Экскаваторы нарасхват
На российском рынке дорожно-строительной и прочей спецтехники ажиотаж: строительные компании скупают экскаваторы, бульдозеры, грейдеры и другие виды машин в ожидании существенного повышения утилизационного сбора, который призван повысить степень локализации производства этой техники
В текущем году продажи дорожно-строительной техники (ДСТ) превзошли даже самые оптимистичные ожидания: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам первого квартала 2021 года, спрос на такую технику подскочил на целых 26% по сравнению с первым кварталом 2020-го — до 3600 единиц. В последние месяцы со складов стремительно исчезают экскаваторы, погрузчики, тракторы, самосвалы, грейдеры и прочие типы строительных машин.
Впрочем, продажи ДСТ поступательно прирастают уже шестой год после драматического обрушения в 2015–2016 годах. Те времена участники рынка вспоминают как страшный сон: после кризиса 2014 года продажи рухнули более чем вдвое — с 14 тыс. единиц в 2014-м до 6200 и 6000 в 2015-м и 2016-м. Начиная с 2017 года рынок ДСТ пытается отыгрывать столь жесткий провал: в 2017-м он отскочил от дна на 46% (до 9000 единиц), далее в течение двух лет прирос еще более чем на треть — до 13,7 тыс. в 2019 году. И даже в сложном 2020-м он оказался пусть в небольшом, но все же в плюсе (см. график 1). Развитие ситуации в этом году в целом предсказать пока сложно: все будет зависеть от того, примет ли правительство решение повысить утилизационный сбор, что кардинально повлияет на расклад сил на рынке.
Стройка подпитывает спрос
К основным видам ДСТ в России относится такая техника, как гусеничные экскаваторы (31% продаж), экскаваторы-погрузчики (27%), а также погрузчики с бортовым поворотом (9%), гусеничные тракторы (8%), колесные погрузчики (8%), колесные экскаваторы (5%), автогрейдеры (4%), катки (4%), асфальтоукладчики (2%), сочлененные и карьерные самосвалы (2%; см. график 2). По данным АЕБ, в нынешнем году самый высокий рост продаж показали автогрейдеры (прирост по итогам первого квартала — 52%), колесные экскаваторы (+38%), экскаваторы-погрузчики (+29%). Скромнее выросли продажи гусеничных тракторов (+18%). Впрочем, некоторые виды техники оказались в заметном минусе — это, в частности, асфальтоукладчики, продажи которых упали на 24%.
На спрос сейчас влияет несколько факторов. Пандемия не сильно сбавила темпы строительных работ. В частности, в России продолжается реализация планов по строительству и ремонту дорог: только на 2021 год запланированы ремонт и строительство 23 тыс. километров дорожного полотна, а до конца 2024-го предполагается отремонтировать еще 77 тыс. километров и построить 8500 километров региональных и федеральных дорог. Не сокращаются темпы и других видов строительства. Даже в условиях пандемии ввод нового жилья в России составил 80,6 млн кв. м, это всего на 1,8% меньше, чем в 2019-м, и сейчас объемы строительства растут: по прогнозам Минстроя, в 2021 году в России будет в общей сложности построено 85 млн кв. м жилья.
«Государственные программы модернизации инфраструктуры и дорожного строительства напрямую влияют на увеличение продаж дорожно-строительной техники, — комментирует Кирилл Осипов, руководитель отдела оценки имущества ГК “Альфа-Лизинг”. — Самыми продаваемыми типами спецтехники остаются гусеничные экскаваторы массой 20–30 тонн, бульдозеры 16–20 тонн, экскаваторы-погрузчики, фронтальный погрузчики и самосвалы с колесной формулой 6×4, 6×6, 8×4. Для участия в государственных тендерах и в целом для выполнения поставленных задач строительные компании активно обновляют и увеличивают свои парки такой техники».
Впрочем, более веская причина, которая сейчас стимулирует продажи дорожно-строительной техники, — ожидание внушительного роста цен на нее. С одной стороны, как и на автомобильном рынке, цены растут из-за колебаний курса национальной валюты, с другой — на рынке последние полгода идут разговоры о существенном повышении утилизационного сбора. По планам Минпромторга, по некоторым позициями утильсбор на спецтехнику может быть увеличен в два раза и более. Если эти планы будут реализованы, только в текущем году порядка двух третей всей продающейся в России спецтехники, по оценкам участников рынка, может подняться в цене на 15–25%. «На данный момент ситуация остается неопределенной. Проект по повышению утильсбора отправлен на доработку в Минпромторг, обсуждение конкретных ставок еще продолжается, но нельзя исключать, что повышение утильсбора в этом году все же произойдет. Кроме того, на рост спроса оказывает влияние дефицит техники в целом. Многие клиенты, видя полупустые склады дилеров, стараются ускорить процесс принятия решений о покупке машин», — отмечает Петр Плаунов, региональный директор по развитию бизнеса JCB в России.
Сложный путь локализации
Повышая утильсбор, правительство пытается кардинальным образом повлиять на развитие производства техники внутри страны. В последние годы в продажах дорожно-строительной техники в России доминируют иностранные производители, на которых, по оценкам АЕБ, приходится порядка 80% всех продаж. К ним относятся такие компании, как британская JCB, шведская Volvo, американские John Deere, Caterpillar, японские Hitachi, Komatsu. Как и в автомобильном секторе, власти пытаются стимулировать иностранные компании выпускать технику на российской территории и ищут инструменты поддержки оставшихся российских производителей, в том числе с помощью утилизационного сбора.
Утилизационный сбор на продажу спецтехники в РФ был введен еще в 2016 году. Формально он объясняется заботой об окружающей среде — дескать, таким образом бюджет компенсирует расходы на утилизацию техники после окончания ее эксплуатации. Однако, как и в отношении автомобилей, утильсбор — это, по сути, протекционистская мера, призванная защищать отечественных производителей: компаниям, которые производят технику на территории РФ с высокой степенью локализации, государство компенсирует уплату этого фискального обременения.
В настоящее время в России работают несколько заводов крупных иностранных производителей, среди них Caterpillar (город Тосно Ленинградской области), Komatsu (Ярославль), Hitachi (Тверская область), а также Volvo (Калуга). Противостоять иностранцам на рынке пытаются такие российские производители спецтехники, как «ЧТЗ-Уралтрак», «Четра», «Кранэкс», «ДСТ-Урал», «Дормаш», «Эксмаш», Камский тракторный завод, «Раскат», а также совместное российско-американское предприятие «РМ-Терекс» (объединяет предприятия «Тверской экскаватор», «Брянский арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины», Заволжский завод гусеничных тягачей).
В некоторых сегментах ДСТ российские производители составляют успешную конкуренцию зарубежным маркам. В частности, российские компании успешно продвигают на рынке некоторые типы экскаваторов, тракторов. В сегменте грейдеров доля отечественных машин составляет 55%, в сегменте бульдозеров — 35%. «Наше предприятие сейчас входит в тройку ведущих поставщиков бульдозеров премиум-сегмента на российский рынок, — рассказал “Эксперту” Владимир Антонов, исполнительный директор чебоксарского завода “Четра”. — Мы составляем достойную конкуренцию Komatsu и Caterpillar и в текущем году рассчитываем достигнуть доли в двадцать процентов рынка».
Однако российские производители преимущественно производят более доступную технику, в нишах высокотехнологичных моделей они не всегда могут конкурировать с иностранцами. Например, в сегменте фронтальных погрузчиков доля российской продукции составляет всего четыре процента, такую же долю отечественная продукция имеет в нише асфальтоукладчиков. «Почти не собираются в России сложные машины: асфальтоукладчики, дорожные фрезы, ресайклеры, харвестеры, форвардеры, буровые станки. Здесь необходимо иностранное участие, у них технологии, а без технологий никак, — комментирует Дмитрий Матвеев, эксперт по продажам спецтехники и генеральный директор компании “Мой автопрокат”. — Практически все компании, которые занимаются локализацией своих производств, сталкиваются с проблемами при поиске поставщиков необходимых материалов и компонентов на территории Евразийского экономического союза. У отечественных производителей нет необходимых технологий, они сильно отстают во внедрении и развитии инноваций».
Одновременно представители иностранных предприятий в России жалуются на незначительный объем российского внутреннего рынка спецтехники, из-за чего экономическая оправданность локализации в России для них находится под большим вопросом. «До падения рынка спецтехники в 2014–2015 годах несколько крупных производителей, в том числе Volvo CE, построили в России современные заводы по выпуску экскаваторов, — говорит Андрей Комов, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ. — Инвестиционные решения принимались исходя из прогнозов роста рынка, объемы которого, как нам тогда казалось, были пока небольшими — около семи тысяч экскаваторов. Однако спрос на эти машины упал и пока не только не повышается, но и все еще не может вернуться на прежний уровень. Сейчас емкость рынка составляет четыре-пять тысяч экскаваторов в год, в то время как мощность построенных в РФ заводов достигает десяти тысяч машин. При такой низкой востребованности спецтехники ее локализация — экономически неосуществимая задача».
Тем не менее иностранные компании пытаются локализовать свою продукцию в России. Например, недавно на заводе Hitachi под Тверью начали выпускать ковши для экскаваторов, которые раньше поставлялись из Японии. Однако пока уровень локализации иностранной спецтехники все же невысок, по некоторым, особенно высокотехнологичным моделям, он не превышает 15–20%. «Текущие требования по локализации весьма жесткие и требуют значительных объемов инвестирования, — говорит Юта Кацусима, директор подразделения по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia. — В то же время обороты производителей строительной техники ниже, чем, к примеру, у автопроизводителей, поэтому свободных средств для инвестирования сравнительно меньше. Конечно, у компаний есть стремление снизить производственные издержки за счет использования материалов и компонентов местного производства без ущерба для качества конечного продукта. Однако мы пока не наблюдаем, чтобы государственные требования по локализации смогли бы стимулировать развитие местных поставщиков компонентов надлежащего качества, достаточного для удовлетворения потребностей локализующихся производителей».
«Мы считаем, что требования по локализации сейчас завышены и выполнить их невозможно, — продолжает Андрей Комов. — Например, предприятию, выпускающему экскаваторы, нужно локализовать двигатели, а строительство завода нерентабельно при объемах производства ниже 20 тысяч моторов. Минпромторг предлагает устанавливать на машины российские агрегаты, однако это невозможно: двигатель — сердце машины, он обладает массой конкурентных преимуществ. Можно, конечно, допустить, что мы построим предприятие по производству двигателей в РФ и будем экспортировать основной объем продукции в другие страны, где у нас есть сборочные заводы. Но для этого требуются привлекательные условия для инвестиций, то есть произведенные здесь агрегаты должны быть конкурентоспособными с точки зрения себестоимости в сравнении с моторами, изготовленными на заводах в Европе или Индии. В текущей ситуации мы не знаем, как это сделать. Тем более что мы медленно, но верно идем в сторону отказа от ДВС и перехода на электродвигатели и водородные двигатели».
Дифференцированный подход
Минпромторг пока не принял окончательного решения о повышении утилизационного сбора на спецтехнику. Сообщается, что проект этого постановления отправлен на доработку. Участники рынка относятся к нему неоднозначно. С одной стороны, поддерживать процесс локализации нужно, но с другой — меры протекционизма оправданны в тех случаях, когда есть что защищать. В противном случае повышение утильсбора может увеличить себестоимость дорожных и строительных работ и в конечном счете переложит это повышение цен на потребителей.
«Повышение утилизационного сбора, безусловно, в той или иной степени будет стимулировать локализацию. Однако к трудностям локализации в России можно отнести низкие объемы производства, высокую вариативность требуемых компонентов, отставание в производстве локальных технологий, отсутствие современной сырьевой базы по металлам, пластикам и другим материалам», — считает Михаил Гурьянов, генеральный директор компании «Соллерс Инжиниринг».
«Наше предприятие положительно оценивает планируемое повышение утильсбора, — говорит Андрей Печеркин, директор по маркетингу компании Челябинского тракторного завода “ЧТЗ-Уралтрак”. — Выпускаемая нами техника имеет высокий процент локализации: например, степень локализации гусеничного бульдозера составляет 95–98 процентов, то есть большая часть комплектующих производится на самом предприятии и на других отечественных заводах. Мы также стараемся пополнять продуктовую линейку новыми моделями, например трактором с электромеханической трансмиссией. В частности, ЧТЗ имеет большой опыт в производстве дизель-электрических машин, выпуск ДЭТ-250 был налажен еще в 1957 году, затем — ДЭТ-320, ДЭТ-400. Сегодня мы активно совершенствуем это направление, в то время как, например, компания Caterpillar начала вести похожие разработки только в 2020 году».
Очевидно, властям следует дифференцировать свой подход к повышению утилизационного сбора: в тех сегментах, где у российских производителей есть перспективы, его стоит повысить, а там, где отечественные компании не могут справляться с запросом потребителей, фискальную нагрузку усиливать не стоит. Но в любом случае повышение утилизационного сбора будет влиять на дальнейшее развитие рынка. «Если ставку утильсбора в итоге повысят, мы будем наблюдать увеличение рынка спецтехники до момента вступления решения в силу, — прогнозирует Юта Кацусима. — Затем в течение короткого времени возможна стабилизация за счет обеспечения отгрузок техники по старым контрактам или по прежним ценам со стоков. Далее ожидается период значительного спада рынка, после которого у потребителей наступит принятие сложившейся ситуации и новых цен на технику. Затем спрос может начать постепенно восстанавливаться. В целом мы не ожидаем, что уровень рынка в 2021 году будет соответствовать уровню 2020 года. В лучшем случае показатели окажутся аналогичными, возможно даже некоторое падение в пределах пяти-десяти процентов по сравнению с прошлым годом. А рост рынка, который наблюдается сейчас, будет нивелирован падением спроса после вероятного увеличения ставок утильсбора».
Фото: предоставлено компанией Hitachi
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl