Всё к счастью
Мы уверены: этим летом ты непременно станешь счастливой! Если пока не знаешь как, изучи нашу инструкцию – самую подробную, понятную и не слишком сложную.
О том, что такое счастье, задумываться мы начали еще в школе. Принудительно – во время сочинений, добровольно – заучивая стихи Асадова и записывая в тетрадки разноцветными ручками афоризмы. Недостатка в последних не наблюдалось: высказаться хотели все – от Ларошфуко и Уинстона Черчилля до Коко Шанель и Эриха Марии Ремарка. Особого согласья при всем красноречии в товарищах не было, поскольку тема довольно сложная. Попробуем в ней разобраться с психологом, гештальт-терапевтом Марией Либерман.
Складываем большое из малого
Счастье может быть как ощущением, так и состоянием – вся разница в продолжительности. Первое – это так называемое счастье в моменте, в гештальт-терапии для него есть термин «фулл-контакт». Оно начинается с момента зарождения какой-то потребности, например дружеского общения, совместного переживания эмоций. Потребность трансформируется в желание – ужасно хочется выпить кофе с подругой, поговорить по душам, посмеяться над шутками, понятными только вам двоим. Но если дальше не предпринимать усилий, всё закончится очередным «Надо бы увидеться» в мессенджере, а желание так и останется неудовлетворенным.
Если же пойти дальше – сверить графики, выбрать время, место и вылезти из-под одеяла в выходные, случится встреча – и возникнет то самое долгожданное «Как здорово, что мы есть друг у друга». Это и будет фулл-контакт – полное удовлетворение и счастье в моменте. Оно оставит приятное послевкусие и пару десятков смешных и дурацких совместных селфи.
Радость сохранится до возникновения новой потребности – ощутить морские брызги, запах цветущей сирени или удобную подушку под головой в 11 вечера, а не в три ночи.
Чем больше в жизни таких фулл-контактов, когда маленькие, средние и большие желания становятся реальностью, тем счастливее человек: на работе, в отношениях и вообще в целом. И это уже продолжительное состояние счастья, красивый большой пазл, собранный из крошечных деталей. Оно более глобальное, но, правда, ощущается не так остро. И мы часто заблуждаемся: понимаем под счастьем сам момент фулл-контакта и мечтаем остаться навсегда в искрящей точке пиковых переживаний. Как говорил Фауст, любитель черных пуделей, остановись, мгновение, ты прекрасно.
В жизни это так же сложно, как и в книге: нельзя час подряд пить лавандовый раф или на неделю застыть в объятиях – руки затекут уже через пару минут.
Продуктивнее воспринимать счастье как поток, движение от одного удовлетворенного желания к другому. Хорошо, когда их много, а не одно-единственное, ради которого игнорируются мелкие, но тоже значимые.
Выясняем истинные потребности
Вроде бы получила то, чего хотела, а радости нет, вместо нее досада, обида и разочарование. Такое происходит, если не можешь правильно опознать потребность и начинаешь гадать на кофейной гуще, выбирая доступные варианты. Непонятно, чего хочется? Может, съесть пирожное? Заказать пушистые тапочки в виде коал, соковыжималку и три зеленых кружки в интернет-магазине? Съездить в гости к троюродной тете?
Результат – усталость и очередное обещание считать калории и деньги. Всё потому, что «чем-то» была потребность в нежности или поддержке, которая так и осталась неудовлетворенной.
Часто за одними, казалось бы, вполне конкретными желаниями прячутся совсем другие. И «Хочу уехать в круиз на неделю, чтобы не было связи» означает «Устала от обязательств, работы, отношений», и тут, увы, команда лайнера бессильна. Этим человеческим неумением слышать себя активно пользуются маркетологи. Конечно, именно красная кофеварка и набор капсул к ней вернут ощущение тепла и семейного уюта, а сумка с огромным тяжелым логотипом придаст уверенности в своих силах (особенно физической).
Не оглядываемся на окружающих
Еще одна помеха счастью – подмена своих потребностей чужими. Например, женщина мечтала быть пианисткой, а стала стенографисткой и теперь постоянно отпрашивается с работы, чтобы отвести свою дочь в музыкальную школу. Страшно радуется успехам ребенка: хвалит, обнимает, мотивирует. Если спросить девочку, счастлива ли она играть на фортепиано, та ответит: «Конечно да». Но на самом деле ей важна не игра, а мамино одобрение. Вот бы еще дорога к нему не проходила мимо портретов Грига и Чайковского.