Что со мной происходит? Как научить ребенка чувствовать себя
Почему детям бывает сложно понять, что они ощущают? Вместе с психологом Полиной Рычаловой разбираемся, зачем учиться не только бытовым навыкам, но и пониманию себя.
Это мое тело
Наша психика формируется на основе изначального телесного опыта, так что первые впечатления о себе и мире ребенок получает уже с рождения. Условно хорошим стартом будут условия, в которых мама (или тот взрослый, который ее заменяет) способна быть достаточно внимательной к ребенку и его сигналам, хорошо распознавать его потребности и отвечать на них. А они в первые месяцы жизни довольно простые – малыш голодный, хочет спать, хочет на ручки, чувствует дискомфорт от грязного подгузника. Эти телесные состояния возникают постоянно, беспокоят его – а мама откликается, отвечает, реагирует. Реагирует именно на потребности ребенка, а не на свои собственные представления о том, как быть «правильной» мамой, на свои тревогу, стыд или вину. Конечно, такие переживания возникают, но важна способность мамы с ними справиться, психологически перерабатывать возникающие сильные чувства.
Как себя вести
Не волноваться, что не все получается сразу, понять, что вы не сразу сможете научиться понимать ребенка – но этим вы не наносите ему травму. Система «мама-ребенок» формируется в процессе, мгновенно такому научиться невозможно. Постепенно все получится! И не забывайте о своих потребностях тоже.
Что я чувствую
Ребенок растет, учится понимать свою отдельность от мамы, его мир становится все больше, а знания о себе – все шире. Наступает «кризисный» возраст, когда у малыша уже есть свои, отдельные, потребности, но в силу возраста он еще никак не может их донести до родителей в понятной форме. И помните: ребенок у вас скорее всего не «сложный», не капризный, и вы не плохо его воспитываете. Задача мамы в этот период – пробовать понять, что происходит, и говорить об этом с ребенком. Называйте вещи, которые с ним происходят, обозначайте чувства ребенка («Ты хочешь машинку, злишься, что у тебя ее нет».). Это не только констатация поведения и гипотеза об эмоциях, которые испытывает ребенок, но еще и попытка понять его потребность – что именно стоит за визгом и капризами? Далеко не всегда, если малыш кричит, он чего-то требует или делает это из вредности. Может, он устал, не выспался, проголодался, вокруг слишком много впечатлений, что-то болит.
Помощь мамы – не только в том, чтобы назвать происходящее, но и отнестись к этому спокойно и с принятием. Своим поведением и словами мама подает сигнал: то, что с тобой происходит, – нормально, всем иногда бывает тяжело. Такое принятие помогает ребенку постепенно разобраться в своих телесных реакциях и проявлениях, эмоциональных переживаниях. Он еще не способен различить оттенки голода, усталости или телесных проявлений тревоги, поэтому мамина помощь важна.