«Даже не извинились»: как прошёл митинг курьеров Delivery Club в Москве и кто собрал «Профсоюз "Курьер"»
Delivery Club уже пообещала рассчитаться с курьерами, ужесточить контроль за партнёрами и подать в суд на посредника, который перестал платить. Но требования активистов этим не ограничиваются.
9 июля в Москве у штаб-квартиры Mail.ru Group состоялась забастовка курьеров Delivery Club, которые несколько месяцев не получали деньги за работу. Курьеры работали на компанию «Амароли», одного из партнёров Delivery Club.
Почему «Амароли» перестала платить, пока неясно. Ещё до акции Mail.ru Group обещала погасить долги перед курьерами и разорвать договор с партнёром, но организаторы забастовки всё равно решили провести акцию и выдвинули дополнительные требования.
Чем недовольны курьеры и чего хотят организаторы акции — в репортаже корреспондента vc.ru.
Кто организовал забастовку
Ответственность за мероприятие взял на себя «профсоюз "Курьер"», который, судя по активности в соцсетях, появился в конце июня. Председатель — левый активист и видеоблогер Кирилл Украинцев.
Он на протяжении нескольких лет критикует капитализм в соцсетях, участвует в различных политических акциях, записывает видео для YouTube-канала «Вестник бури» и пишет посты для одноименного сообщества во «ВКонтакте».
На акции 9 июля Украинцев рассказал корреспонденту vc.ru, что несколько лет назад тоже работал курьером, а позже получил повышение до менеджера, который обучает других курьеров. Незадолго до начала пандемии Covid-19 Украинцев попал под сокращение и потерял работу. Раскрыть название компании активист отказался.
По его мнению, профсоюз возник из-за того, что у курьеров, сотрудничающих с Delivery Club, образовалась критическая масса претензий к компании: им задерживали выплаты и не давали отпуска, а также их штрафовали и насильно переводили на формат работы в качестве самозанятых. Заявление Украинцева подтвердили несколько курьеров, пришедших на забастовку.
Сопредседателем профсоюза стал Саид, свою фамилию он не называет. Последние полтора-два года Саид работает в Delivery Club. Он рассказал vc.ru, что не сталкивался с задержкой выплат, но страдал от штрафов.
Узнав о ситуации других курьеров, Саид решил объединить их и попытаться исправить ситуацию.
По словам Саида, он познакомился с Украинцевым 5 июня, когда прошла другая акция курьеров Delivery Club возле штаб-квартиры Mail.Ru Group. После неё активисты решили создать «Профсоюз "Курьер"»: Саид собирал недовольных курьеров, а Украинцев занимался информационной поддержкой движения.
В «Курьере» несколько отделов, которые занимаются разными направлениями. Есть, например, юрист, который помогает на безвозмездной основе. Украинцев отказался раскрывать количество участников профсоюза, чтобы «об этом не узнали в Delivery Club».