Гедимин, Ольгерд, Кейстут и Витовт в русской истории
Появление литовских князей на монументе «Тысячелетие России» оказалось одним из самых спорных решений
Размещение фигур четырёх знаменитых литовских князей среди ключевых персонажей истории Российского государства оказалось для многих неожиданностью. Какое отношение основатели и лидеры Великого княжества Литовского, которое позднее стало частью Речи Посполитой, имели к становлению и возвышению восточного соседа? Ведь на первый взгляд Литва и Москва чаще конфликтовали, чем дружили (а вплоть до XVIII века были разными государствами). Но это лишь упрощённое восприятие более сложных процессов.
Язычник Гедимин и православие
К XIV веку русские земли представляли собой разорённые монгольским нашествием и слабо связанные между собой территории. Иго не сплотило княжества и не прекратило междоусобиц. Просто теперь русские князья в борьбе за верховенство искали покровительства в Орде. В эту эпоху на западных границах Руси громко заявили о себе сильные соседи — литовцы.
История прихода к власти первого из знаменитых князей Литвы, Гедимина (Гедиминаса), окутана тайной. Есть несколько версий. По одной из них, он служил у вождя Витена конюхом и убил его, вступив в сговор с женой правителя, а затем узурпировал власть. По другой, он был то ли сыном Витена, то ли его родным братом. В любом случае именно с приходом к власти Гедимина в 1316 году принято вести отсчёт начала расцвета Великого княжества Литовского.
В своей внутренней политике Гедимин активно опирался на связи с восточными соседями. Он перестроил воинское дело по образу русских дружин. До него литовское войско представляло собой слабо организованное ополчение, способное лишь на набеги и грабежи. Гедимин превратил его в стройные полки, способные на длительные походы и осаду замков и городов с применением стенобитных машин. При Гедимине на границе его владений были возведены новые крепости, способные остановить вторжение неприятелей. Причём львиную долю войска составляли русские полки, возглавляемые русскими военачальниками из соседних удельных княжеств.
Две последние жены Гедимина, Ольга и Ева, были православными княгинями. Детям своим он устраивал браки с христианскими владыками. Причём, как правило, православными. Хотя сам Гедимин до конца жизни оставался язычником. Так, дочь Августу он выдал замуж за московского князя Симеона Гордого (сына Ивана Калиты), а другую дочь, Марию, за тверского князя (и соперника Москвы) Дмитрия Михайловича. Любимого сына Ольгерда Гедимин женил на дочери витебского князя Марье Ярославне. Позднее эта политика привела к появлению обширной прослойки православной литовской знати, тесно связанной с русскими княжествами.
При Гедимине в его новой столице Вильне были построены и католические храмы. Но влияние сторонников римской курии многие годы оставалось слабым. Во многом потому, что основатель литовской государственности был непримиримым врагом католического Немецкого ордена, обосновавшегося в Пруссии и Прибалтике.
«Не разрушать старины, не вводить новизны»
Ещё до Гедимина власть литовских вождей распространилась на территории соседних русских княжеств. Под контролем литовцев оказались Полоцк, Гродно и Берестий (Брест). И это было только начало мощной экспансии.
Политическим и военным путём Гедимин присоединил к своему княжеству земли Витебские, Минские, Туровские и Пинские. В своей завоевательной политике Гедимин руководствовался принципом: «Не разрушать старины, не вводить новизны». Он позволял местному населению придерживаться прежней веры и не вмешивался в устоявшиеся обычаи. В рабство никого не угоняли, а города не превращали в пепелища. Тем, кто помнил нашествие Батыя и его преемников, такая завоевательная политика казалась вполне гуманной.
В конце правления Гедимин обратил свой взор на южно-русские земли. Он организовал походы на Владимир-Волынский и на Киев. В 1321 году на реке Ирпени литовцы разбили объединённое войско киевского, переяславского и двух брянских князей.
Постепенно под контролем Гедимина оказалось в разы больше русских земель, чем собственно литовских. В письмах он подписывается: «Гедимин божьей милостью повелитель литовцев и русских». При Гедимине в Вильне построили первый православный храм, а само население было преимущественно русским.
Таким образом, Гедимина можно смело называть «собирателем» западных и южных русских земель. В этом качестве он стал своеобразным конкурентом московских князей. И вскоре это привело к затяжным конфликтам.
В 1341 году Гедимин пал в бою с тевтонцами. Распорядиться княжеским престолом он не успел, поэтому на власть претендовали сразу семеро его сыновей. Сначала они постарались решить этот сложный вопрос полюбовно и разделили все владения на равные уделы. В столице Вильне сел младший из сыновей Гедимина — Евнутий.
Но русского сценария с дроблением государства на независимые княжества не произошло. Вскоре стало ясно, что реальных претендентов на высшую власть только двое.