Почему компании выбирают нестандартный нейминг и как реагируют клиенты?

Inc.Бизнес

«Ёбидоёби» и «Страшный сон вегана». Как живется адептам хулиганского нейминга

Текст: Анастасия Курашева. Иллюстрации: Александр Костенко

Скандальное или просто очень странное название может помочь компании привлечь внимание и сэкономить на продвижении. Однако ее основателям нужно тщательно продумать концепцию и быть готовыми к вопросам, хейту и даже судебным разбирательствам. Inc. поговорил с владельцами доставки суши «Ёбидоёби», мясной лавки «Страшный сон вегана» и другими любителями нестандартного нейминга о том, почему они выбрали такие названия и как на них реагируют клиенты.

Сеть доставки суши и роллов «Ёбидоёби»

Константин Зимен

сооснователь

— Мы открыли первую точку в Красноярске в 2016 году — в то время это был один из самых высококонкурентных рынков в сегменте общепита в России. Только в разрезе доставки у нас было около 250–300 конкурентов. Из этих 300 мест примерно 50% — доставка суши. Чтобы зайти на рынок, нам нужно было сразу выделиться.

Сначала мы хотели назваться «Имбирный день». Но в декабре 2015 года я с друзьями сидел в кальянной и решил в шутку заглянуть в русско-японский словарь 1975 года. На одной из его страниц обнаружил словосочетание «день недели», которое на японском звучит как «ёби». Потом на глаза попалась «суббота» — «доёби». Мы сложили эти слова и получилось наше нынешнее название «Ёбидоёби», что в переводе с японского означает «День недели — суббота».

Примерно неделю мы вынашивали идею сменить название на эпатажное, думали о рисках и о том, выстрелит ли оно. Друзья говорили, что мы сошли с ума, но в день открытия про нас написали больше 160 изданий, в том числе Lenta.ru и Washington Post. Нам звонили журналисты и поставщики, около 250 человек хотели купить у нас франшизу, которой на тот момент еще не было. В первый день мы заработали 45 тыс. руб., а к концу месяца выручка выросла до 1,2 млн руб. — это отличный результат для рынка Красноярска.

Почти все названия наших сетов тоже как-то переводятся. Например, наборы роллов «Куни Ли» и «Си Сяке» — это не только реверанс в сторону скандальной рекламы, но и реальные слова на японском. «Куни Ли» переводится как «государство», а «Си Сяке» — как «город лосося». Для подбора названий мы берем русско-японский словарь и вручную ищем слова, которые будут вызывающе звучать для российского уха.

За 5 лет работы мы выросли из локального бизнеса в федеральный — открыли точки в 60 городах страны, включая Москву и Санкт-Петербург. В декабре 2020 года «Ёбидоёби» появилась в Казахстане. В планах — увеличить число российских городов до 150 и выйти на рынок Европы и США (на территории Штатов мы уже зарегистрировали товарный знак). Выручка нашей сети за 2020 год составила более 680 млн руб.

Но в нашей истории есть и другая сторона: на нас жаловались в прокуратуру, портили вывески и подавали в суд сотню раз. На юристов за время работы мы потратили около 2,5 млн руб. Суды — не самое приятное место, но это часть любого хулиганского бизнеса.

Аделия Донцова

бизнес-консультант, экс-партнер брендингового агентства Mildberry

— Цель любого бренда — создать уникальный потребительский опыт и выделиться среди конкурентов. Названия с отсылкой к нецензурной лексике или жаргонизмам, немного насилующие сознание потребителя, могут работать. Кроме «Ёбидоёби», мне сразу вспомнился ресторан «Шире Хари».

Проблема в том, что мы сразу понимаем, для какого типа аудитории этот бизнес работает. Чаще всего это заведения, близкие к общепиту, то есть что-то быстрое, дешевое и доступное. Их владельцы выбирают названия, которые укладываются в культурный бэкграунд их потенциальных потребителей. Основную массу людей это устраивает.

Если владельцы «Ёбидоёби» открывают десятки точек, выходят в другие регионы и страны, они точно нашли своего потребителя. Это правильный подход. А если б они пытались ориентироваться на более высокодоходную, образованную и интеллектуальную аудиторию, то вряд ли достигли бы своей цели.

Гастрономическая лавка «Страшный сон вегана»

Ксения Золотухина

владелица

— Лавка открылась в Санкт-Петербурге в августе 2013 года. Название для нее выбрали совершенно случайно. Во время обсуждения девушка Егора Бурдина, одного из учредителей, в шутку предложила такой вариант. Сначала все посмеялись, а потом решили оставить. Из вариантов «Мясная лавка» и «Страшный сон вегана» второй явно звучал прикольнее.

Когда фото вывески опубликовали на сайте студии Артемия Лебедева, это вызвало волну хейта. И гневными комментариями дело тогда не ограничилось. В первые месяцы работы неизвестные разбивали окна лавки булыжниками и оставляли нецензурные надписи на фасаде.

Я пришла работать в «Страшный сон вегана» как раз после того, как увидела пост про лавку у Лебедева. Он написал: «Ох*****, жил бы рядом, ходил бы через день». А я посмеялась и подумала: «Реально кайфовая тема». Необычные названия — это нормальная и абсолютно органичная история в Питере. Спустя несколько дней мы с владельцами познакомились и я получила должность управляющей, а еще через какое-то время лавка стала моей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной

Новый способ пролить свет на загадку темной материи

Inc.
«Глупая программа со стоковыми картинками» с оценкой в $15 млрд: как развивался австралийский сервис Canva «Глупая программа со стоковыми картинками» с оценкой в $15 млрд: как развивался австралийский сервис Canva

История успеха проекта Canva — стартапа для дизайнеров

VC.RU
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Глазами другого Глазами другого

Когда на нас смотрят, мы открываем свою личность заново

Psychologies
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

Что на самом деле вызывает заболевания сердца и сосудов

kiozk originals
Я хочу знать о тебе все: когда начали чипировать людей Я хочу знать о тебе все: когда начали чипировать людей

С каких пор люди активно пытаются чипировать друг друга

Популярная механика
История одной песни: «Sympathy for the Devil» Rolling Stones, 1968 История одной песни: «Sympathy for the Devil» Rolling Stones, 1968

Как возникла самая знаменитая песня о Сатане

Maxim
«Я жаловалась на загруженность, хотя втайне гордилась, что на меня полагаются»: почему культ занятости начинает исчезать «Я жаловалась на загруженность, хотя втайне гордилась, что на меня полагаются»: почему культ занятости начинает исчезать

Как переход на удалёнку заставил сотрудников замедлить темп жизни

VC.RU
«Тут помню, тут не помню»: как включить свою память «Тут помню, тут не помню»: как включить свою память

Даты, имена новых знакомых, адреса «вылетают из головы»?

Psychologies
Айза, Малиновская и другие: звезды, переделавшие себя рекордное количество раз Айза, Малиновская и другие: звезды, переделавшие себя рекордное количество раз

Знаменитости вечно совершенствуют свою внешность

Cosmopolitan
«Это хорошо — хотеть большего»: миллиардер Мордашов выступил в защиту «жадности» бизнеса «Это хорошо — хотеть большего»: миллиардер Мордашов выступил в защиту «жадности» бизнеса

Богатейший миллиардер России Алексей Мордашов: жадность — это двигатель России

Forbes
Путешествующее с прошлого марта стадо слонов добралось до столицы провинции Юньнань Путешествующее с прошлого марта стадо слонов добралось до столицы провинции Юньнань

Семейная группа слонов путешествует по Китарю и добралось до города Куньмин

N+1
Кризисная эпоха в Древнем Египте привела к изменению источников металла Кризисная эпоха в Древнем Египте привела к изменению источников металла

Погребальные предметы указали на изменение торговых отношений в Древнем Египте

N+1
Путеводитель по Третьяковской галерее Путеводитель по Третьяковской галерее

Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий

Культура.РФ
Как художник и моделлер фигурок зарабатывают на своем увлечении с помощью аддитивных технологий Как художник и моделлер фигурок зарабатывают на своем увлечении с помощью аддитивных технологий

Как с помощью аддитивных технологий превратить хобби в прибыльный бизнес

Популярная механика
Скажи целлюлиту Скажи целлюлиту

Выбираем самые эффективные средства против целлюлита

Cosmopolitan
Героини Голливуда: кто и зачем атакует гламур в массовой культуре Героини Голливуда: кто и зачем атакует гламур в массовой культуре

Что Голливуд делает для нормализации женского лица и тела и что с этим не так?

РБК
Люди изменили ландшафт юго-западной Амазонии за тысячи лет до прибытия европейцев Люди изменили ландшафт юго-западной Амазонии за тысячи лет до прибытия европейцев

Искусственные острова преобразили природу на болотах Боливии 3500 лет назад

N+1
Спасательница Малибу Спасательница Малибу

Евгения Вашингтон показала, что такое быть собой вдали от городской суеты

Playboy
46 рецептов хорошей жизни от древних мудрецов 46 рецептов хорошей жизни от древних мудрецов

Иногда стоит вспомнить о принципах стоицизма

Psychologies
Одна вокруг света: забастовка на дороге и самое толстое дерево в мире Одна вокруг света: забастовка на дороге и самое толстое дерево в мире

123-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко, Мексика

Forbes
На душистый хмель: зачем гудит шмель? На душистый хмель: зачем гудит шмель?

Шмелиный век короток — одно лето

Вокруг света
Естественный Медведев. Мысли о самом недооцененном политике современной России Естественный Медведев. Мысли о самом недооцененном политике современной России

Дмитрий Медведев мог бы стать президентом, способным повести страну вперед

СНОБ
«Я никогда не сомневалась в том, что заслуживаю этих денег»: как продюсер Шонда Раймс заработала $350 млн «Я никогда не сомневалась в том, что заслуживаю этих денег»: как продюсер Шонда Раймс заработала $350 млн

Как вера в собственные силы помогла Шонде Раймс заключить контракт с Netflix?

Forbes
Наращивание волос вредно для здоровья? Наращивание волос вредно для здоровья?

Выбираем самые щадящие способы наращивания волос

Cosmopolitan
Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины

Никитиных называли гениальными — педагогов знали в Японии, Европе и США

Cosmopolitan
Смогут ли люди жить под водой Смогут ли люди жить под водой

Что если часть людей поселить под водой?

Популярная механика
Как фотографировать девушку для «Инстаграма», чтобы она осталась довольна Как фотографировать девушку для «Инстаграма», чтобы она осталась довольна

Краткое и простое руководство для фотографов поневоле

Maxim
Как правильно пить коньяк: полный гайд по наслаждению благородным напитком Как правильно пить коньяк: полный гайд по наслаждению благородным напитком

Как подобрать бокал для коньяка и правильно дегустировать этот напиток

Playboy
Курс на Восток. С чего начать знакомство с восточной культурой Курс на Восток. С чего начать знакомство с восточной культурой

Всё, что нужно знать о современной восточной культуре

СНОБ
Открыть в приложении