Это уже не первая иностранная компания, которая локализует свой бизнес в российской столице. Мы регулярно получаем запросы на размещение их производств на территории города. В частности, благодаря статусу промышленного комплекса, компания “Сервье” получила ряд льгот, что, в свою очередь, позволило ей инвестировать около 130 миллионов рублей в производство нового лекарственного средства», — отмечает заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.

Особенности экспорта

В настоящее время в отрасли обсуждается новая государственная стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2030 года — «Фарма 2030». Минпромторг планирует, что к 2030 году экспорт российских лекарств должен вырасти в четыре раза, до 3,8 млрд долларов. Внутренний рынок к этому времени должен составить 5 трлн рублей. Новая стратегия — логичное продолжение «Фармы 2020»: теперь главной задачей является технологическое перевооружение производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня.

Если российские компании предложат доступные дженерики, биоаналоги или оригинальные разработки, их продукция будет востребована системами здравоохранения многих государств. И здесь умение прогнозировать вновь дало «Сервье» преимущество. «Придя в Россию, мы понимали, что крайне важно действовать последовательно и работать на опережение. На текущий момент наша главная задача — расширение портфеля препаратов, производимых в России, и развитие экспорта», — подтверждает Жером Гаве.

Первые экспортные поставки с площадки в России начались еще в 2012 году. «Это был украинский рынок, и в силу обстоятельств мы были вынуждены остановить эти продажи. Сейчас мы экспортируем в Казахстан и Беларусь. По итогам прошлого года мы произвели 36,1 миллиона стандартных упаковок лекарственных препаратов, и из этого объема более пяти процентов ушло на экспорт. У нас амбициозные планы производства на этот год — 41 миллион упаковок, а также расширение объемов экспорта», — рассказывает Жером Гаве.

Российское производство «Сервье» соответствует международным требованиям стандарта надлежащей производственной практики (GMP). «Все наши производственные площадки, как в России, так и в Европе и других странах мира, работают в соответствии с едиными стандартами качества, безопасности и эффективности. Это основа для того, чтобы наладить экспорт в другие страны», — говорит Жером Гаве.

Вопрос экспорта фармпрепаратов в Европу непрост. Это признают даже во французской компании, однако уверены, что все получится. «Через несколько лет мы планируем выйти с экспортом в Европу. Для этого требуется получить европейский GMP-сертификат, который откроет нам возможности поставок. В перспективе российский завод станет большим производственным хабом по экспорту лекарственных препаратов в страны ЕС», — говорит глава российского подразделения «Сервье».

Еще одно ограничение для развития экспорта может быть связано с активно внедряемой сегодня в России системой маркировки лекарственных препаратов. С одной стороны, это мировой тренд, ведь главная задача маркировки — обеспечить прослеживаемость лекарств и защиту пациентов от фальсификата, и многие страны внедряют такую систему. С другой стороны, в России к обычной маркировке было решено добавить криптокод, который содержит большой объем дополнительной информации. «Такие специфические для российского рынка требования, которые в настоящий момент обсуждаются с отечественными производителями, могут в определенной степени осложнить развитие экспорта, — рассказывает Жером Гаве, — поскольку на сегодняшний день у потенциальных странимпортеров не существует аналогичных требований и зачастую возможностей по считыванию этих криптокодов».

Офсетные контракты

Для промышленной политики Москвы фармкомпании являются приоритетом. Одна из причин открытия производства в Москве — объем столичного рынка. Это становится стимулом для инвесторов открывать в Москве новые лекарственные производства через офсетные контракты.

Офсетный контракт — новая форма государственно-частного партнерства в промышленной сфере. Он предполагает гарантированную госзакупку, против инвестиционных обязательств со стороны предприятий по созданию производства. В данном случае — произвоства лекарственных средств на территории Москвы. Офсетный контракт — это, во-первых, импортозамещение в социально значимых сферах, во-вторых — создание рабочих мест, в-третьих — увеличение налогооблагаемой базы и экономия бюджетных средств на закупку. Такие контракты выгодны столичной экономике: город стимулирует создание новых рабочих мест, а потом получает налоги от новых предприятий. Для инвестора офсетный контракт с Москвой — это высокая надежность покупателя, долгосрочная гарантия сбыта локализуемой продукции, а значит, окупаемость инвестиций.

Инвестор-поставщик при заключении офсетного контракта получает земельные участки, пониженные налоги и арендные ставки, субсидирование до половины расходов на подключение к сетям. Сейчас в приоритете, кроме фармы, транспорт и оборудование для коммунальной сферы. Город и в дальнейшем планирует развивать механизм госзакупки в обмен на инвестиции в локализацию производства поставляемых товаров.

«Москва является одним из крупнейших заказчиков фармацевтической продукции в России, а фармацевтика и производство товаров медицинского назначения — приоритетные направления для локализации производства в столице. Столица первой из регионов заключила в 2017 году офсетный контракт с ЗАО “Биокад”, которое выиграло конкурс на право поставлять препараты для лечения онкологических заболеваний. Компания обязалась инвестировать в развитие производства не менее трех миллиардов рублей и за три года построит высокотехнологичный фармацевтический завод полного цикла на территории особой экономической зоны “Технополис Москва” в Зеленограде, а затем семь лет будет поставлять городу 22 препарата, произведенных на этом заводе», — говорит Александр Прохоров.

Предоставлено пресс-службой компании «Сервье»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
Вышли в плюс Вышли в плюс

Почему мы возвращаемся из отпуска с перевесом?

Vogue
Как удержать свое Как удержать свое

Есть ошибки, которые должны были случиться

Robb Report
«Ужас без конца». Что будет с ценами на бензин после 1 июля «Ужас без конца». Что будет с ценами на бензин после 1 июля

Ожидается подорожания топлива даже в случае продления соглашения о заморозке цен

РБК
«Премодерация была». Как Гоблин, основатели LavkaLavka, MDK и Promobot попали на прямую линию с Путиным «Премодерация была». Как Гоблин, основатели LavkaLavka, MDK и Promobot попали на прямую линию с Путиным

Какие вопросы задавали Владимиру Путину известные блогеры и бизнесмены

Forbes
Все, что вам нужно знать о детоксе Все, что вам нужно знать о детоксе

Вдруг вы решите отказаться от кофе или сахара

GQ
Знакомство с хакерами Знакомство с хакерами

Как хакеры от взлома телефонов перешли к краже ядерного чемоданчика

Esquire
Вот бы Крис Хемсворт забыл про гель для волос и вспомнил про галстуки Вот бы Крис Хемсворт забыл про гель для волос и вспомнил про галстуки

Крис Хемсворт – прирожденный борец со злом

GQ
Проза Esquire: отрывок из нового романа «Спящие воспоминания» нобелевского лауреата Патрика Модиано Проза Esquire: отрывок из нового романа «Спящие воспоминания» нобелевского лауреата Патрика Модиано

В июне выходит книга нобелевского лауреата Патрика Модиано «Спящие воспоминания»

Esquire
Профи против Профи против

Что происходит в сфере пластической хирургии и косметологии

Cosmopolitan
BMW M5 BMW M5

Феерический V8 не скупится на ощущения

Quattroruote
Прощай, Арагви: более трети туристов откажутся от поездки в Грузию Прощай, Арагви: более трети туристов откажутся от поездки в Грузию

Более трети (34%) туристов заявили о намерении отказаться от поездки в Грузию

Forbes
«Мое кино — это утопия» «Мое кино — это утопия»

В июне в российский прокат вышла новая лента Педро Альмодовара «Боль и слава»

Огонёк
Эксклюзивная фотоохота: топ-7 лучших приключений в дикой природе Эксклюзивная фотоохота: топ-7 лучших приключений в дикой природе

Когда отпуск может быть интереснее, чем ты рассчитывал

Playboy
Автопортрет Автопортрет

i30 N разработан в Южной Корее, и буква N в названии авто символизирует шикану

Playboy
День в истории: 22 июня 1941 года. День, когда вторжение немцев застало советскую армию врасплох День в истории: 22 июня 1941 года. День, когда вторжение немцев застало советскую армию врасплох

22 июня в истории СССР

Esquire
Как защитить сад от вредителей и болезней Как защитить сад от вредителей и болезней

Боремся с вредителями и болезнями на садовом участке

Наука и жизнь
У кошки блоги! У кошки блоги!

Эти звезды Интернета не умеют писать и фотографировать (у них лапки)

Добрые советы
Вездесущий натрий Вездесущий натрий

Натрий окружает нас повсюду

Наука и жизнь
Какие модные террасы появились в Париже этим летом Какие модные террасы появились в Париже этим летом

Французский Vogue собирает места, где парижские модницы наслаждаются солнцем

Vogue
Как не перепутать цель со средством? Как не перепутать цель со средством?

Почему важно разделять цель и средства?

Psychologies
Как все-таки надо мыть овощи и фрукты: пошаговое руководство Как все-таки надо мыть овощи и фрукты: пошаговое руководство

Пора уже разобраться в этом вопросе раз и навсегда

Playboy
Оба снизу Оба снизу

Как использовать свою лень во благо

Домашний Очаг
Писатель Сергей Кумыш — о том, почему стоит отправиться в Кампанию Писатель Сергей Кумыш — о том, почему стоит отправиться в Кампанию

Италия — не только Рим, Неаполь или Сицилия

РБК
«Прививки — лучший способ оставаться здоровым». Интервью с экспертом по инфекционной безопасности Джули Гербердинг «Прививки — лучший способ оставаться здоровым». Интервью с экспертом по инфекционной безопасности Джули Гербердинг

В рамках ПМЭФ Forbes Woman встретился с Джули Гербердинг

Forbes
Дела семейные Дела семейные

Эти пары точно знают, как вести вместе бизнес и совмещать его с любовью

Cosmopolitan
8 алкогольных коктейлей с самыми смешными названиями (посмеяться и напиться) 8 алкогольных коктейлей с самыми смешными названиями (посмеяться и напиться)

Одно дело от алкоголя начать смеяться, другое — уже от одного названия

Playboy
Вакуумный упаковщик для дома: какой лучше выбрать Вакуумный упаковщик для дома: какой лучше выбрать

Эти устройства созданы для того, чтобы удалять воздух из упаковки

CHIP
Положение обязывает… Что нужно сделать во время беременности? Положение обязывает… Что нужно сделать во время беременности?

Какие обязанности появляются в жизни будущей мамы в период беременности

9 месяцев
Родительское фиаско. Обращаем ошибки в опыт Родительское фиаско. Обращаем ошибки в опыт

Как преодолеть стыд и страх показаться плохим родителем

Psychologies
Открыть в приложении