Президент корпорации PMI о резком росте российского рынка развлечений

ЭкспертРепортаж

Евгений Финкельштейн: «Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет»

Президент корпорации PMI — о резком росте российского рынка развлечений

Вячеслав Суриков

Евгений Финкельштейн, президент корпорации PMI. Фото: предоставлено пресс-службой Кассир.ру

Евгений Финкельштейн возглавляет корпорацию PMI, в которую входят промоутерская компания PMI Show, билетный оператор «Кассир.ру», компания «PMI-Девелопмент», теннисные корты PMI Sport, детский сад «Лисий Нос». С 2021 года Евгений Финкельштейн является владельцем оператора наружной рекламы «РекМастер». «Эксперт» поговорил с ним о том, что сейчас происходит на отечественном рынке развлечений.

— Какой процент из общих продаж сейчас приходится на электронные билеты?

— Все зависит от исполнителя. До пандемии на Стаса Михайлова электронные билеты не продавались, а на концерты таких групп, как Depeche Mode, продажи электронных билетов могли достигать сорока процентов. Как только началась пандемия, произошел взрывной рост всех интернет-сервисов и вместе с ними — уровня продаж электронных билетов. Сейчас он может достигать 97 процентов. В этой сфере мы опережаем все остальные страны.

— Это поменяло концертную индустрию?

— Никаким образом. Индустрия всего лишь адаптируется к складывающимся условиям. Она первой справилась с импортозамещением. До СВО и пандемии на рынке было до 80 процентов русскоязычной музыки. Да, к нам приезжали такие группы, как Metallica и The Rolling Stones. Это было редко, и они собирали стадионы. Одним из самых успешных по всем показателям у нас был 2019 год. По сравнению с ним в 2022 году у нас произошел рост билетных продаж на 60 процентов в денежном эквиваленте. Стали хорошо продаваться выставки. Очень сильно вырос театр — во многом из-за отсутствия масштабных кинопремьер.

Еще один фактор роста продаж театральных билетов — «Пушкинская карта». В результате театры прекрасно себя чувствуют. Среди российских исполнителей то, что не продавалось никогда, в том числе хорошо забытые имена, в силу дефицита контента стали продаваться. Стали появляться молодые звезды, такие как Shaman, который может собрать три-четыре-пять «Крокусов». Мне кажется, что когда санкции были введены, но иностранная музыка еще оставалась, русскоязычная музыка уже начала расти.

— Удается ли артистам привлекать зрителей на крупные площадки?

— Сейчас мы переживаем не самые простые времена. Больших залов в Москве много: «ВТБ Арена», «Крокус Сити Холл», Music Media Dome, он же МТС Live, «ЦСКА Арена». Контента на все площадки не хватает. Это связано с отсутствием иностранцев и с тем, что часть русских артистов покинули страну. А те, кто остался, не успели дорасти до уровня артистов стадионных. Для этого мало одной-двух успешных песен, для этого нужны годы работы и правильно сформированный продукт.

— Крупные площадки останутся только для спорта или придется подождать,

— Я жду, что после окончания СВО иностранцы и уехавшие российские артисты вернутся. Не надо путать туризм с эмиграцией. Я человек, который прожил некоторое время за границей, я понимаю, как это бывает. Если с рынка ушли японские машины, то пришли китайские и выросли в цене, так же на рынок развлечений могут прийти бразильские или турецкие артисты. Но все равно придет время, когда вернутся артисты, которые хорошо относятся к России, но сейчас не могут высказать открыто свою позицию.

— Почему в концертной деятельности не происходит движения в сторону Азии? Почему бы российским промоутерам не привезти корейскую звезду, поющую в жанре K-pop?

— Южная Корея — недружественная страна. Да, K-pop в России популярен. Но артистам, поющим K-pop, во-первых, не дадут сюда поехать, даже если они очень захотят. Во-вторых, нарушились логистические пути. Например, если к вам едет такой артист, как Madonna, она ведет с собой двенадцать грузовиков оборудования, и, если они встанут на границе, концерт сорвется. Если к нам поедет какая-нибудь группа через Стамбул, ей придется отсидеть пять часов на пересадке и потерять два дня на дорогу. Не все к этому готовы.

— Какие есть еще ресурсы у отечественного шоу-бизнеса?

— Емкость концертно-театрального рынка — сто миллиардов рублей. Концерт для публики — это прежде всего выход в свет. Люди, которые ведут активный образ жизни, они идут либо на концерт, либо на спортивное событие, либо на выставку, либо в клубы. По объему продаж, еще раз говорю, рынок не просел. Даже при существующем дефиците контента, если вы посмотрите на афишу «Крокуса», там нет свободных дат. Замещение происходит не по принципу «ушел какой-то из артистов, на его место пришел другой». Составляющие могут меняться, но общая сумма сохраняется. Те люди, которые ходили на концерты, они так и продолжают на них ходить.

Одним из самых востребованных проектов 2022 года стал балет Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита». Фото: EPA/Yuri Kochetkov/ТАСС

— Можно ли говорить, что индустрия развлечений находится на максимуме возможностей?

— Максимума нет. Индустрия слишком зависит от числа людей, принадлежащих к среднему классу. Но и спада тоже нет. Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет. И публике приходится покупать дорогие билеты.

— Какие события этого года пользовались наибольшим спросом?

— Финал Кубка Гагарина, ЦСКА — «Акбарс». Были проданы все билеты на спектакль Modance со Светланой Захаровой в Большом театре. Прошедшие с аншлагом концерты Дмитрия Билана в «Крокусе». Четыре концерта Басты в «Мегаспорте» и Доме музыки. Какого-то глобального события не было. Но все, что сейчас происходит, от театра до выставок, все очень неплохо продается.

— Как продаются билеты на спортивные зрелища?

— Билеты на Суперкубок России по футболу в Лужниках на восемьдесят тысяч зрителей были проданы за несколько часов. Суперкубок прошлого года, который разыгрывался на «Зенит Арене», тоже прошел с аншлагом. Чтобы кубковые матчи пользовались такой популярностью, такого раньше не было никогда.

— Как это можно объяснить?

— Во-первых, это все та же активная часть населения, которая если не идет на концерт, то может пойти на спортивный матч. Во-вторых, надо отдать должное президенту Российского футбольного союза Александру Дюкову, который превратил матчи Суперкубка в шоу. На нем стали выступать артисты. Зрителей это привлекает.

— Какие еще виды спорта сейчас на подъеме?

— Фигурное катание — на всех кубках сейчас аншлаги, хоккей, биатлон, баскетбол. На «ВТБ Арене» каждые два месяца проходит Hardcore Fighting Championship и тоже с аншлагами.

— Что касается музеев, здесь есть явные лидеры?

— Емкость музейного рынка, чтобы вы понимали, 42 миллиарда рублей. Среди лидеров Третьяковка, Пушкинский музей, Эрмитаж.

— Стало ли сейчас проще продвигать те или иные события?

— Проще не стало. И здесь все зависит от коллектива и от возраста аудитории, которая ходит на его концерты. Все работает в комплексе: наружная реклама, интернет, радио, телевидение. Если, например, это группа Måneskin, ты два дня работаешь в интернете, и этого будет достаточно: все билеты будут проданы. Если тебе хочется заполучить аудиторию старшего возраста и продать им дорогие билеты, ты выбираешь направления — центр и Рублевское шоссе — для наружной рекламы. Все зависит от ценовой политики. Под каждый концерт ты выстраиваешь свою маркетинговую историю.

— Как происходит трансформация билетных операторов в нишевые маркетплейсы?

— «Кассир.ру» никогда не привязывался к продаже концертов. Понятно, что «Партер.ру» ассоциировался с театром. Понятно, что «Концерт.ру» специализировался на концертах. «Кассир.ру» изначально позиционировал себя как сервис по продаже билетов на все площадки и события всех направлений. Для нас продажи билетов в музеи или на речные трамвайчики не стали новостью. Мы хотим уйти в продажи туристических поездок — внутренний рынок растет.

— У вас существуют какие-то фильтры для тех событий, на которые вы продаете билеты? На тот случай, чтобы зритель, разочаровавшийся в том или ином событии, не разочаровался и в сервисе, где он купил на него билеты.

— Мы продавец билетов, не более того. Вы же когда приходите в гипермаркет и покупаете там сгущенку, не предполагаете, что эту сгущенку произвел гипермаркет. У нас одновременно продаются билеты более чем на сто тысяч мероприятий, примерно на сто двадцать — сто тридцать тысяч. Мы единственный билетный оператор, который присутствует по всей стране. Там, где мы являемся еще и организаторами концерта, мы чувствуем свою ответственность. Во всех остальных случаях — нет.

— К чему вы стремитесь?

— К эксклюзивам. Мы сами создаем огромное количество контента, так как являемся двумя лидирующими промоутерами: SAV и PMI. Мы стараемся заключать эксклюзивные контракты. И мы сейчас растем за счет регионов. Мы пришли туда, когда никто не смотрел на регионы. Все компании осели в Москве и конкурировали между собой. Есть регионы, где мы занимаем монопольное положение. И сейчас у нас пятьдесят процентов общего вала дают регионы: Казань, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень и другие города. Ни в одной компании такого и близко нет. Это восхитительный результат. Мы единственные, кто может претендовать на то, чтобы быть национальным оператором.

— Как это произошло?

— Это была двадцатилетняя работа. Мы открывали офисы, делали концерты, приучали людей к электронным билетам. Сейчас мы пожинаем плоды этой работы. В недавние кризисы компания не слишком падала благодаря регионам. Когда началась СВО, продажи билетов в Москве упали на семьдесят процентов, в Петербурге — на пятьдесят. Были такие регионы, как Екатеринбург, где продажи упали всего на десять процентов. И были регионы, в которых вообще не падали продажи. Они психически более устойчивые. Когда началась мобилизация, Москва упала на пятьдесят процентов, Петербург на сорок, а регионы практически не падали.

— Что будет происходить дальше с концертной индустрией? Будет ли больше онлайна?

— Люди ходят на концерты, чтобы соприкоснуться с кумиром и почувствовать его энергетику. Когда ты оказываешься на стадионе и все вокруг начинают петь, ты получаешь необыкновенные ощущения. Онлайн-концерты были данью моде, не более того. Может быть, можно сесть и посмотреть онлайн Евровидение, хотя это для меня не музыкальный конкурс, а скорее конкурс видеоконтента. Я очень мало знаю музыкантов из тех, что там выступили и начали гастролировать, за исключением Måneskin.

— Если я нахожусь в регионе и очень хочу посмотреть спектакль в Театре Вахтангова? Какой у меня есть вариант, кроме как посмотреть его онлайн?

— Если ты хочешь попасть в Театр Вахтангова, ты рано или поздно в него попадешь, спланировав онлайн эту поездку. Потому что ощущение от живого спектакля и спектакля, увиденного онлайн, несопоставимы.

— Так будет всегда?

— Технологии убивали этот бизнес на протяжении многих лет — еще с восьмидесятых годов. Когда-то его очень сильно подорвали игровые приставки. Но человеку в любом случае нужен другой человек. Люди идут на концерт или в театр не потому, что хотят посмотреть что-то новое. Они хотят получить эмоции и почувствовать энергетику тех людей, которые находятся с ними в одном зале. Ты никогда не сможешь это почувствовать, глядя на экран.

— Можно ли из ваших слов сделать вывод, что индустрия развлечений — одно из перспективных направлений для бизнеса?

— Сложно сказать. Когда в индустрию заходят такие гиганты, как «Яндекс», как МТС, это меняет ее лицо. Но есть еще один фактор: этот бизнес — закрытый клуб, он строится на отношениях. Здесь технологии вторичны.

В числе самых успешных театральных проектов 2022 года — программа «Лабиринт» с балетами хореографов Патрика де Бана, Ольги Лабовкиной и Анны Щеклеиной. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда встают поезда Когда встают поезда

В России создан железнодорожный кран большой грузоподъемности

Эксперт
Лена Ужинова Лена Ужинова

Лена Ужинова — одна из самых известных и титулованных российских художников

Правила жизни
Турция на пороге исторического выбора Турция на пороге исторического выбора

Запад продолжает играть против Эрдогана

Эксперт
Любовь тут ни при чем Любовь тут ни при чем

Что такое «синдром разбитого сердца» и чем он опасен

Лиза
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Анонимно сблизиться с сыном в сети, чтобы вернуть его любовь: чем оборачивается хитрость героини новой пьесы «Это все она» Анонимно сблизиться с сыном в сети, чтобы вернуть его любовь: чем оборачивается хитрость героини новой пьесы «Это все она»

Что толкает людей на виртуальные отношения?

Psychologies
Дешевое мясо начинается с сои Дешевое мясо начинается с сои

Как соя участвует в мясной промышленности?

Эксперт
Кто проживает на дне океана: странные фанатские теории о Губке Бобе Кто проживает на дне океана: странные фанатские теории о Губке Бобе

Собрали несколько забавных (и не очень) фанатских теорий о Губке Бобе

Правила жизни
Аварийный вираж на восток Аварийный вираж на восток

После многолетнего спада в России наблюдается всплеск аварийности на дорогах

Эксперт
Жить на море Жить на море

Морской образ жизни подходит тем, кто по–настоящему любит водную стихию

SALON-Interior
Пастораль Пастораль

Как живут сойоты, потомки древнейшего самодийского народа Восточных Саян

Вокруг света
13 самых проблемных подержанных автомобилей. Все они продаются в России 13 самых проблемных подержанных автомобилей. Все они продаются в России

Какие подержанные автомобили грозят проблемами с ремонтом своим владельцам

РБК
Мобилизация по-екатеринински Мобилизация по-екатеринински

Как беспрецедентный рекрутский набор помог России в войне с Турцией

Дилетант
Косметический шум: что это такое и почему тебе давно пора от него избавиться Косметический шум: что это такое и почему тебе давно пора от него избавиться

Мы сталкиваемся с косметическим шумом ежедневно

VOICE
«Я психанул, когда увидел Брэда Питта»: Гоша Куценко рассказал, как опозорился перед голливудским актером «Я психанул, когда увидел Брэда Питта»: Гоша Куценко рассказал, как опозорился перед голливудским актером

Как Гоша Куценко отказался от роли после беседы с Брэдом Питтом

VOICE
Осознать себя Осознать себя

Как сохранить у ребенка активный интерес к жизни и при этом не выгореть самому?

СНОБ
Опасный перекресток Опасный перекресток

Перекрестная аллергия: что это такое и как её избежать?

Лиза
Антагонист обонятельных рецепторов защитил людей от неприятного запаха Антагонист обонятельных рецепторов защитил людей от неприятного запаха

Антагонист обонятельных рецепторов конкурентно ингибировал соединения серы

N+1
«Как рассказать женщине, что мне хочется?»: 3 совета сексолога «Как рассказать женщине, что мне хочется?»: 3 совета сексолога

Как поговорить с партнершей о сокровенном?

Psychologies
Надо было просто умножить на 20: как ученые разгадали секрет «космического» календаря майя Надо было просто умножить на 20: как ученые разгадали секрет «космического» календаря майя

Ученые увидели, что древний календарь майя отражает синодические периоды планет

Вокруг света
Мигрирующие нетопыри сориентировались по магнитному полю Земли Мигрирующие нетопыри сориентировались по магнитному полю Земли

Перелетные летучие мыши ориентируются по геомагнитному полю

N+1
Заигрывания с историей: почему сериал «Царица Клеопатра» оскорбил Египет Заигрывания с историей: почему сериал «Царица Клеопатра» оскорбил Египет

Почему сериал «Царица Клеопатра» вызвал такую бурную реакцию?

Forbes
«Ушац», покоривший Париж: как советский мем вошел в историю и что он значит «Ушац», покоривший Париж: как советский мем вошел в историю и что он значит

«Ушац»: не просто набор букв, а советский мем с историей

VOICE
Зачем на самом деле была построена Великая Китайская стена? Зачем на самом деле была построена Великая Китайская стена?

Интересная и загадочная история Великой Китайской стены

Maxim
12 крутейших игр, в которые играли все, кто родился в СССР 12 крутейших игр, в которые играли все, кто родился в СССР

Некоторые игры нашего детства мы как-то успели подзабыть. А ведь это был восторг

Maxim
Добро с прибылью: чем импакт-стартапы отличаются от НКО и обычного бизнеса Добро с прибылью: чем импакт-стартапы отличаются от НКО и обычного бизнеса

Что такое социальные, или импакт-стартапы, какие у них есть перспективы

Forbes
Мыши забыли о страшном опыте при помощи нейронных связей между гиппокампом и миндалиной Мыши забыли о страшном опыте при помощи нейронных связей между гиппокампом и миндалиной

Ученые перезаписали страшные воспоминания у мышей

N+1
Дюран Дюран

Трудно найти русскоязычного человека, который не видел ни одного комикса Дюрана

Правила жизни
Ритуалы в день рождения: что делать, чтобы привлечь удачу на весь год Ритуалы в день рождения: что делать, чтобы привлечь удачу на весь год

День рождения — не просто дата, которая прибавляет года и полезные презенты

VOICE
Улетный обед: все, что вы хотели знать о питании на борту самолета Улетный обед: все, что вы хотели знать о питании на борту самолета

Как и в каком виде питание попадает на борт самолета? Чем питается экипаж?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении