Чтение выходного дня: отрывок из новой книги экономиста Адама Туза о том, как десятилетие экономических кризисов сделало наш мир таким, какой он есть
Финансовый кризис 2008 года оказался более глубоким и продолжительным, нежели предрекали эксперты в самом его начале. Более того, в условиях глобальной экономики именно он — причина того, как выглядит современный мир, а приход Трампа, «брекзит» и декларативный изоляционизм России — цепочка взаимосвязанных событий. По крайней мере, так пишет в своей новой книге «Крах. Как десятилетие финансовых кризисов изменило мир» экономист и историк экономики Адам Туз, которая выходит в декабре в Издательстве Института Гайдара. Как и в предыдущих своих книгах, «Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики» и «Всемирный потоп. Великая война и переустройство мирового порядка, 1916−1931 годы», Туз увлекательно распутывает неочевидные связи между политикой и экономикой — понятным читателю языком.
Esquire публикует отрывок. В главе «Трамп» США получают нового президента, истеблишмент сразу же начинает борьбу с ним, а Европа пытается понять, как на это реагировать.
Двадцать первого июля 2016 г. на подиум в свете огней вышел крупный человек, чей костюм вызывал ассоциации с Капитаном Америка, «Гражданином Кейном» и фашистскими митингами 1930‑х гг. Он поднялся на трибуну, чтобы выступить с речью, призванной изменить американскую историю. Эта речь представляла собой пылкое осуждение администрации Обамы. Оратор нарисовал перед слушателями тревожный образ Америки, одолеваемой терроризмом, насилием и хаосом. Он рассказывал о 180 тыс. нелегальных иммигрантах с криминальным прошлым, которые в этот самый момент «рыскали по стране», терроризируя и убивая невинных американцев. В то же время их жизнь становилась все тяжелее. «Доход домохозяйств начиная с 2000 г. сократился более чем на 4 тыс. долларов. Наш дефицит в торговле промышленными товарами никогда еще не был так велик, составляя почти 800 млрд долларов в год. Не в лучшем состоянии и бюджет. Президент Обама удвоил наш национальный долг <…> И что мы имеем взамен? Наши дороги и мосты разваливаются, состояние наших аэропортов такое же, как в третьем мире, а 43 миллиона американцев получают продуктовые талоны». Почему все так плохо? Все дело в сговоре «большого бизнеса, медийной элиты и главных спонсоров», десятилетиями подминавших под себя систему. И теперь те же самые силы сплотились за спиной его противницы. «Она — их марионетка, а они дергают за ниточки». В этот момент слушатели разразились криками, призывая отправить ее за решетку. Человек на трибуне дал обещание вступить в бой с этим заговором элит ради «отверженных, игнорируемых и брошенных на произвол судьбы <…> уволенных заводских рабочих, общин, задавленных нашими ужасными и несправедливыми торговыми договорами <…> позабытых мужчин и женщин нашей страны. Людей, упорно работающих, но лишенных права голоса <…> История смотрит на нас,— заявил он,— и ждет, дадим ли мы ответ, докажем ли мы всему миру, что Америка—все еще свободная, независимая и сильная страна». Его ответ прогремел по всему залу. Он обещал одно: «поставить Америку на первое место. Нашим кредо станет американизм, а не глобализм».
Если бы кто-то написал сценарий о том, как экономический кризис и упадок демократии приведут к всплеску национализма в США, такая развязка могла бы показаться несколько карикатурной. Но это был не сценарий. Все это происходило на самом деле или по крайней мере было «реальностью». Оратор, о котором идет речь, был тем же самым магнатом из сферы недвижимости и героем телепередач, который месяц назад в Шотландии прилетел на вертолете на поле для гольфа в Тернберри, чтобы выразить восхищение Брекзитом. Дональд Трамп шел на выборы президента США кандидатом от Республиканской партии против Хиллари Клинтон. Главным доверенным лицом Трампа была его дочь Иванка. А для тех, кто оценил ее наряд, в котором она появилась на партийном съезде, универмаг Macy’s рекламировал линию ее одежды в Twitter.