Кто вы, Дитрих фон дер Пален?
Продолжая тему иконографии Михаила Лермонтова, начатую в прошлых номерах журнала, интересно обратить внимание на автора его единственного профильного портрета. Это изображение сделано вскоре после воспетого Лермонтовым кровопролитного боя с горцами 11 июля 1840 года на речке Валерик. Автором карандашного рисунка был вовсе не профессиональный художник, а соратник поэта штабс-капитан барон фон дер Пален.
В Эстонском художественном музее хранится акварельный портрет русского офицера, имеющий подпись: «…Pahlen 1847». Автором портрета условно числится баронесса Мария фон дер Пален. Но эту версию нельзя считать верной. Если речь идёт об известной художнице Марии Ивановне Вуич, то она тогда ещё не родилась, а баронессой фон дер Пален и вовсе стала только в 1879 году. Из современников николаевской эпохи другая Мария, урождённая фон Розеншильд-Паулин, вышла замуж за барона Дитриха фон дер Палена лишь 10 августа 1849 года. Следовательно, за два года до этого она не могла подписываться фамилией будущего мужа. В результате авторство любой Марии фон дер Пален исключается.
На акварели, выполненной не вполне профессионально, изображён обер-офицер гвардейской пешей артиллерии. Белая выпушка на красном клапане обшлага его мундира указывает, что он числился в лейбгвардии 1-й Артиллерийской бригаде. Грудь офицера украшают награды, свидетельствующие о боевых заслугах. Первым в петлице показан солдатский знак отличия военного ордена Святого Георгия. То есть офицер не учился в Пажеском или кадетском корпусе, а начинал службу рядовым или юнкером в одной из строевых частей, тогда же принял участие в войне и проявил храбрость ещё до производства в первый чин прапорщика. Последним в ряду наград виден серебряный польский крест Virtuti militari 5-й степени, который вручали нижним чинам, принимавшим участие в подавлении Польского восстания 1831 года. По всей видимости, именно тогда наш артиллерист и заслужил своего солдатского «Егория».
Несмотря на польский крест, у офицера нет серебряной медали за взятие приступом Варшавы 25 и 26 августа 1831 года. То есть он не участвовал в финальном событии Польской кампании, хотя для штурма мятежной столицы были собраны все главные силы русской армии. Это в сочетании с солдатским Георгиевским крестом является важным признаком для атрибуции портрета. Кроме того, на груди офицера видны полученный за боевой подвиг орден Святой Анны 3-й степени с бантом, а также орден Святого Станислава 3-й степени, ниже которых приколот прямоугольный знак отличия за беспорочную службу.
По спискам офицеров лейбгвардии 1-й Артиллерийской бригады удалось выяснить, что единственным кавалером таких наград в 1847 году был барон Дитрих (или, как его звали на русской службе, Дмитрий Петрович) фон дер Пален. Он являлся представителем эстонской ветви древнего рода шведских баронов фон дер Пален. Так что судьба акварели, приведшая её в конце концов через коллекцию Конрада Маурица в Эстонский художественный музей, вполне объяснима. Ведь наследники барона вплоть до Второй мировой войны жили в Таллине.