Предел мечтаний
Мы расстраиваемся, когда дети ничего не хотят и ничем не интересуются. Но сами далеко не всегда бережно относимся к их стремлениям и учитываем желания
«Я хочу быть актером!» — заявляет сын после школьного спектакля. Мама скептически поджимает губы: «Поступить с седьмого раза, четыре года учиться, чтобы потом еще двадцать лет на сцене «Кушать подано» произносить? Мы с отцом тебя всю жизнь содержать не намерены!»
«Я написала рассказ, почитаешь?» — дочь протягивает тонкую тетрадку. Папа улыбается: «Отлично, просто здорово, только посмотри, сколько у тебя тут ошибок! Писатель должен быть грамотным, неси карандаш, сейчас поправим. Ну и на что ты обижаешься?!» Что общего между этими историями? Они обе о том, как взрослые, сами того не замечая, из лучших побуждений обесценивают детские мечты. Почему так происходит и как этого избежать?
Не разлей вода
Специалисты не устают твердить, что ребенок — отдельная личность, желания и способности которой совсем не обязательно должны совпадать с родительскими.
Когда папа или мама не готовы это признать, когда они отказываются воспринимать детей всерьез, возникают проблемы. И не так уж важно, как именно ведут себя взрослые в таких историях. Одни яростно поддерживают инициативы любимого чада, другие не менее яростно им сопротивляются. Результат в обоих случаях один: родители пытаются присвоить себе то, что им не принадлежит.
Казалось бы, что плохого в том, что мама обеими руками за секцию фигурного катания и даже переходит работать на полставки, чтобы возить будущего чемпиона на тренировки и соревнования? Она болеет на трибунах, может часами говорить о внутреннем ребре лутца и количестве оборотов в тодесе. Отменяет встречи с подругами, если надо ехать за новым костюмом или на отборочный тур — в общем, максимально вкладывается в будущее детки. А семь лет спустя после первого выхода на лед сын заявляет, что больше туда ни ногой. Барабанная дробь...
Ребенок счастливо забрасывает коньки на антресоли, а мама остается у разбитого корыта. Горько плачет по ночам или инициирует череду скандалов: она-то пока не готова отказаться от давней деткиной мечты. «Я так старалась, а ты», — говорит она ребенку, и ничего, кроме чувства вины, в нем в ответ не просыпается.
Поддержка, конечно, нужна, умеренная. Вариант «хочешь — пробуй» значительно менее травматичный и более перспективный. Продумайте, как вы можете посодействовать ребенку в исполнении его заветной (на сегодняшний день) мечты, не осуществляя ее вместо него и не принося в жертву жизнь всей семьи. И свою в том числе. Когда события развиваются плавно, без надрыва и ежедневных подвигов, неожиданная смена курса точно не станет трагедией ни для взрослых, ни для детей.