«Дом-2» под снос: почему закончилась 16-летняя история реалити-шоу и ждать ли его возвращения
В конце декабря руководство телеканала ТНТ объявило о закрытии, казалось бы, вечного реалити-шоу «Дом-2». Причиной такого решения мог послужить конфликт нового руководителя «Газпром-медиа» и продюсеров проекта, а возродиться шоу может в скором времени на YouTube, в TikTok или даже на отдельном телеканале, где будет идти исключительно «Дом-2», узнал Forbes.
6066 дней, или 16,5 лет телеканал ТНТ показывал, как сотни участников реалити-шоу «строили свою любовь» в прямом эфире. Российский проект «Дом-2» стал самым продолжительным в мире ежедневным реалити-шоу. За эти годы он успел породить десятки звезд разной величины, главной из которых стала Ольга Бузова с 22,7 млн подписчиков в Instagram (больше в России только у Хабиба Нурмагомедова), пережить неоднократные нападки родителей, депутатов и РПЦ и принести своим создателям и телеканалу миллиардные доходы.
Forbes разобрался в причинах закрытия скандальной телеэпопеи и узнал, стоит ли ждать возрождения «Дома-2» в новом формате.
Фундамент «Дома»
Идея шоу и первые десять лет его существования — заслуга продюсера Валерия Комиссарова, который в начале нулевых запустил ряд телепрограмм, посвященных семейным отношениям (самая известная — «Моя семья» на канале «Россия»), две радиостанции, а также курировал выпуск партийного издания «Единой России», был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах в 2000 году и больше десяти лет подряд работал депутатом Госдумы. В 2003-м тогдашний генпродюсер телеканала ТНТ Дмитрий Троицкий позвал Комиссарова под новую задачу — запустить популярное реалити-шоу. Комиссаров предложил концепцию проекта «Дом», в котором семейные пары на протяжении трех месяцев под постоянным видеонаблюдением строили коттедж. Формат был калькой с британского реалити-шоу «Under Construction» компании Zeal Entertainment, которой ТНТ поначалу платил лицензионные отчисления (размер не раскрывается), рассказывал РБК Троицкий. Действие происходило на территории в 2,2 га на берегу реки у деревни Лешково, земля принадлежала Комиссарову и его близким.
В 2004 году канал ТНТ вместе с продюсером запустил второй сезон телепрограммы, куда вместо семей позвали одиноких людей. На той же территории («поляна») возвели временный коттедж, баню, столовую и лобное место, где каждую неделю решали, кого выгнать с проекта. Постепенно «строительную» концепцию шоу сменила любовная: у проекта появился слоган «Построй свою любовь», а участники погрузились в отношения друг с другом. ТНТ уведомил британских партнеров, что формат переработан, и выплатил отступные за прекращение сотрудничества в размере «нескольких сотен тысяч долларов», рассказывал бывший топ-менеджер ТНТ.
Производство контента взяла на себя принадлежавшая семье Комиссарова компания «Дом работников телевидения и радио» (в реестре СМИ Роскомнадзора она и сейчас указана как учредитель телепрограммы «Дом-2»). В беседе с Forbes Комиссаров рассказал, что заключил с ТНТ договор на производство шоу, который канал ежегодно продлевал. В титрах «Дома-2», однако, официальным производителем с момента запуска указывали «ТНТ-Телесеть», а с осени 2010-го — «Комеди Клаб Продакшн». Сам Комиссаров ответил, что «никогда не понимал необходимости указывать в титрах других производителей, но особенного значения этому не придавал». В пресс-службе ТНТ на момент публикации материала причину такого расхождения не прокомментировали.
Программу на ТНТ транслировали с 20:30 до 21:30 ежедневно. Поначалу ее рейтинги «не вызывали энтузиазма», но затем начался рост, вспоминал в беседе с РБК Троицкий, и шоу решили продлить. В 2004 году, по данным Mediascope, предоставленным по запросу Forbes, доля аудитории (количество человек, смотревших средний выпуск телепрограммы, выраженное в % от всей телеаудитории старше четырех лет) регулярных вечерних выпусков составляла 9,9%, в 2005 году — 10,4%.
Популярности шоу добавляла Ксения Собчак, дочь первого мэра Санкт-Петербурга, которую утвердили на роль ведущей. «Ее не брали на телевидение вообще, а я взял. Потому что увидел, что она живая, интересная и даже искренняя в своей лжи», — рассказал Forbes Валерий Комиссаров. Собчак также признавала, что безуспешно ходила на разные кастинги, а в «Дом-2» попала благодаря Комиссарову. Второй ведущей стала Ксения Бородина, менеджер по туризму, которая мечтала стать телезвездой и постоянно, но безуспешно рассылала везде свое резюме. Участников шоу, по словам Комиссарова, отбирали специальные кастинг-менеджеры и лично автор идеи. Желающие должны были прийти на кастинг в своем городе и соответствовать нескольким требованиям: быть старше 18 лет, не состоять в браке, а также «быть яркой, неординарной личностью и уметь отстаивать свое мнение». На кастингах, писал РБК, часто задавали провокационные вопросы.
«Собчак не брали на телевидение вообще, а я взял. Потому что увидел, что она живая, интересная и даже искренняя в своей лжи»
В 2007 году после крутого взлета доля аудитории «Дома-2» упала до 8,8%, но в 2010-м благодаря открытию новой съемочной площадки «Городские квартиры» (в здании НИИ технического стекла в Москве, 49% которого также принадлежало семье Комиссарова) достиг рекордных 11,3% и продолжил расти. В 2012-м доля регулярных вечерних выпусков «Дом-2» составляла уже 12,5%. За популярный контент на ТНТ готовы были платить: производство шоу в начале 2010-х годов обходилось каналу и связанным с ним структурам примерно в $2 млн в месяц, вспоминал собеседник РБК, близкий к создателям проекта. Комиссаров эту сумму комментировать отказался, но пояснил, что телеканал ТНТ платил ему за производство контента, зарабатывая на рекламе и спонсорстве выпусков, а также на продаже контента на другие телеканалы и прав на товарный знак.
В 2012 году «Дом-2» покинула Собчак. В 2013 и 2014 годах доля аудитории программы на этом фоне упала до 9,7% против прежних 12,5%. «Ксения Собчак повышала уровень шоу, наполняла его смыслом и миссией, — считает креативный продюсер, лектор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Артур Тарасенко. — С ее работой на проекте совпал золотой период «Дома-2». У шоу была миссия — разбирать модели и антимодели в создании и развитии отношений. С уходом Собчак задачи шоу изменились, эта миссия девальвировалась, глубина и качественная рефлексия почти исчезли».
Вести шоу продолжили Ксения Бородина и Ольга Бузова — одна из первых участниц шоу, которая провела на нем около четырех лет, а после решения уйти в 2008-м получила предложение стать соведущей. Впоследствии команду ведущих пополнили участники Андрей Черкасов и Влад Кадони и певица Ольга Орлова.
Рыбзавод на Сейшелах
В 2014 году пришло время в очередной раз продлевать контракт Комиссарова с ТНТ, но вместо этого телеканал в тайне от него построил новую съемочную площадку для «Дома-2» и отдал проект на производство компании «Солярис Промо Продакшн» (СПП), вспоминает одна из бывших сотрудниц шоу. Владел «СПП» Александр Карманов, основатель и владелец «Евразийского трубопроводного консорциума» — крупного поставщика труб для госкомпаний (в 2013 году его структуры выиграли контракты «Транснефти» и «Газпрома» на 30 млрд рублей) и другАркадия и Бориса Ротенбергов.