Drama queen. К 60-летию со дня рождения принцессы Дианы
Сегодня Диане, принцессе Уэльской, исполнилось бы 60 лет. По этому случаю в Лондоне, недалеко от ее резиденции в Кенсингтонском дворце, будет открыт бронзовый памятник в присутствии двух ее сыновей, принцев Уильяма и Гарри. О своей мимолетной встрече с Дианой и о ее судьбе размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич
Хорошо помню тот душный июньский вечер, когда был сделан этот снимок. Я стоял у железной перегородки, когда она вышла из здания нью-йоркского отделения аукционного дома Christie’s. Сразу застрекотали видео камеры, затрещали затворы, полыхнули белым огнем блицы. Я заметил, как она вздрогнула, внутренне заметалась, словно птица, угодившая в силки, но тут же усилием воли взяла себя в руки. Улыбнулась натренированно и фотогенично, замаскировав секундное смятение, и уверенно направилась к лимузину, поджидавшему ее у входа. Несколько мгновений, несколько истерических фотовспышек — и один прощальный жест загорелой тонкой руки из окна автомобиля, бесшумно и медленно заскользившего в сторону Сентрал-парк. Принцессе Диане оставалось жить полтора месяца. В последнюю ночь лета все того же 1997 года она погибнет, находясь приблизительно в таком же представительском авто, по воле случая или злой судьбы закончившем свой пробег в парижском тоннеле Альма.
Конечно, ничего этого я не мог знать, когда нажимал на спуск своей «минольты», пытаясь поймать Диану в свой объектив. Тень несчастья, давно нависшая над ней, уже немного пригасила сияние ее голубых глаз и белозубой улыбки, но все равно в памяти и на фото осталась какая-то сверкающая, перламутровая рябь, как от взмаха крыльев по воде. Появилась, взметнулась, улетела…
Тогда в Нью-Йорке она попыталась проститься со своим королевским прошлым: 80 ее вечерних нарядов были выставлены в полутемных залах перед аукционной распродажей, и каждое как «повесть временных лет». Летопись триумфов и поражений, публичных королевских церемоний и скорбных женских тайн, ставших любимой наживой всех таблоидов мира.
Выставка тогда получилась, на мой вкус, довольно печальная: театральный сумрак, панихидный запах увядающих пионов, платья на манекенах, расставленных как часовые на плацу… Было понятно, что та прошлая жизнь Дианы закончилась, а новая еще не началась. И какой она будет, не знал никто.
По всему, что стало известно, ей не было места в Англии. Бронзовым памятникам, один из которых должны открыть сегодня, — сколько угодно. Ей, живой, — нет.
Даже когда после развода с Чарльзом она попросит брата выделить ей немного земли в родовом поместье для строительства загородного коттеджа для себя и детей, нарвется на унизительный отказ. Резоны, высказанные графом Спенсером, очевидны: присутствие Дианы наверняка привлечет папарацци и туристов, которые сделают жизнь в Элторпе невыносимой для его обитателей. Зато теперь там в одном из подсобных флигелей устроена большая экспозиция, посвященная принцессе Уэльской, а в допандемические времена толпы туристов на автобусах приезжали посмотреть на места, где прошло ее детство. Вход в парк и в замок — 12 фунтов с носа. Для пенсионеров и детей скидки.