В поисках Гипербореи
Загадочных атлантов древние греки считали давно погибшими, а вот не менее загадочных гиперборейцев — существующими в реальности.
Магия слов «Гиперборея» и «гиперборейцы» обрела неожиданную актуальность в XXI веке, когда на земле не осталось больше белых пятен. В чём же сила этих названий? И что мы знаем об этой удивительной стране и её могущественных обитателях, перед которыми склоняли головы ещё античные авторы?
Гиперборея
«За горами Рифейскими,
где-то на север от Понта,
В странах мирных и ясных,
где нет ни ветров, ни страстей,
От нескромных укрытые
светлою мглой горизонта,
Существуют и́здревле селенья
блаженных людей...».
Так начал своё стихотворение «Гипербореи» популярнейший поэт дореволюционной России — Константин Бальмонт. Случилось это в 1899 году, когда — после многих веков забвения — вновь стали популярными странные интригующие названия, казалось бы, оставшиеся в далёком прошлом человечества: «Гиперборея», «гиперборейцы»...
В памяти читающих людей того времени сразу всплывало что-то из подзабытых гимназических уроков — вроде бы, так называлась какая-то мифическая страна у древних греков. Но удивительное дело — со времён Бальмонта прошло уже больше века, а интерес к сказочной (или не очень?) стране под названием «Гиперборея» не только не исчез, а наоборот — усилился многократно...
Гиперборея и Атлантида
Гиперборея и Атлантида — два популярнейших топоса («места») древнегреческой мифологии. Причём у топосов этих было много общего. И Гиперборея, и Атлантида считались некими «идеальными странами», где всё было совсем иначе (лучше), чем у самих древних греков. А их цивилизации будто бы наголову превосходили цивилизацию древних греков.
Жители этих волшебных стран — гипербореи и атланты — конечно же, были не простыми людьми, а своего рода небожителями, обладающими сверхъестественными способностями (телекинез, телепатия, левитация и так далее). Гипербореи к тому же были ещё и бессмертны. Они не умирали естественным путём — лишь по собственному желанию. «Пресытившись» нескончаемой жизнью, гипербореец бросался со скалы в море.
Стоит также отметить, что сами греки вовсе не рассматривали Гиперборею и Атлантиду как какие-то вымышленные, сказочные страны — для них это были вполне реальные географические объекты. Было лишь одно ключевое различие. Атлантида (для грека) — погибла давным-давно. А вот Гиперборея (всё для того же древнего грека) существовала вот прямо сейчас, в ту самую минуту, когда он говорил о ней. Просто она находилась где-то очень-очень далеко. И добраться до неё было делом крайне сложным, но — при желании — возможным.
Но где именно «очень-очень далеко»? Где же находилась эта загадочная Гиперборея?
«Историческая родина» Аполлона
Само название «Гиперборея» («за Бореем», то есть — «за северным ветром») указывало на то, что страна эта лежит где-то далеко на севере. Но «север» — понятие растяжимое. Долгое время греки не могли сказать точнее. По крайне мере, во времена Гомера и Гесиода (то есть вплоть до VII века до н.э.) представления о географической локализации Гипербореи были весьма расплывчатыми.
Первым, кто решил, образно говоря, «нанести Гиперборею на карту», стал уроженец острова Проконесс (в Мраморном море) по имени Аристей.
По месту своего рождения он получил прозвище Аристей Проконесский. Жил он примерно в VII веке до н.э. (точнее сказать невозможно). Именно Аристей попытался первым из греков лично достичь легендарной Гипербореи. И сподвиг его на это, как ни странно, бог Аполлон...
Дело в том, что согласно греческим преданиям, мать Аполлона — «согрешившая» с Зевсом титанида по имени Лето — родилась именно в Гиперборее. Спасаясь от гнева Геры (ревнивой супруги Зевса), беременная Лето бежала из родных краёв на остров Делос, где и разрешилась от бремени Аполлоном и Артемидой. Согласно всё тем же мифам, сам Аполлон не раз навещал свою «историческую родину» — особенно когда приходилось скрываться от гнева всемогущего Зевса.
По «цепочке» — к Гиперборее!
И вот Аристея заинтересовал любопытный факт, о котором, в общем-то, знали все греки.
Дело в том, что в святилище бога Аполлона на острове Делос регулярно приходили дары от гиперборейцев, которые, оказывается, так же глубоко почитали этого бога, считая его «своим», гиперборейским по рождению. Казалось бы, чего проще: надо поговорить с теми послами, что доставляют дары на Делос, да и расспросить их про то, как добраться до Гипербореи.
Но была загвоздка. «Отец истории» Геродот донёс в своих трудах отголоски глухой древней легенды. Будто задолго до того момента, когда сам Геродот появился на свет, гиперборейцы впервые отправили с дарами на Делос двух девушек: Гипероху и Лаодику. И ещё пятерых мужчин для охраны. Однако делоссцы поступили с посольством «нехорошо». Как именно «нехорошо», Геродот не уточняет, но обратно посланцы не вернулись. С тех пор напуганные северяне передавали свои дары не лично, а «по цепочке» — через своих соседей.
И вот Аристей, будучи сам поклонником Аполлона («одержимый Фебом», как он сам себя называл; Феб — другое имя Аполлона), решил пройтись по этой «цепочке» — только в обратном направлении. И выйти наконец к этой недоступной Гиперборее!
Первопроходцы: Эллины на Урале
Однако путь в страну гипербореев оказался слишком далёким и трудным. Аристей смог дойти лишь до земель племени исседонов. Где жили эти древние исседоны — до сих пор является вопросом дискуссионным. Весьма популярна версия, что они жили на Среднем Урале. И их пребывание там оставило след в названии реки Исеть. В таком случае, Аристея можно назвать первым эллином, проникшим так далеко вглубь материка.