Как прокатчикам удается осуществлять свою миссию

ЭкспертБизнес

Для чего нужны независимые прокатные компании

И как им удается осуществлять свою миссию — делать как можно более разнообразным репертуар отечественных кинотеатров

Вячеслав Суриков

Фото ТАСС

Прокатный бизнес — один из форматов, позволяющих выразить свою любовь к кино; это первое, о чем говорят прокатчики. Любовь к кино заставляет брать на себя связанные с его прокатом финансовые риски. MG — выплачиваемая в долларах минимальная гарантия, размер которой определятся самими правообладателями. Он составляет от десяти тысяч до миллиона долларов, а бывает даже больше. Расходы на продвижение в совокупности со стоимостью изготовления и доставки копий зависят от количества экранов, где выходит фильм, и могут достигать 50 млн рублей — соответственно потенциалу фильма. В независимый прокат могут попадать картины, стоимость прав на которые исчисляется несколькими миллионами долларов. Они выходят на полторы тысячи экранов. В этом случае нельзя обойтись без телевизионной рекламы, и тогда это совсем другие затраты.

Независимые прокатчики работают с фильмами с небольшим бюджетом и неочевидным бокс-офисом, у которых, тем не менее, есть шансы на успех. Надежда Мотина, директор по закупкам и прокату Capella Film («Джульетта» Педро Альмодовара, «Лев» Гарта Дэвиса, «Тоня против всех» Крэйга Гиллеспи с Марго Роби, «Большая игра» Аарона Соркина), объясняет: «Результат проката того или иного фильма непредсказуем. На него влияют те же факторы, что и на все остальные виды бизнеса: экономическая ситуация, погодные условия, такие большие события, как чемпионат мира по футболу. Я помню, как, когда летом были пожары, никто не ходил в кинотеатры или, когда зимой были аномальные морозы, никто никуда не мог выйти. К сожалению, происходит снижение покупательной способности, особенно в регионах. Мы регулярно принимаем участие в региональных фестивалях американского, британского, французского кино. И видим, что в Москве и Санкт-Петербурге интерес к таким событиям есть, люди приходят, а в регионах с этим очень тяжело. Там люди если и выбираются в кинотеатры, то на какие-то семейные фильмы, куда они ведут детей, либо на очень крупные релизы, которые рекламируют по всем каналам».

Первые, с кем должен договориться прокатчик, — правообладатели. В новейшей истории отечественного кинопроката есть случаи, когда контракты на выпуск фильма в России подписывали чуть ли не на коленке, но в большинстве случаев здесь работают личные связи прокатчиков и репутация компании. Между прокатчиками может развернуться настоящая битва за новые проекты. Ее интенсивность свидетельствует о потенциале фильма. Репутация компании складывается из того, как она исполняет финансовые обязательства и как отрабатывает проект: сможет ли прокатчик добиться максимального результата и получить деньги сверх минимальной гарантии. Кроме того, он может предложить лучшую цену или какие-то специальные условия разделения прибыли. Не последнюю роль играет харизма и обаяние прокатчика. Надежда Мотина поясняет: «Переговоры идут не только со студиями, но и с продюсерами, которые понимают: если они подписывают контракт со мной, фильм выпустят в прокат и будут соблюдены все интересующие их условия. У меня было несколько ситуаций, когда за фильм боролись несколько компаний и продюсеры выбирали мое предложение, потому что я уже работала с ними».

Ключевой момент в прокатной судьбе фильма — выбор даты релиза. Для любого фильма важно не выйти в прокат одновременно еще с одним фильмом, рассчитанным на ту же аудиторию. Но даже если удастся разойтись по дате выхода с аналогичными релизами, это не избавляет от необходимости прикладывать усилия, чтобы объяснить зрителям, почему им нужно пойти в кинотеатр и посмотреть именно этот фильм. Выложить трейлер в Сети недостаточно. При обилии информации, ежедневно обрушивающейся на потенциальных зрителей, трейлер могут просто не заметить. При выборе даты выхода релиза компания учитывает конкурентное окружение: есть ли фильмы этого же жанра или более крупные фильмы — другого, но работающие на ту же аудиторию, и, если есть такие на этой дате, мы понимаем, что они отберут у нас аудиторию. Если в ту же дату выходят голливудские блокбастеры, даже будь они другого жанра, прокатчик понимает: они займут бльшую долю всех сеансов.

Следующий этап — контакт с букерами: теми, кто составляет репертуар кинотеатров. Они обязаны знать предпочтения аудитории кинотеатра, подбирать фильмы в соответствии с ее вкусами и распределять их во времени. Букеры ориентируются в первую очередь на рекламные бюджеты, которыми сопровождается прокат фильма. Здесь независимым компаниям трудно соперничать с мейджорами: 20th Century Fox, Disney, Universal Pictures. Но в этом случае наиболее ярко проявляется их миссия — разнообразить возможности доступа отечественной аудитории к современному кино. Независимая прокатная компания начинает работу с кинотеатрами задолго до выхода фильма: показывает материалы, убеждает их в грамотности своих действий. На то, чтобы преодолеть инерционность восприятия и получать намного более выгодную постановку уходят многие годы. Кинотеатральные сети относятся с недоверием к новым на рынке игрокам. Они просто не понимают, насколько хорошо компания отработает фильм.

Если обобщить принцип распределения доходов от проката фильма между прокатчиком и кинотеатрами, то проще всего сказать, что они делятся пятьдесят на пятьдесят. Но крупные сети могут забирать себе больше половины доходов от фильма, и прокатчику, как правило, достается около 45%. Из них, если фильм успешен, после возмещения собственных расходов он может выделить часть дополнительных доходов, если это оговорено в контракте с продюсерами. Дополнительные доходы возникают от телевизионных продаж (сейчас они снижаются: телеканалы отдают предпочтение своей продукции) и цифровых (растут, но медленно — из-за активности пиратов). Стратегию независимого прокатчика Надежда Мотина формулирует следующим образом: «Главное — хорошее чутье. Если ты выбираешь правильные фильмы, то из десяти фильмов, которые выпустил, какой-то сработает хуже, какой-то лучше, но в целом ты в плюсе. Самое страшное — ошибиться несколько раз подряд по дорогим релизам. У независимых компаний нет подушки безопасности». Пример успешного проката для Capella Film (в прошлом году увеличила свою долю на рынке в два раза) — «Капитан Фантастик», продержавшийся в прокате вместо обычных двух недель два месяца, и «Большая игра», собравшая более 80 млн рублей.

Еще один яркий пример успешного проката, реализованного одной из отечественных независимых прокатных компаний, — фильм Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы». Он вышел в России в феврале прошлого года на 130 экранах. На родной территории был показан год назад, и в России оказался уже доступен в пиратской версии. Компания посмотрела на результаты проката фильма в Италии и решила провести эксперимент, ничего особенно не ожидая. У фильма не было никаких предпосылок для успеха: имена режиссера и актеров российской аудитории были неизвестны. Фильм в условиях минимизации затрат вышел даже без дубляжа — с одним закадровым голосом. На сегодняшний день картину продолжают показывать в российских кинотеатрах. Его сборы вместо ожидаемых пяти миллионов перевалили за 55 млн рублей. Сработало сарафанное радио. Зрители попадали на фильм по рекомендации, а потом могли прийти на него еще несколько раз — уже с друзьями. В прокатном бизнесе тоже случаются чудеса.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Демография изменит рынок жилья Демография изменит рынок жилья

Старение населения и сокращение молодых покупателей изменят правила на рынке

Эксперт
Chevrolet Traverse. На всех хватит Chevrolet Traverse. На всех хватит

Очередной большой SUV с тремя рядами

АвтоМир
5 стильных завтраков, которые ты обязательно захочешь выложить в Instagram 5 стильных завтраков, которые ты обязательно захочешь выложить в Instagram

Еда существует не только для того, чтобы ее есть, но и,чтобы ее фотографировать

Cosmopolitan
Давайте радоваться друг за друга! Давайте радоваться друг за друга!

Почему мы боимся показывать наши чувства и намеренно демонстрируем сдержанность

Psychologies
Быстрее, выше, сильнее Быстрее, выше, сильнее

Российские футболисты вместе со своими детьми накануне ЧМ-2018

OK!
Summertime: 6 лучших летних веранд Москвы Summertime: 6 лучших летних веранд Москвы

Советуем забронировать столик на одной из самых красивых террас в городе

Cosmopolitan
Подводные трубопроводы: как это работает Подводные трубопроводы: как это работает

Есть вещи, которые никогда не перестанут вызывать восхищения

Популярная механика
Другой ракурс Другой ракурс

Краткая сводка звездных новостей

StarHit
Смотрим «Во власти стихии»: это как «Эверест», только теперь в океане! Смотрим «Во власти стихии»: это как «Эверест», только теперь в океане!

MAXIM посмотрел «Во власти стихии» и написал рецензию без воды и спойлеров

Maxim
Непредсказуемый финал. Как миллиардеры тратили и зарабатывали на Чемпионате мира Непредсказуемый финал. Как миллиардеры тратили и зарабатывали на Чемпионате мира

Минспорта уже предъявило подрядчикам миллиардные иски

Forbes
Ужас, но не ужас-ужас Ужас, но не ужас-ужас

Грозят ли человечеству смертоносные инфекции, если антибиотики помогают все хуже

Русский репортер
Девочки, не ссорьтесь! Девочки, не ссорьтесь!

Женская дружба — явление противоречивое

Добрые советы
Альтернатива практике осознанности: софрология Альтернатива практике осознанности: софрология

Кому трудно усидеть на месте подойдет софрология

Psychologies
Самые красивые моменты ЧМ-2018: от голов Роналду до сейва Эль-Хадари Самые красивые моменты ЧМ-2018: от голов Роналду до сейва Эль-Хадари

В России стартовал 21-й чемпионат мира по футболу

Playboy
В комфорте и безопасности! Советы для отдыха на даче с малышом В комфорте и безопасности! Советы для отдыха на даче с малышом

Как организовать быт на даче, чтобы можно было приехать туда с ребенком?

9 месяцев
Рожденная в пене Рожденная в пене

Дочка Джонни Деппа и Ванессы Паради Лили-Роуз Депп взяла от них все лучшее

Vogue
Повседневное фантазирование: как и зачем мы придумываем другую жизнь? Повседневное фантазирование: как и зачем мы придумываем другую жизнь?

Как отличаются фантазии мужчин и женщин?

Psychologies
Самый большой хор в мире Самый большой хор в мире

Встреча с Рустамом Мусиным

StarHit
Теннисный гардероб — по случаю открытия Уимблдона Теннисный гардероб — по случаю открытия Уимблдона

По случаю открытия Уимблдонского турнира, добавьте белого в гардероб

Esquire
Шпион с золотой битой Шпион с золотой битой

Бейсболист, шпион и прототип героя в фильме «Шпионские игры» – Моррис Берг

Maxim
Там, за горизонтом Там, за горизонтом

Кризис среднего возраста — спорная история

Добрые советы
Развивать сырьевую базу и мощности переработки Развивать сырьевую базу и мощности переработки

Президент Русской медной компании о стратегии бизнеса и о перспективах отрасли

Эксперт
Капуста, картошка, сосиски Капуста, картошка, сосиски

Найдутся ли в немецкой кухне подходящие рецепты для женщин в положении?

9 месяцев
Единая государственная лихорадка Единая государственная лихорадка

Как пережить ЕГЭ детям и родителям

Огонёк
Календарь садовода Календарь садовода

Что и когда нужно успеть сделать на своем дачном участке этим летом

Лиза
Мужчина совершил виртуозный побег из тюрьмы. Оказалось, зря. А всё из-за жены! Мужчина совершил виртуозный побег из тюрьмы. Оказалось, зря. А всё из-за жены!

Спилберг за такой сценарий отдал бы селезенку и килограммов 10 «Оскара»

Maxim
10 греческих автомобилей: очень редкие штучки! 10 греческих автомобилей: очень редкие штучки!

В Греции на самом деле очень неплохо развито автомобильное производство

Популярная механика
«Мы что, банановая республика?» Главные мемы прямой линии с Путиным «Мы что, банановая республика?» Главные мемы прямой линии с Путиным

Реакция пользователей сети на «прямую линию» 2018 года

Playboy
Гороскоп с 13 по 17 июня от астролога Веры Хубелашвили Гороскоп с 13 по 17 июня от астролога Веры Хубелашвили

Какие сюрпризы звезды приготовили для тебя на этой неделе

Cosmopolitan
Звездный час Звездный час

Финалист шоу «Песни» на ТНТ посвятил победу маме

StarHit
Открыть в приложении